Конспект занятия по развитию речи «Экскурсия на книжную выставку русских народных сказок» для детей 4–5 лет

Татьяна Назарова
Конспект занятия по развитию речи «Экскурсия на книжную выставку русских народных сказок» для детей 4–5 лет

Конспект занятия по развитию речи «Экскурсия на книжную выставку русских народных сказок» для детей 4–5 лет

Экскурсия на книжную выставку русских народных сказок.

Цель:

Задачи.

Образовательные:

• уточнять и обогащать знания о русских народных сказках;

• учить узнавать сказку по иллюстрации;

• дать представление о многообразии оформления книг;

• формировать интерес и потребность в чтении книг, рассматривании иллюстраций;

• пополнить словарный запас детей словосочетанием «книжная выставка».

Развивающие:

• развивать устную речь,

• Развивать диалогическую и монологическую речь: уметь слушать партнёра, реагировать на высказывания сверстника, соблюдать в беседе очерёдность,

• приобщать к участию в инсценировках и мероприятиях, проводимых в группе.

Воспитательные:

• воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру обращения с книгой.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы по почитанным произведениям, беседа о правилах работы с книгой, чтение украинской народной сказки «Рукавичка», разучивание слов для игры – драматизации, подготовка масок и декораций.

Оборудование: аудиозапись ритмической гимнастики «Колобок», минусовка русской народной песни «Ивушка», песня «Приходи, сказка» (муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима, мольберты, столы, стулья, указка, музыкальный центр, материал для драпировки, занавес.

Демонстрационный материал: иллюстрированные книги с русскими народными сказками, герои русских народных сказок большого формата, большая и маленькая рукавичка для драматизации, нарисованные зимние деревья (ель, сосна, берёза, рябина).

Раздаточный материал: маски для драматизации сказки «Рукавичка» (мышка, лягушка, зайчик, лиса, кабан, медведь, дедушка, листы с цветной печатной основой, карандаши, пальчиковые краски, салфетки.

Развивающая среда: занятие проводится в проветренном групповом помещении. Кабинет оформлен в виде мобильной сцены:

1 вид – в середине импровизированной сцены оформлена выставка книг с русскими народными сказками, по бокам выставки - герои русских народных сказок большого формата.

2 вид – выставка закрывается и из – за закулисья появляется рукавичка большого формата из материала и основы - обручей, зимние деревья на мольбертах, задрапированные под сугробы.

3 вид – как 1 вариант.

Методические приемы:

Словесные – беседа, пояснение, объяснение, указание, метод прямого воздействия, педагогическая оценка.

Наглядные – рассматривание книг с русскими народными сказками.

Практические – поисковые действия, экспериментирование, драматизация сказки «Рукавичка».

Словарная работа:

Пассивный словарь: потешки, небылицы, иллюстрации, сцена.

Активный словарь: русские народные сказки, герои русских народных сказок, книга, лист – корешок книги, книжная выставка, художник.

Ход занятия.

I. Организация группы. Сообщение темы, цели.

Педагог:

-Ребята, отгадайте, пожалуйста загадку.

Есть листок, есть корешок.

А не куст и не цветок.

Нету лап, нету рук.

А приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжерт,

Обо всём тебе расскажет.

(Книга)

Дети отгадывают.

- Правильно, ребята, это книга. Поднимите руку, кому нравится, когда вам читают книги.

- Кто вам читает книги?

Дети отгадывают.

- Многим детям нравится, когда им читают стихи, рассказы, потешки и небылицы поют песенки. Но больше всего дети любят, когда им читают сказки. Вы согласны со мной?

Дети отвечают.

-Ребята, а вы были когда – нибудь на книжной выставке?

Дети:

- Нет.

Педагог:

-Тогда я приглашаю вас на книжную выставку русских народных сказок. Проходите, вставайте вокруг выставки.

Под мелодию русской народной песни «Ивушка» обучающиеся проходят к выставке. На выставке представлены русские народные сказки, знакомые дертям. Некоторые сказки представлены в 2 – 3 экземплярах разной величины, на обложках иллюстрации разных художников: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Заячья избушка», «Гуси – лебеди», «По щучьему веленью», «Волк и семеро козлят».

