Получи документы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОУ «Чтение сказки «Царевна-лягушка» в обработке М. Булатова

Болонова Юлия Вячеславовна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОУ «Чтение сказки «Царевна-лягушка» в обработке М. Булатова

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка» в обработке М. Булатова»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОУ „Чтение сказки „Царевна-лягушка“ в обработке М, Булатова» размещена в разделах

Цель: знакомство с русской народной сказкой.

Подготовила: Болонова Ю. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад №58» г. Нижнего Новгорода.

Задачи:

продолжать расширять, актуализировать и систематизировать знания детей о русской народной сказке как жанре художественной литературы, ее особенностях и разновидностях;

способствовать формированию умения понимать характер героев сказки, давать оценку их поступков, усваивать последовательность развития сюжета;

формировать выразительность речи, умение воспроизводить и осознавать образные выражения;

развивать коммуникативные навыки: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая;

воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Предварительная работа:

Чтение бытовых сказок, о животных, волшебных, рассматривание иллю-страций к сказкам, беседа по сказкам, работа с пословицами, поговорками.

Материал: книги для выставки, иллюстрации к сказке «Царевна – ля-гушка».

Ход НОД.

I. Вводная часть.

Настрой на работу.

Все на стульчиках сидят,

Дружно на меня глядят.

Руки вверх, руки вниз

И друг другу улыбнись.

Воспитатель: - Дети, любите ли вы сказки? (Ответы детей)

Воспитатель: - В этом сундучке у меня для вас новая книга

Но чтоб открыть сундучок, нам нужно произнести волшебные слова:

Пальчиковая гимнастика:

Тук - тук, чок -чок

Открывайся сундучок,

Будем книгу доставать,

Чтоб скорее просчитать

(Открываю сундук, выясняется, что книги нет)

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, куда исчезла книга? (Дети рассуж-дают, высказывают свои предположения).

Воспитатель: - Смотрите, вместо книги — письмо. От кого оно может быть?

Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти книгу?

Это я, Баба Яга, спрятала Вашу книгу в Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!».

Воспитатель: - Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить.

У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти книгу, чтобы мы могли ее прочитать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей)

Воспитатель: - Во многих русских народных сказках есть один волшеб-ный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет?

Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Воспитатель открывает мешочек, находит там размотанный клубок).

Воспитатель: - Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок.

Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ –

заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки.

Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови сказки»

Дети называют сказки, воспитатель наматывает нить на клубок.

Воспитатель: - Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей)

Воспитатель: - Верно, потому, что вы знаете много сказок!

Этот клубок укажет нам путь в страну сказок.

Произносим волшебные слова:

«Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Воспитатель: - Вот мы и попали в Страну сказок.

А как называется, сказка, о которой мы сегодня будем говорить, вы скажите сами, но сначала надо отгадать загадки.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают.

Загадки:

1. К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит

Там Яга - лесная бабка -

На печи зевает сладко.

(Избушка на курьих ножках).

2. Я — богатый, всемогущий,

Очень стройный, страшно злющий,

Смерти вовсе не боюсь.

Угадайте, как зовусь?

(Кощей Бессмертный)

3. В ступе летаю,

Следы заметаю.

Без чудес старушке

Скучно жить в избушке.

(Баба Яга.)

4. Я в семействе не один,

Третий, неудачный сын,

Каждый, кто со мной знаком,

Называет дураком.

Не согласен я никак -

Не дурак я, а добряк.

(Иван - царевич)

5. Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляя сноровку.

Хлеб пекла и скатерть ткала,

Шила рубашку, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла.

Кто мастерица эта была?

(Василиса Премудрая.)

6. Средь болот жила царевна,

но зелёною была.

Вы же знаете наверно –

- рукодельницей слыла.

Я скажу тебе на ушко,

что царевна та

(Лягушка).

И сегодня мы продолжим чтение сказки «Царевна лягушка».

Эту сказку придумал ни

Писатель, ни поэт, а русский народ много-много лет назад. И рассказы-вали ее такими словами, какие живут только в русских народных сказках.

Садитесь поудобней, слушайте внимательно.

Давайте мы с вами вспомним начало сказки, а потом я расскажу вам, чем она закончилась. С чего все началось?

Было у царя три сына и надумал царь их женить. Велел им стрелять из лука

и куда стрела прилетит там и будет невеста. Старшие братья попали к купцу и боярину, а младший попал в болото и стала его невестой лягушка, да не простая. Решил царь испытать своих невесток.

-Какие задания давал царь своим невесткам? (сшить рубашку, испечь хлеб, прийти на пир)

-Кто лучше всех справлялся с этими заданиями? (Царевна-лягушка)

Чтение отрывка из сказки «Царевна-лягушка».

Физкультминутка

Вы, наверное устали? Ну, тогда, все быстро встали

мальчики потопали, девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись, и на стульчики уселись.

Глазки крепко закрываем, дружно до 5-ти считаем.

Открываем, поморгаем, и работать продолжаем.

Воспитатель: Ребята, а вы всю сказку поняли, вам все слова и выражения были понятны?

В сказке есть много особенных, волшебных слов и выражений.

- Есть такие слова: Закручинился, голову повесил. Что это означает? (гру-стить, загрустил);

- А что значит «смекнула» Василиса? (догадалась).

- А что значит гости «диву дались»? (удивились).

Царь сказал : «Хочу узнать, кто из ваших жен лучше стряпает». Что такое стряпать? (Готовить).

Не тужи. Как сказать иначе? (не грусти).

