Елена Челюканова
Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшей группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Транспорт»
Цели: Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему.
Предварительная работа: Заучивание с двумя детьми фрагментов стихотворения В. Берестова «Про машину». Составление в ходе индивидуальных занятий совместных сравнительных и описательных рассказов. Составление предложений и коллективного плана описательного рассказа о грузовичке. Подбор наглядных схем для составления рассказов описательного характера.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшей группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: предметные картинки и слайды с изображением транспорта, игрушки, развивающая среда «Ромашково», схемы рассказов, точечные рисунки транспорта, макет населенного пункта.
Ход занятия
I. Эмоциональное вхождение в тему:
Логопед: - Ребята у нас в гостях сегодня наш друг Буратино. Мы сейчас совершим небольшое путешествие. На чем можно путешествовать? – Ответы детей.
Логопед. Изобразите:
- летящий самолет: «Руки в стороны, в разлет,
Получился самолет.
Самолет летит, самолет гудит: Л-л-л-л…
- автобус, разворачивающийся на перекрестке,
- лодочку, плавающую на волнах.
II Основная часть
Формирование обобщающего понятия «Транспорт».
Логопед: – Ребята, я хочу вам предложить посетить выставку транспорта.
Реплика Буратино: - Ой, я люблю Трям-Трям Спо, это такие конфетки вкусненькие, а на выставке их будет много-много, возьмите меня с собой.
Логопед: - Запомни Буратино: Транспортом называют все, на чем люди могут передвигаться на расстояния или перевозить грузы. Мы поедем в салон, где находится выставка транспорта, на автомобиле, а водителем будет девочка Марина.
Логопед: - Я слышу звонок сотового телефона. Извините, ребята, я отвечу на звонок, наверное, кому-то нужна срочная помощь.
Логопед: - Да, к сожалению, я не ошиблась. Машина, на которой Марина обещала нас подвезти к «Автомобильному салону», заболела.
Логопед: - Поучительный рассказ вам поведаю сейчас.
Жила - была девочка Марина
И ее любимая машина.
Вкусной кашей машину кормила,
Спать на подушки уложила,
Одеялом укрывала, делать ничего не давала.
Чтоб она не утомилась, чтоб она не простудилась.
Но вдруг машина заболела:
Не пила она не ела, 1
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала, невеселая была.
Логопед: - Какой была машина?
(Дети: - больная, печальная, невеселая).
Использование элементов психогимнастики, развитие мимики:
Логопед: - Покажите ее состояние и ее настроение.
Дети изображают грусть (мимикой лица и пластикой тела)
Логопед: - Почему заболела машина?
Дети: - простудилась, устала …. Наверное, хозяйка ее не берегла, сломала.
Логопед: - Марина очень любила машину, ухаживала, старательно, берегла. Что ж еще нужно машине? Как ее вылечить?
Дети :- Надо дать машине лекарства, сделать укол…
Логопед: - Давайте похвалим машину, расскажем какая она?
Развитие качественного словаря: Проводится дидактическое упражнение «Подбери признак».
Логопед: - мне кажется, она о семье родной скучает? Давайте назовем ее друзей – другие виды транспорта.
Логопед: - Как можно назвать все предметы одним словом?
Логопед: - Что еще можно сделать, чтобы машина не хворала? Может быть ей поднимет настроение игра? Развитие умения образовывать и правильно употреблять в речи слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами в ходе дидактической игры «Назови ласково»:
Машина - машинка, корабль - кораблик, лодка - лодочка, самолет - самолетик, вертолет - вертолетик, трамвай - трамвайчик, пароход-пароходик, грузовик – грузовичок.
Логопед:
- Очень грузовик простужен,
конечно, ему доктор нужен?
Доктор выслушал больную Грузовую, заводную,
Головою покачал и сказал:
1 ребенок-доктор:
- Почему болеет кузов?
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.
2 ребенок- медсестра:
- Надоело жить без дела
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.
Логопед:
- Как больную нам спасти?
Дети:- Ключик взять и завести и отправиться скорее на выставку в автомобильный салон.
Физкультминутка + формирование умения образовывать и правильно употреблять в речи слова с приставочными глаголами + развитие произвольного внимания, памяти :
Логопед предлагает управлять машиной, т. е. подсказывать правильные, подходящие по содержанию слова - действия:
Сели в машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки (доехали).
Ой! Стоп! Разворот. Мы даем обратный ход.
Влево мы (поехали, до горы … (доехали).
Вправо мы (поехали, до горы (доехали).
Горы мы (объехали) и дальше (поехали).
Ехали, мы, ехали на выставку машин (приехали!
Логопед:- Послушайте слова-родственники, которые помогали нам путешествовать. Запомните их, чтобы потом повторить: ехали, доехали, поехали, объехали, приехали.
Формирование и развитие умения составлять описательные рассказы с опорой на схему и закрепление лексико-грамматических навыков, полученных на занятиях (практическое употребление в речи антонимов:, высокая - низкая, длинная - короткая, широкая - узкая лево – право, близко – далеко):
Дидактическая игра «Выставка - продажа машин или Транспортный салон" Дети рассматривают транспорт в логопедической среде «Ромашково», на слайдах компьютерной презентации, на выставке картин и на макете с моделями автомобилей (игрушками).
Логопед задает вопросы, побуждающие детей называть предметы транспорта, активно употреблять в своих ответах слова-признаки, глаголы, предлоги и слова, обозначающие пространственное расположение.
Предлагает выбрать машину "по каталогу, сравнивая машины и купить машину, описав ее внешний вид (предлагается простая схема рассказа)
Дети составляют рассказы описательного характера по выбранной модели транспорта.
Логопед активно участвует в составлении рассказа: помогает ребенку наводящими вопросами, предлагает схемы - образы.
III. Итог занятия. Узнавание по точечному контуру, развитие графомоторных навыков.
Логопед: Сделайте фотографию понравившейся машины - обведите рисунок по точкам.
IV. Рефлексия. Логопед: - ребята, вам понравилась экскурсия? Какое новое слово узнал сегодня Буратино? Какой транспорт был на выставке? Какой еще бывает транспорт? Что еще вы хотите узнать о транспорте?