II. Основная часть.

-Посмотрите, на выставке размещены книги с русскими народными сказками. На обложках книг яркие иллюстрации.

Давайте внимательно посмотрим на эти обложки и попробуем отгадать, как называются сказки.

Педагог берёт указку, показывает на книги. Дети рассматривают, называют сказки.

Педагог:

-Как называется эта сказка?

Дети:

-Это русская народная сказка «Репка», это – «Три медведя» и т. д.

Педагог:

-Как вы догадались, что это сказка про трёх медведей?

Дети отвечают

Педагог:

-Какие герои в этой сказке?

Дети отвечают.

Педагог поочерёдно обращает внимание детей на все сказки, размещённые на выставке.

Педагог:

-Обратите внимание, сказка «Курочка Ряба» находится не в одной книге. Чем они отличаются?

Дети отвечают.

-Правильно, одна и та же сказка может находиться и в большой, и в маленькой книге, в них могут быть разные иллюстрации, потому что их рисовали разные художники. Но даже если это так, всё равно по героям можно узнать, что сказки одинаковые.

Дети, как вы думаете, почему эти сказки называются «Русские народные»?

Дети:

-Потому что их придумал русский народ.

Педагог берёт заранее приготовленную книгу с оторванной страницей.

Педагог:

-Ой, посмотрите, ребята, у этой книги разорваны страницы. Кто – то порвал её. Видимо, этот ребёнок не знает, как обращаться с книгой.

А вы знаете? Расскажите, куда нужно положить книгу, когда хочешь её почитать или посмотреть.

Дети:

-Когда хочешь посмотреть книгу, её нужно положить на стол.

Педагог:

-Можно сгибать страницы в книгах?

Дети:

-Страницы сгибать нельзя – они помнутся.

Педагог:

-Что может случиться, если вырывать книгу из рук товарища или дёргать за страницу.

Дети:

-Она может порваться.

Педагог:

-А рисовать в книге можно?

Дети:

- Рисовать в книге нельзя – она станет грязной.

Педагог:

-Правильно, когда хочешь посмотреть или почитать книгу, её нужно положить на стол. Если загибать в книге страницы, дёргать за них, книга очень быстро помнётся, состариться, будет мятая, некрасивая. Рисовать в книге не нужно, потому что красивые рисунки в них уже нарисовали художники. А если вы хотите, чтобы ваши книги подольше оставались новыми, берите их только чистыми руками и соблюдайте перечисленные правила. Берегите книги! Ведь кто много читает – тот много знает.

Ребята, а что нам нужно сделать с книгой, у которой оторвана страница?

Дети:

-Нужно её полечить, отремонтировать.

Педагог:

-Правильно, её нужно вылечить.

Педагог берёт заранее приготовленный небольшой кусочек скотча и подклеивает книгу.

Теперь всё в порядке.

Ставит книгу обратно на выставку.

Отгадайте ещё одну загадку – по сказочного героя.

Он испёкся в русской печке,

У него румяный бок.

Покатился за крылечко

Вкусный, сладкий (колобок)

Приглашаю вас в круг, попрыгаем, как колобки.

Дети встают в круг. Звучит аудиозапись «Прыг – скок, колобок». Дети танцуют. После танца остаются в кругу.

Педагог:

-А хотели бы вы оказаться в настоящей сказке?

Дети отвечают.

Педагог:

-Тогда закрывайте глаза, а я произнесу «волшебные слова».

Абра – кадабра, эники – беники

Сказка, детям покажись!

Сказка, сказка, появись!

В это время, пока дети стоят с закрытыми глазами, выставляется рукавичка большого размера, в которую они могут пройти.

Звучит аудиозапись песни «Приходи, сказка».

Педагог:

-Вот мы и очутились в настоящей сказке. Садитесь поудобнее.

Один из гостей (заранее подготовленный) надевает детям маски, участвующим в драматизации украинской народной сказки «Рукавичка». Кабинет принимает 2 вариант оформления.

Педагог:

Сказывали пташки

Интересные сказки.

Одну я переняла

Да вам принесла.

Слушай тихо и гляди…

Сказка в гости приходи!

Книга открывается,

Сказка начинается….

Дети показывают драматизацию. Проходят на свои места.

Кабинет принимает 1 вариант оформления.

Педагог:

-Как называется сказка, которую вы посмотрели?

Дети:

-Это украинская народная сказка «Рукавичка».

Педагог:

- На какую русскую народную сказку она похожа?

Дети:

-На сказку «Теремок».

Педагог:

-Чем похожи сказки «Рукавичка» и «Теремок»?

Дети:

В этих сказках одни и те же герои: мышка, лягушка, заяц, лисичка, волк и медведь.

Педагог:

-Какие отличия вы увидели между сказками «Рукавичка» и «Теремок»?

Дети:

-В сказке «Теремок» все звери поселились в домике, а в сказке «Рукавичка» все жили в дедушкиной рукавичке.

Педагог:

-Понравилась вам сказка?

Дети отвечают.

Педагог:

А куда мы с вами вернулись?

Дети:

-Мы вернулись на книжную выставку.

III. Итог занятия. Рефлексия.

Педагог:

-Подходит к концу наше путешествие. Поднимите руки, кому понравилось занятие? Что вам понравилось?

Дети отвечают. Педагог отмечает успешные моменты, где отличился тот или иной обучающийся.

Какие русские народные сказки повторили?

Будем сказки называть:

«Рукавичка», «Теремок»,

«Колобок» - румяный бок,

«Гуси – лебеди в лесах.

«Три медведя», Волк, Лиса,

«По щучьему веленью» сказку знаем,

«Репку» мы не забываем,

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Вручаются призы – книги.

Публикации по теме:

Формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Ц е л ь – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Для достижения.

Конспект квест-игры «По дорогам русских народных сказок» по речевому развитию в подготовительной к школе группе по ФГОС Цель: закрепить и систематизировать знания детей о русских народных сказках посредством квест-игры. Задачи: Образовательные: учить узнавать.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию через потенциал русских народных сказок для детей 4 –5 лет «Отважный петушок» ГБОУ Школа № 1150 имени Героя Советского Союза К. К. Рокоссовского дошкольное отделение корп. 1631 Конспект занятия по патриотическому.

Конспект интегративного занятия для детей среднего дошкольного возраста «По мотивам русских народных сказок» Методическая разработка интегративного занятия для детей среднего дошкольного возраста «По мотивам русских народных сказок». Программное.

Конспект НОД по развитию речи «В страну русских народных сказок» для детей второй младшей группы НОД по развитию речи: «В страну русских народных сказок» для детей второй младшей группы Смольская Н. А. МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 Вид занятия:.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «По страницам русских народных сказок» Конспект открытого занятия в подготовительной группе «По страницам русских народных сказок» Цель: Закрепить знания детей о русском народном.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Сценарий театрализованного представления для детей по мотивам русских народных сказок «Морозко» Дорогие мои коллеги! Я предлагаю Вам сценарий спектакля, в котором у меня актерами были только педагоги. Получилось настоящее сказочное.

Викторина «Путешествие в страну русских народных сказок» для старшей группы Цель: расширить у детей представления о сказках и интерес к устному народному творчеству, доставить радость и развлечь детей. Задачи:.

Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста средствами русских народных сказок, пословиц и поговорок Ребёнок самостоятельно не может овладеть речевой нормой, поэтому перед нами остро встаёт проблема введения элементов культуры речи в общую.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Экскурсия на книжную выставку русских народных сказок» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 26 февраля 2018 в 12:37
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
26 января День рождения первой карты России

496 лет назад, 26 января 1525 года, была напечатана первая в истории карта нашей страны – «карта Московских земель». Делали её по «Писцовой карте Руси», составленной, по итогам многих разъездов,...

26 января. День Австралии

Самому маленькому континенту на нашей планете посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про Австралию и познакомить со...

Детский мастер-класс «Подарок маме Татьяне в день ангела» с использованием...
Татьянин день - день ангела всех женщин и девочек с именем Татьяна. В нашей группе тоже есть мамы с этим именем. Детям очень хотелось поздравить своих...
Фотоотчет НОД по лепке в младшей группе «Куколка»
Уважаемые коллеги! Лепка для малышей - очень увлекательное занятие. Сначала дети немного не верят в свои силы, сомневаются, что у них что - то получится....
Открытое тематическое занятие «Рождество Христово»
Цель: Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом. Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику: украшать ёлочку на...