Ирина Казак
Конспект занятия по экологии «Живая и неживая природа» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Экологическое просвещение обучающихся, формирование ответственного экологического поведения, повышение естественнонаучной грамотности.
Задачи:
1. Познавательное развитие:
• развивать у детей познавательный интерес к миру живой и неживой природы;
Публикация «Конспект занятия по экологии „Живая и неживая природа“ в средней группе» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
• познакомить дошкольников с понятиями «живая природа», «неживая природа»; формировать представление о том, что в природе все взаимосвязано;
• научить отличать живую природу от неживой, используя признаки живой природы;
• - учить отгадывать загадки;
• - учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
• закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру.
2. Социально-коммуникативное развитие:
• Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками; формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива, вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.
3. Речевое развитие:
• Активизировать словарный запас детей, воспитывать культуру речевого общения.
4. Художественно-эстетическое:
• Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.
5. Физическое развитие:
• Способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий.
• Ключевые слова: живая природа, неживая природа, человек – часть природы
Материалы и оборудование:
Конверты с заданиями,схемы, карточки с изображением живой и неживой природы, аудио со звуками живой и неживой природы, комнатный цветок для опыта, пазлы, медали и фрукты в коробке, земля, семена, лейки для полива.
Ход занятия:
Игра-приветствие:
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй небо голубое
Здравствуй матушка-Земля!
Здравствуй, ты,и
Здравствуй Я!
Ребята, сегодня я получила письмо. А от какого оно, сейчас прочитаем. Пишет вам мудрая Сова.
Она знает, что вы очень любите природу и хочет проверить, все ли вы знаете о ней. Она приглашает вас в путешествие в мир природы и приготовила подарок. Но сначала нужно выполнить все задания. За каждое выполненное задание вы получите подсказку-пазл. Если вы найдете все подсказки и правильно их соедините, то сможете узнать, где находится подарок. А чтобы вы не заблудились, мы оставили для вас указатели-стрелки. Ребята, мы отправляемся с вами в лес. А как нужно вести себя в лесу? (тихо себя вести, чтобы не напугать животных и птиц, не сорить, не разжигать костер).
Воспитатель и дети обходят зал. Во время ходьбы звучат звуки «живой природы» (аудио запись мычания коровы, пение птиц, лай собаки, рычание льва и т. д)
Итак, первая остановка «Живая природа».
Педагог: Ребята, а вы знакомы со словом природа? А что оно означает?
(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа и приводят примеры : солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы).
Природа – это всё, что существует вокруг нас и не сделано руками человека. Давайте посмотрим вокруг – что является природой? (выслушиваются ответы детей). Живая природа, это все что растет, дышит, питается, развивается. (показываю схему). А кто обратил внимание, во время пути нас сопровождали звуки живой природы.
Итак, первый вопрос:
-Что такое живая природа? (растения, животные, насекомые, рыбы)
-А по каким признакам можно определить, что природа живая? (растет, дышит, питается, развивается)
-Молодцы! И вы получаете первый пазл-подсказку на пути к подарку. Пазл прикрепляется к доске.
А сейчас мы опять отправляемся в путь.
Во время ходьбы звучат звуки «Неживой природы» (аудио запись грозы, сильного ветра, ручья, завывание сирены)
У нас на пути вторая остановка «Неживая природа»
Неживая природа- это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показываю картинки). Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)
- Давайте сделаем глубокий вдох и затем выдох (губы вытянуты). Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух) Внутри нас тоже есть воздух.
И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы. А человека мы отнесем к какой природе, живой или неживой, почему?
-Что такое неживая природа? (звезды, луна, солнце, планеты, река, горы)
-Чем отличается живая природа от неживой? (не растет, не дышит, не развивается).(показываю схему)
-Молодцы! Вы зарабатываете второй пазл-подсказку.
А сейчас мы идем навстречу новым приключениям и заданиям.
Следующая остановка «Поляна загадок»
Посмотрите как грязно здесь, сколько разбросанного мусора. Ребята, давайте наведем порядок и уберем мусор в пакеты. А сейчас присядьте и послушайте загадки.
На поляне конверт. Сейчас посмотрим что там написано.
Я загадываю загадку. Вы отгадываете, и говорите к какой природе относится
слово, которое вы отгадали.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
Жарким летним днем
Мы к ней подойдем
И искупаться поспешим.
Ох и хороша она, когда стоит жара. (река)
Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (гусь)
Его в горах полным-полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твердый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают. (камень)
Насекомое- в почете,
Целый день она в полете,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты. (пчела)
Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. (паук)
Дарят радость, аромат,
В лепестках их весь наряд.
С весны до осени цветут, пыльцу все пчелкам раздают. (цветы)
-Молодцы, ребята! И вы зарабатываете третий пазл на пути к подарку.
А мы отправляемся дальше. Следуем по стрелке, чтобы не сбиться с пути. Следующая остановка и задание. Разделитесь на 2 команды «Живая природа» и «Неживая природа». Перед вами картинки, которые обозначают предметы живой и неживой природы. Команда «Живая природа» собирает картинки с изображением живой природы. А команда «Неживая природа» собирает картинки, на которых изображена неживая природа. Проверяем на правильность и обсуждаем.
Отлично! И вы получаете четвертый пазл.
-Ребята, я вижу вы немножко устали. Давайте разомнемся.
Физминутка
«Мы по лугу прогулялись»
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
(Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
(Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
(Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
(Встали.)
Дружно хлопаем,
(Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем!
(Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
(Шагаем на месте.)
Готовы идти дальше?
У нас на пути еще один конверт и еще одно испытание. Какой сложный вопрос задала нам Сова.
-Почему растение относится к живой природе?
И правда, ребята, разве у него есть руки и ноги, оно умеет разговаривать? А как оно питается? Разве у него есть рот?
Верно, ребята. Растения берут питание из земли своими корнями.
Демонстрация опыта «Как растение поглощает воду корнями»
Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище – там больше кислорода в воздухе. А что делать нам, тем, кто живет в городе? (больше сажать деревьев, ухаживать за растениями, не рвать их)
Молодцы! И вы зарабатываете пятый пазл на пути к подарку.
На пути последний указатель и конверт от Совы «Посадить растения»
Что нам для этого нужно? Нужно взять (семечку) и посадить в (землю). А чтобы семя взошло, что нужно сделать (его полить). А что еще нужно для того, чтобы оно взошло? (солнце) Пройдет немного времени и появится (росток) Для чего нам нужны деревья? (очищают воздух, позволяют легко
дышать)
-Ребята, какие вы молодцы! Выполнили последнее задание и получаете шестой пазл. Чтобы узнать, какой подарок приготовила для вас мудрая Сова, давайте сложим пазлы в картинку. На ней будет видно место, где спрятан подарок. Подарок под большим деревом. Дети находят коробку.
Воспитатель помогает детям надеть медали. Смотрите, здесь еще яблоки. Но мы съедим их в детском саду. Почему? (потому, что фрукты нужно помыть)
-А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза.
-Раз, два, три, в детском саду ощутись.
Давайте вспомним, где мы с вами были?
Где останавливались? Какие задания выполняли? Что нового узнали?
Вам понравилось наше путешествие?