- Помните, лягушка говорила Ивану Царевичу : «Не тужи, ложись спать, утро вечера мудренее».

Что означают эти слова? Как вы их понимаете? Почему так говорят, поду-майте. (К вечеру человек устает и ему бывает трудно принять какое - то ре-шение, а за ночь отдохнет и утром на свежую голову сразу что-то придумает).

- «Пошел Иван Царевич куда глаза глядят». Что это значит? Как вы понимаете это выражение? (Идет сам не знает куда, куда ноги ведут).

- Вспомните слова из сказки : «Из сундука выскочил заяц и наутек, во всю прыть». Что означает это выражение? «Пустился наутек», как сказать по -другому? (побежал бегом, быстро).

- «Баба Яга спросила у Ивана Царевича : «Дело пытаешь или от дела лета-ешь?» Что это значит? (По делу пришел или от дела бежишь; уклоняешься от работы, бездельничаешь).

Предлагаю вам сыграть в игру «Вспомни и произнеси»

Попробуйте произнести таким голосом и тоном, каким вы думаете, го-ворили персонажи этой сказки.

Девочкам.

• Что сказала лягушка, когда Иван-Царевич попросил её отдать ей стрелу.

(«Возьми меня замуж Иван-царевич, жалеть не будешь!»)

• Что сказала Василиса Премудрая Ивану царевичу, когда увидела, что он сжёг лягушечью кожу. («Ах, Иван-Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного»).

• Что говорила лягушка, когда Иван-царевич грустный приходил от царя,

который давал задание для невесток? («Не тужи, Иван-Царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее»).

• Как Баба Яга рассказала Ивану-царевичу о смерти Кощея Бессмертного.

(«Его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук весит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет»).

Мальчикам.

• Что сказал царь сыновьям, когда они спросили «За кого же нам, ба-тюшка,

посвататься?» («А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пу-стите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь»).

• Что сказал Иван-царевич гостям, на пиру, когда они услышали стук да гром? («Не пугайтесь, это моя лягушонка в коробчонке едет»).

• Что сказал Иван-царевич избушке на курьих ножках, когда её увидел?

(«Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом!»).

• Что сказал медведь Ивану-царевичу, когда тот хотел выстрелить в него?

(Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я тебе пригожусь»).

Вопросы детям:

1. Сколько сыновей было у царя? (три).

2. Как звали младшего сына? (Иван-царевич).

3. Куда же упала стрела Ивана-царевича? (в болото).

4. Что сделал Иван-царевич, когда прибежал домой с пира? (сжег лягу-шачью кожу).

5. Кого из зверей повстречал Иван-царевич в лесу? (медведя, селезня, щуку).

6. А как вы думаете, почему Иван царевич отпустил зверей? (Пожалел).

7. Значит какой характер у Ивана царевича? (Добрый, жалостливый).

8. А как звери его просили о пощаде? (Не бей меня, Иван царевич, когда-нибудь тебе пригожусь).

9. А как звери ему отплатили за добро? (помогли получить Кощееву смерть).

Заключение

Главная мысль сказки в том, что не стоит судить человека по его внеш-ности, а смотреть на его поступки. Сказка учит ценить своих близких, и быть готовым на все ради них, учит не бояться трудностей, быть смелым, отважным, добрым, учить отвечать за свои поступки и думать, перед тем, как что то делать. Если совершил ошибку, то ее нужно исправить.

У меня есть пословица, как вы думаете, подходят ли они к этой сказке.

"По одёжке встречают, по уму провожают" (это относится к царевне лягушке) - о человеке судят вначале по внешнему виду, а затем по его способностям. При встрече с незнакомым человеком, прежде всего, броса-ется в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним отдают должное его уму, знаниям. И даже если человек как то плохо выглядит, это не означает что это плохой человек, может быть в душе он красивый и добрый, а может быть и наоборот.

Рефлексия:

Воспитатель: Дети, вы молодцы – сегодня вы опять были очень старательны и трудолюбивы.

- Где вы сегодня побывали?

- С какой сказкой вы сегодня познакомились?

- Какая это сказка? Чему она учит?

- Что вам понравилось больше всего сегодня?

- Вечером вы можете нарисовать картинки к этой сказке.

Ну а теперь нам пора возвращаться в группу. Берем волшебный клубочек, произносим волшебные слова:

«Нам клубочек, помоги, назад в группу приведи

(звучит музыка)

Воспитатель: - Спасибо всем!

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по страницам русской народной сказки «Царевна-лягушка. Счет до 10»Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по страницам русской народной сказки «Царевна-лягушка. Счет до 10» Автономная некоммерческая организация Дошкольная образовательная организация «Акварель» Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Путешествие.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Алёнушка-1» Г. Ершова Саратовской области Название : Конспект НОД по развитию речи в средней.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Интегрированное занятие с.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода»Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки С. Прокофьевой.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект по аппликации «Царевна-лягушка» в старшей группеКонспект по аппликации «Царевна-лягушка» в старшей группе Конспект по аппликации «Царевна-лягушка» в старшей группе Автор занятия: Конева Анастасия Ириковна Цель: Освоение техники вырезывания круга,.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Задачи: Продолжать знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Учить рассказывать о героях сказки, их поступках; передавать свое эмоциональное.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Русские народные сказки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Русские народные сказки» Конспект занятия в старшей группе “Русские народные сказки. ” Образовательная область: Развитие речи. Цель: 1. Образовательные: Учить узнавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОУ «Чтение сказки «Царевна-лягушка» в обработке М. Булатова
Опубликовано: 15 марта 2023 в 17:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД