МААМ-картинки

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Ксения Токарева
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 комбинированного вида»

___

Конспект занятия по экспериментально - исследовательской деятельности

в подготовительной группе

«Удивительная соль»

Подготовила :

Ксения Сергеевна Токарева,

воспитатель старшей группы комбинированной направленности

2020 год.

Тема: «Удивительная соль»

Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Удивительная соль“» размещена в разделах

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных

представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать

соль, как средство для творчества.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно –

следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в

получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при

проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры

безопасности.

Материалы и оборудование: теплая кипяченая и холодная вода,

прозрачные стаканы (достаточное количество для нескольких опытов на

каждого ребенка,сырые куриные яйца (по 2 яйца на каждого ребенка,

небольшие кубики льда (по одному на каждого ребенка, не очень длинные

отрезки шерстяной нитки (по одному отрезку на каждого ребенка, соль

мелкого помола, баночки с жидкой краской, небольшие емкости с

растительным маслом, большие ледяные фигурки на каждого ребенка,

пипетки и чайные ложечки, лупы, тарелочки и подносы в достаточном

количестве, большой прозрачный сосуд или банка (по одному на 2детей,

палочки для размешивания.

Предварительная работа:

Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»;

Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль»;

Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы,

поговорки о соли, русская народная сказка «Соль»;

Наблюдение «Как мама использует соль.

Ход занятия:

ОРГ. МОМЕНТ. Приветствие.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Послушайте загадку

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это….

Дети: СОЛЬ

Воспитатель: Поднимите салфетки и посмотрите что там?

Дети: Соль.

Воспитатель: Все верно это соль. Мы с вами много говорили о том для чего

нужна соль; где люди используют соль.

Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными.

В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом!

- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки

и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила

проведения опытов при работе с солью :

Не трогать руками глаза;

Соблюдать тишину;

Не толкать соседа во время работы;

Сначала посмотри, а потом повтори;

Выполнил и положи на место.

. И так приступим!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Опыт №1 «Соль, какая она?»

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим,

понюхаем, возьмем щепотку и посыплем, попробуем на вкус.

-Что вы можете сказать, изучив соль?

Дети: Она белая, без запаха, похожа на порошок, похожа на снег, сыпучая,

соленая.

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок, снег.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы

видите?

Дети: соль состоит из белых кристаллов.

Вывод: соль сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких

кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Воспитатель: Ребята, давайте помнем пальчиками соль, что мы услышали?

Дети: Мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в

морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании

на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Соль поглощает воду и растворяется в ней»

Воспитатель: Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что

произошло? Куда делась вода?

Дети: Вода исчезла.

Воспитатель: Значит, соль поглощает воду.

- Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью?

Дети: Соль исчезла, растворилась в воде.

Воспитатель: А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Дети: Попробовать на вкус

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Да, ребята, соль не поглощает воду, но и растворяется в ней.

Опыт №4 «Плавающее яйцо»

Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной

реке вода тоже солёная?

Дети: Нет, в речке вода пресная.

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать.

Хотите это проверить?

Дети: Да.

Воспитатель: Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим

его в стакан с чистой водой. Что вы видите?

Дети: Яйцо утонуло.

Воспитатель: А теперь возьмите второе яйцо и опустите его в стакан с

соленой водой, который остался на подносе. Что вы видите?

Дети: Яйцо плавает.

Вывод: Какой вывод мы сделаем? В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной,

тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Воспитатель: Вы большие молодцы, давайте немножко отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

СОЛИ В РЕЧКУ БРОШУ Я

ВЫЙДЕТ МОРЕ У МЕНЯ

ЧАЙКИ В НЕБЕ ЗАКРИЧАТ

ЧЕРЕПАХИ ЗАШУРШАТ

И ВЕСЕЛЫЕ ДЕЛЬФИНЫ

ИЗ ВОДЫ ПОКАЖУТ СПИНЫ

И ОГРОМНЫЙ СИНИЙ КИТ

ПОД ФОНТАНОМ ЗАХРИПИТ

СОЛИ В РЕЧКУ БРОШУ Я

ВЫЙДЕТ МОРЕ У МЕНЯ

ТОЛЬКО ГДЕ БЫ ПО ПУТИ

СТОЛЬКО СОЛИ НАМ НАЙТИ?

Воспитатель: Ребята вы все любите играть, сейчас мы с вами немножко

поиграем, станем рыбаками. С помощью чего рыбаки ловят рыбу?

Дети: Удочка, палка, сеть, сачок.

Воспитатель: Верно. Но мы будем ловить не рыбу, а лед!

- Нам нужно выловить кусочек льда из стакана с водой, не намочив руки.

Опыт №5 «Наживка» для льда.

Воспитатель: Опустим лёд в чистую воду. Нитку положим на край стакана

так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на

поверхности воды. Насыпаем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.

Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

- Скажите, как у нас это получилось?

Дети: Соль растапливает лед.

Вывод: Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В

течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности

льда примораживается вместе с ниткой.

Воспитатель: Вы теперь много знаете о свойствах соли.

- Давайте наши знания сделаем еще более запоминающимися и красочными.

Опыт №6 «Ледяные самоцветы»

Воспитатель: Давайте приготовим в нескольких емкостях крепкие солевые

растворы и добавим туда краски. Разложим ледяные фигурки на подносах, и

пипеткой или чайной ложкой капайте на них цветные солевые растворы.

Используя цвета по очереди.

- Что же происходит?

Дети: Ледяные фигурки окрашиваются в нутрии и т. д.

Воспитатель: Верно. Все дело в том, что соляной раствор плавит лед,

«пробуривая» в нем ходы, а краска окрашивает его изнутри причудливыми

узорами.

Воспитатель: Наши увлекательные исследования подошли к концу.

- Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Предлагаю сделать

последний на сегодня опыт.

Опыт №7 «Лавовая лампа»

Воспитатель: У вас на столах стоят большие прозрачные сосуды с чистой

(пресной) водой, и маленькие стаканчики с растительным маслом.

- Аккуратно вылейте в воду растительное масло.

- что происходит?

Дети: Масло плавает по поверхности воды.

Воспитатель: Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно

всыпьте 1 чайную ложку соли.

- Поделитесь своими впечатлениями

Дети: Ответы детей.

Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее

масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью

начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы

масла и те поднимаются на поверхность.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: На сегодня наша работа в лаборатории закончилась. Спасибо

вам за ваши старания, вы молодцы. Надеюсь, вам очень понравилось. Буду с

нетерпением ждать с вами новой встречи, чтобы продолжить наши

увлекательные исследования.

- До скорых встреч!

Публикации по теме:

Детский мастер-класс «Удивительная соль» для детей младшего школьного возрастаДетский мастер-класс «Удивительная соль» для детей младшего школьного возраста На каждом шагу можно встретить такие симпатичные арт-объекты, как бутылки с цветной солью. Они продаются в магазинах, но такую бутылку.

Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри»Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри» " Разноцветные мыльные пузыри" Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для развития личности ребенка проходят во время.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Почва» КОНСПЕКТ НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «ПОЧВА» Цель: Ознакомление детей с понятием.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группеКонспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа)Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа) Цель. Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, может менять цвет и вкус, предметы в ней тонут и плавают. Задачи.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мыльные секреты» .

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Проект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возрастаПроект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возраста Тип проекта: экспериментально-исследовательский Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020) Участники проекта: дети, воспитатель,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Опубликовано: 4 октября 2021 в 08:11
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД