Ирина Марковцева
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности, с использованием ИКТ в подготовительной группе «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать (Вулканы)»
Цель: Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое и физическое развитие.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности, с использованием ИКТ в подготовительной группе „Вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
• дать детям представление о строении вулкана;
• закрепить знания о свойствах песка;
• обогащать активный словарь детей;
• развивать умение делать выводы из результатов исследований и четко излагать свои мысли;
• способствовать развитию познавательной активности детей, любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
• мотивировать детей к обучению в школе, заинтересовать различными школьными предметами.
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к исследованию и экспериментированию;
• воспитывать привычку обдумывать свои мысли перед ответом.
Формы организации коллективной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.
Методы и приёмы: Игровой, метод наглядности, практическая деятельность детей, вопросы к детям, интерактивная игра, индивидуальная работа.
Материалы и оборудование:
Колокольчик, интерактивная парта, ноутбук, видеопроектор, датчик измерения шума из лаборатории «KidsLab», портативная колонка, аудиозапись извержение вулкана; видеозапись «Вулканы», ранец с учебниками: «химия», «физика», «география», лимонная кислота, асбестовая решетка, спиртовка, аммоний, спички;
Раздаточные материалы для индивидуальной работы:
Кинетический песок, пиалы с пищевой содой, пипетки с небольшим количеством воды, жидкое мыло, гуашь красного цвета, пробирки, палочки для закладывания и смешивания веществ, подносы для проведения опытов, салфетки, кусочки пемзы на каждого ребенка.
Предварительная работа:
• беседы о температурных и шумовых явлениях в природе, о рельефе Земли;
• подбор и редактирование видеоролика о вулканах;
• рассматривание иллюстрационного материала по теме: поверхность Земли (Рельеф);
• загадывание загадок о природных объектах и явлениях;
• подготовка аудиозаписи: «Извержение вулкана»;
• создание интерактивной игры: «Помоги Незнайке!».
Структура занятия:
I. Вводная часть – 3 минуты.
а) Приветствие гостей;
б) Утренний круг: «Скоро в школу я пойду…».
II. Основная часть - 25 минут.
а) Просмотр видеофильма о вулканах
б) ЗСТ –офтальмонтреннаж;
в) Совместная опытно-экспериментальная деятельность: «Изготовление извергающегося вулкана»;
г) Демонстрационный опыт: «Вулкан», с применением аммония;
д) ЗСТ – чистоговорки;
е) Физическая минутка: «Вулканы»;
ё) Знакомство с работой датчиков по измерению шума;
ж) Измерение силы звука на аудиозаписи: «Извержение вулкана».
III. Заключительная часть - 7 минут.
а) Рефлексия с помощью интерактивной игры: «Помоги Незнайке!»
б) Обобщение воспитателя;
в) Поощрение детей.
Ход занятия:
Дети входят в зал, здороваются с гостями и встают в круг.
Воспитатель: - Ребята! Скажите, пожалуйста, вы из какой группы? (Ответы детей). Из подготовительной группы. Значит вы самые взрослые среди детей детского сада. Расскажите, какие у вас бывают занятия? (Ответы детей). Но, совсем скоро придет пора прощаться с детским садом. Почему? (Ответы детей). Потому что вы станете школьниками. В школе нет занятий. Вместо них - … уроки. Много разных школьных предметов предстоит вам изучить на уроках.
Я предлагаю вам, сегодня заглянуть не надолго в будущее и посмотреть, чем же вы будите заниматься в школе.
Утренний круг:
Скоро в школу я пойду,
Новых там друзей найду.
Много знаний получу.
Я уже туда хочу!
В школе буду я учиться.
Обещаю не лениться,
Примеры трудные решать,
Да книжки умные читать.
Воспитатель: - А что это за звук? (Звенит звонок).
Он звенит, звенит, звенит,
Очень многим он велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
А что это звенело?
(Ответы детей).
Воспитатель:- Это школьный звонок. Он сообщает о начале и конце урока. А сейчас мы с вами перенесемся в будущее: представьте, что вы — уже школьники, учитесь в школе и изучаете на уроках много интересных школьных предметов.
(Звенит звонок).
- Звонок зовет нас на урок. Учитель достаёт учебник географии.
Урок географии:
- «Гео» в переводе с греческого языка означает «Земля». География - наука о Земле, о поверхности планеты Земля, её рельефе. На интереснейших уроках географии вы сможете познакомиться со всеми уголками планеты - с жаркой Африкой, ледяной Антарктидой, загадочной Австралией. А сегодня мы поговорим о горах, особенных горах: «Вулканах»!
Видео ролик о Вулканах.
Что такое Вулкан? (Ответы детей). Беседа о просмотренном видеоролике, обсуждение формы, строения вулкана.
(Звенит звонок).ЗСТ –офтальмонтреннаж
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и
против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
(Звенит звонок):
Воспитатель достаёт учебник химии.
Химия — наука о веществах, о том, как они ведут себя в разных условиях. На уроках химии вы узнаете о химических свойствах разных веществ, почему одни не хотят смешиваться, а другие растворяются, а третьи при смешивании взрываются и т. д.
- Сейчас вы сможете почувствовать себя учениками на уроке химии. Мы с вами будем создавать извержение вулкана, используя соду, краску, жидкое мыло и лимонная кислота, благодаря их химическим свойствам, вызвав химическую реакцию.
Химическая реакция Соединение лимонной кислоты и соды Дети самостоятельно лепят конус из кинетического песка, проводят опыт: добавляют в «жерло» сначала соду, краску, воду, жидкое мыло,а затем воспитатель добавляет лимонную кислоту и получают «извержение вулкана».
(Звенит звонок). Перемена: ЗСТ – чистоговорки:
Ву-ву-ву — изверженье вызову.
Ву-ву-ву — магму лавой назову.
Ву-ву-ву — в лаву я не поплыву.
Ву-ву-ву — вулканологов зову.
Физкультминутка «Вулкан»
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать. (Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять
вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний
расслабленными кистями рук, опустить руки вниз).
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным
сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным приседанием)
Последний раз огнём дыхнул – (Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как
драконы «извергающие огонь»)
И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)
Повторить - 2 раза.
(Звенит звонок).
Урок физики.
Физика - одна из основных наук о природе. Она изучает разные изменения или явления. В физике изучают: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые и световые явления. Все эти явления называют физическими.
Знакомство с понятием шумометр. Работа с датчиком шума, измерение шума по аудиозаписи извержение Вулкана.
(Звенит звонок).
Рефлексия с помощью интерактивной игры на интерактивной парте: «Помоги Незнайке!»
«В добрый путь!»
Звенит звонок. Урок окончен
Мы возвращаемся с вами в детский сад.
Наше занятие подошло к концу. Мы с вами не успели поговорить еще о многих интересных науках, которые вам предстоит изучать в школе. Впереди у вас много интересных открытий. Желаю вам получить в школе много знаний и найти хороших друзей. Спасибо!
Поощрение детей: Детям вручается карамель, взрывающаяся во рту под действием слюны.
Дети уходят в группу.