Лучший педагог года

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Почему земля кормит»

Ольга Почкалова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Почему земля кормит»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Цель: познакомить детей с почвой.

Задачи:

Познакомить детей с видами почвы как образуется почва.

Закреплять умения сравнивать сухую и влажную почву.

В ходе экспериментов выделить свойства почвы: наличие воздуха и воды. Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов. Развивать мышление, речь, внимание. Воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность в работе, чувство товарищества. Пополнить словарный запас детей.

Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Почему земля кормит“» размещена в разделах

Материал: Комочки сухой почвы. Колба с водой. Белый лист бумаги, палочки, лупы. Свечка, стеклышко, ложка. Таблица “Почва”. Семена растений, ёмкости для посадки, лейка, палочки, плёнка.

Ход деятельности

-Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут -

Я все терплю

И всем добром плачу.

-Что это? (Земля)

- О чём же мы будем сегодня говорить? земле, о почве)

- Послушайте сказку о волшебной кладовой и скажите, почему землю называют кормилицей?

«Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают : пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сначала ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».

-Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

-А кого ещё кормит наша земля? (Насекомых птиц, зверей)

- Чем радует нас земля? (Зелёной травой, душистыми цветами, вкусной ягодой)

-Ребята, знаете ли вы, как по-другому называется земля? Где растут растения? (Почва). А что такое почва?

– Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.

-Как называется такая почва? (Глинистая.)

- Мы живём с вами на Черноземье. Почему? (У нас почва богата перегноем, её называют чернозёмом. Она чёрного цвета.)

-Давайте рассмотрим таблицу “Почва в разрезе”.

-Сколько слоёв почвы вы видите на таблице? (Четыре)

- Какого цвета верхний слой земли? (Тёмного.)

- Это плодородный слой земли. А какого второй слой? (Жёлтого)

- Как вы думаете, что это? (Песок)

А что на таблице изображено голубым цветом? (Вода) Верно, это изображение подземных вод.

- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Оранжевым, рыжим)

- А что ещё вы видите на таблице? (Там еще изображены те, кто в земле живут : червяки, кроты, жуки.)

-А сейчас мы отправимся в путешествие в подземное царство.

Физкультминутка.

Вырос красивый цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и сиянье

Дружно дают под землей корешки.

А теперь будем червячками.

Под землей червяк ползет,

Делает он узкий ход,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем жилось,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем рослось.

(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)

- Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек с сюрпризом. Как вы думаете, что в этом мешочке? (Почва, земля). Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.

Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы.

Опыт №1. Что спрятано в комочке?

-Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте.

- Какая земля в комочке? (Сухая, чёрная)

- Давайте посмотрим на комочек через увеличительное стекло. Скажите, что вы увидели? (В комочке есть трещинки.)

- Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке? (Корешки, камешки, палочки)

-А вы знаете, как образуется почва?

Читаю сказку Натальи Александровны Рыжовой

“Как Медведь пень потерял”.

“Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидит Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: “Не садись на пенек, не ешь пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить.

Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные.

- Кто, кто в пенечке живет?

Никто не отвечает. Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить. И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет- нет да и выглянет.

Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку.

“Как же так? – думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу”.

Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?”

- Объясните Медведю, куда пропал пень? (Насекомые превращают пни в почву)

Опыт № 2. В земле есть воздух.

- Как вы думаете, воздух в земле есть или нет?

- Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой. Что вы увидели? (Из комочка выделяются маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)

-Так есть в почве воздух? (Есть, он внутри почвы).

-Да, воздух был внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

Опыт № 3. Есть ли в почве вода?

- Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет?

-Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.

- В чистую сухую ложку я положила кусочек почвы. Я зажгу свечку, и буду держать ложку с почвой на огне. Что происходит с почвой? (Она согревается.)

-Теперь накрою ложку чистым сухим стеклышком.

(Через некоторое время показываю стеклышко детям.)

- Что произошло со стеклышком? (На стекле появились капельки воды)

- Сделайте вывод – есть вода в почве или нет? (В почве есть вода.)

- Вот какие чудеса таит в себе почва.

-А для чего нам нужна почва? Что растёт на ней?

Физкультминутка.

В огород пойдем, (Маршировать на месте)

Урожай соберем. (Идти по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты (Имитировать, как срезают, таскают, копают)

Круглый, сочный, очень вкусный. (Показать руками)

Щавеля нарвем немножко ("Рвут")

И вернемся по дорожке. (Идти по кругу, взявшись за руки)

-А вы хотите посадить наш огород в группе? (Перед детьми торфяные горшочки, семена редиса, василька, салата, перца, цветной капусты, базилика, моркови, лейка с водой, палочки для посадки)

-А что нужно растениям, чтобы они росли?

-Скажите, а в какую землю нужно сажать семена? (Во влажную) Почему?

- Верно, нам необходимо поливать землю, если она сухая, когда будем сажать растения. Во влажную землю сажать легче.

(Деятельность педагога с детьми по посадке растений)

-Ребята, а хотите ещё один эксперимент? Как вы думаете, если мы накроем семена плёнкой они быстрее взойдут или нет?

-Хорошо, это мы и проверим.

Итог деятельности -Что узнали о почве? -Какие свойства почвы знаете? -Почему её называют кормилицей? -Как образуется почва? -Что понравилось?

В дальнейшем, вместе с детьми, мы наблюдали за всходами, измеряли их, записывали свои наблюдения и измерения в таблицу. Ребята убедились, что семена под плёнкой взошли быстрее. Выращенную рассаду перца, цветной капусты, мы пересадили в грунт, на участок, а василёк радовал нас своими цветами на уличной клумбе всё лето.

Экспериментальная деятельность даёт почувствовать дошкольникам себя настоящими учёными-исследователями, которые сами могут добывать знания, что является ценным для будущих школьников.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении ОД по познавательному развитию «Почему земля кормит?» в подготовительной группе детей с ЗПРФотоотчёт о проведении ОД по познавательному развитию «Почему земля кормит?» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная» Цель: развитие исследовательских умений детей в процессе опытнической деятельности. Задачи НОД: Образовательная область «Познание» (формирование.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: - Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Почему земля кормит»
Опубликовано: 20 января 2020 в 10:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД