Папки-передвижки

Конспект занятия с элементами опытно-экспериментальной деятельности «В Солнечном Царстве, в Звездном государстве» (14 фото)

Орехова Марина Алексеевна
Конспект занятия с элементами опытно-экспериментальной деятельности «В Солнечном Царстве, в Звездном государстве»

Конспект открытого занятия

в подготовительной к школе группе

с элементами опытно-экспериментальной деятельности

«В Солнечном царстве, в Звездном государстве»

Конспект занятия с элементами опытно-экспериментальной деятельности «В Солнечном Царстве, в Звездном государстве»

Цель: создать условия для закрепления знаний в творческой и исследовательской деятельности посредством опытно-экспериментальной деятельности. Обобщить знания детей о космосе, Солнечной системе, науке астрономии.

Публикация «Конспект занятия с элементами опытно-экспериментальной деятельности „В Солнечном Царстве, в Звездном государстве“» размещена в разделах

Задачи:

Образовательные:

- развивать способность у детей делать умозаключения на основе познавательно-исследовательской деятельности.

Развивающие:

- активизировать словарный запас детей по теме «Космос», развивать связную речь.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; создавать условия для формирования коллективизма, взаимопомощи.

Словарная работа:

космос, космонавты, планета, астроном, телескоп, космическая ракета, скафандр, метеорит, кратер, рельеф.

Демонстрационный материал: мультимедиа презентация к занятию, макет солнечной системы, воздушные шары по количеству детей, гайки по количеству детей, контейнер с манной крупой, морские камни, большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка, алюминиевая фольга.

Фото «В Солнечном Царстве, в Звездном государстве»

Ход занятия:

Воспитатель заходит вместе с детьми в зал.

1. Организационный момент

Психогимнастика: «Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться «Доброе утро!»

А теперь поприветствуем друг друга шепотом, как будто по секрету скажем друг другу: «Доброе утро!».

Молодцы, а теперь давайте поздороваемся с нашими гостями «Доброе утро»!

2. Конструирование ракеты.

Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. А вот куда мы с вами отправимся и на чем, Вы узнаете, если правильно выполните мое задание. Перед вами детали конструктора, разные геометрические фигуры. Из этих деталей нужно сделать постройку по моей устной инструкции, слушайте внимательно. «Возьмите себе по одной фигуре. Основанием для нашей постройки будет фигура под номером

1. Как называется эта форма? На основание, сверху, нужно положить фигуры под номерами 2 и 3. Как называются эти фигуры? Сверху на фигуры с номерами 2 и 3 положить фигуры с номерами 4 и 5. Как они называются? На фигуры с номерами 4 и 5 положить фигуру с номером 6. Как называется эта форма? Фигуры под номерами 7 и 8 расположить у боковых поверхностей фигуры под номером 1».

На что похожа наша постройка? Правильно, на ракету.

Куда можно отправиться на ракете?

Как называется человек, который летит в космос?

Воспитатель: Правильно. Мы сегодня с вами превратимся в космонавтов и отправимся в космическое путешествие. Вы готовы к полету? Прошу занять свои места на корабле! Внимание, приготовились к запуску ракеты!

2. Основная часть

Звучит музыка и появляется заставка Лунтика «Я родился!»

Выход Лунтика

Лунтик: Здравствуйте ребята! Я- Лунтик, родился на Луне. Мне стало грустно и одиноко, мне совсем не с кем играть и вот я решил отправиться в космическое путешествие и первая планета, на которую я попал оказалась Земля.

Дети: Здравствуй, Лунтик!

Воспитатель: Не грусти, мы с ребятами как раз отправляемся в космическое путешествие и приглашаем тебя с нами. На нашей ракете хватит места и для тебя.

Лунтик: (радостно): Ура! Я рад, что у меня появилось сразу столько много друзей.

Воспитатель: Но, чтобы взлететь нужно приготовится к старту. Лунтик, занимай свое место в «ракете» рядом с нашими детьми.

(Слайд запуска ракеты).

Отчет времени 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 ПУСК!

Конспект занятия с элементами опытно-экспериментальной деятельности - фото

И вот ракета оказалась в открытом космосе! Посмотрите в иллюминаторы, вот что мы видим в космосе!

Дети смотрят на экран

Воспитатель: Ребята, что Вы видите?

Ребенок: Это – наша планета Земля – мы на ней живем.

Ребенок: Она круглая – похожа на большой мяч. Наша планета очень и очень большая. Поэтому мы не замечаем, что она похожа на шар. Но если подняться над землей высоко-высоко – то из космоса мы ее и видим такой, как на этой картинке.

Воспитатель: правильно, ребята, а что обозначают эти разноцветные пятна на ней?

Ребенок: Синие пятна на нашей планете – это вода – моря и океаны. Зеленые пятнышки – это зеленые леса и луга, белые пятна - перистые облака Коричневые пятна – это горы.

Воспитатель: Правильно. Ребята, правда, она очень красивая, наша планета?

(ответы детей)

Лунтик: А что это за небольшой шарик в уголке -O-

Ребенок: Это-Луна! Луна из космоса тоже видна как шар. Луна намного меньше нашей планеты Земля.

Воспитатель: Правильно. Луну называют спутником Земли, так как она вращается вокруг нашей планеты всегда. (Слайд 5)

Воспитатель: А вот таким из ракеты мы видим наше Солнце.

Ребенок: Солнце – это большая звезда. Ночью, когда светит луна – мы видим маленькие звездочки, они холодные и находятся очень далеко от нашей земли. А Солнце – это большая, яркая и очень горячая звезда.

Ребенок: Но подлететь близко к Солнцу у нас не получится, ведь Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к нему слишком близко – то можно вообще сгореть.

Воспитатель: Ребята, вы видите планеты, которые вращаются вокруг Солнца. Это соседи нашей родной планеты – Земля. А какие Вы еще знаете планеты, кроме Земли -O-

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Воспитатель: Правильно. Солнце и все планеты, которые вращаются вокруг него, называются - Солнечной системой.

Ребенок: Наталья Александровна, а кроме планет в нашей Солнечной Системе, существуют еще планеты?

Воспитатель: Конечно. Кроме известных нам планет в Солнечной системе существуют и другие загадочные планеты за ее пределами. Независимо от того, как сильно мы пытаемся понять и объяснить нашу Вселенную, всегда будут тайны, которые нужно еще разгадать.

Лунтик: Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца по своему пути - орбите. Ребята, а как Вы думаете, какая температура на планетах, которые близко к Солнцу -O-

Ребенок: На тех планетах, которые очень близко к Солнцу – очень жарко – горячей, чем на горячей сковородке! Мы не смогли бы пробыть там и секунды! А на самых дальних планетах, которые далеко от Солнца – наоборот очень холодно, потому что солнечные лучи туда плохо долетают.

Воспитатель: совершенно верно.

Составление карты-схемы Солнечной системы.

(Остановка, выход детей).

Воспитатель: ребята, что-то мы уже очень долго летим, чтобы продолжить полет и не заблудиться, нам необходимо составить карту – схему нашей солнечной системы.

Игра "Расставь планеты по порядку"

Дети надевают шапочки с изображением планет Солнечной системы.

Ребёнок под тихую загадочную мелодию сам расставляет ребят по порядку, проговаривая стихотворение

"Раз-Меркурий,

Два-Венера,

Три-Земля,

Четыре-Марс,

Пять-Юпитер,

Шесть-Сатурн,

Семь-Уран,

За ним -Нептун.

Он восьмым идёт по счёту

А за ним уже потом

И девятая планета под названием "Плутон".

Фото №1 Конспекты занятий

Ребенок: Наталья Александровна, но Плутон с 2006 года полноценной планетой уже не считается. У нее больше общего с астероидами, чем с Землей, Марсом, Меркурием или Венерой.

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием.

Дети присаживаются на стулья

(видео космоса)

Воспитатель: Вот мы и составили карту-схему Солнечной системы и можем продолжить полет.

Воспитатель на фоне видео: Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы, даже придумывали сказки о коврах-самолетах. С тех пор прошло много-много лет, и люди давным-давно научились летать на самолетах, вертолетах, некоторые даже на ракетах. Давайте вспомним, как все начиналось? Кто стоял у истоков российской космонавтики?».

(на фоне слайд-шоу)

Ребенок: замечательный ученый Константин Эдуардович Циолковский разработал теорию ракеты и ее движения в космическом пространстве.

Ребенок: Через много-много лет другой ученый-конструктор Сергей Павлович Королев смог построить первый космический спутник.

Ребенок: «На этом спутнике вокруг Земли сначала летали собаки Белка и Стрелка в 19 августа 1960 года».

Ребенок: А 12 апреля 1961 года впервые в космос полетел человек. Это был Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт.

Ребенок читает стихотворение:

«На космическом корабле

Он летел в межпланетной мгле,

Совершив вокруг Земли виток.

А корабль назывался «Восток».

Его знает и любит каждый,

Был он юный, сильный, отважный.

Помним взгляд его добрый, с прищуром,

Его звали Гагарин Юра».

(Т. Шорыгина)

Воспитатель: Правильно ребята. А знаете ли Вы названия космических кораблей на которых отправлялись в космос наши космонавты -O-?

Ответы детей:

1. Первый космический корабль назывался Восток, что означало имя российского корабля, который участвовал в открытии Антарктиды.

2. Так же были и другие названия космических кораблей: Буран, Восход, Заря, Союз, Прогресс.

Воспитатель: Правильно ребята. Пока мы с Вами вели интересную беседу, мы уже прилетели на первую планету. А кто из Вас знаете, как она называется? (Изображение Меркурия)

Фото №2 Все конспекты Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе с элементами опытно экспериментальной деятельности В Солнечном царстве в Звездном государстве

Ребенок: Это планета – Меркурий - ближайшая к солнцу планета.

Жара нетерпима! Повернута к солнцу одной стороной,

С другой -страшный холод и просто покой.

Лунтик: Ребята, а чем Меркурий отличается от остальных планет?

Ребенок: Меркурий отличается от других планет Солнечной системы сложным рельефом, из-за большого количества кратеров, которые получились из-за частых столкновений с метеоритами в прошлом.

Воспитатель: А Вы знаете, что такое метеорит?

Ребенок: Метеорит-это камни разного размера, которые падают на Землю из Космоса.

(Проецируется изображение метеорита)

Воспитатель: Правильно. От столкновения с метеоритом на планете образуется кратер-углуление. (Кратер-чашеобразное углубление) Хотите посмотреть, как образуются кратеры? (Ответы детей)

Ребята подойдем к столу под № 1.

1. Опыт: " Метеориты и кратеры"

Представьте, что манка – это поверхность планеты, а металлические гайки – это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты – так и получаются углубления, ямы, кратеры.

(практическая часть)

Воспитатель: Ребята, почему, образовался кратер?

Ребенок: Кратер образовался потому, что метеорит тяжелый, а поверхность планеты мягкая, покрыта слоем пыли.

Воспитатель: Молодцы ребята. Мы справились с первым экспериментом и узнали, как образуются кратеры. Наше путешествие продолжается. Берем курс на следующую планету.

Фото №3 Цель создать условия для закрепления знаний в творческой и

(Дети занимают свои места в ракете)

Лунтик: Ну что ребята, летим дальше? Пока мы летим, я предлагаю немного размять наши пальчики, я думаю нам это пригодится на следующей планете.

Пальчиковая гимнастика «Будем в космосе летать»

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)

планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты)

На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Вот Нептун,

А вот Плутон,

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)

Полетаем от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх)

Фото №4 Исследовательская и экспериментальная деятельность исследовательской деятельности посредством опытно экспериментальной деятельности

Лунтик: Пока мы делали пальчиковую гимнастику, мы прилетели на четвертую планету Солнечной системы. Давайте с Вами вспомним, как она называется?

Ребенок: - Это Марс.

Марс – таинственная планета,

Она по размерам чуть больше луны.

Из-за кровавого красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Воспитатель: Правильно. Эта планета называется Марс.

Лунтик: А вы знаете, почему она имеет такой цвет?

(ответы детей)

Лунтик показывая образец: Камни на поверхности Марса содержат много железа — металла, который есть и на Земле. Когда железо вступает в реакцию с кислородом, оно ржавеет и становится оранжево-красным, как старый велосипед, забытый на улице. Именно ржавые камни придают Марсу цвет.

На некоторых участках Земли, например, на Гавайях и в Австралии, богатая железом почва окрашена так же.

Воспитатель: ой, ребята посмотрите, кто это живет на планете?

Дети: Роботы!

Танец Роботов

Воспитатель: Ребята, роботы, подарили нам немного фольги, чтобы мы смогли изготовить подарки для Лунтика и его друзей.

Лунтик: друзья, давайте пройдем к нашей рабочей поверхности и смастерим подарки.

Дети рассаживаются за столы, где для них приготовлены заготовки из фольги для изготовления цветов.

2. Опыт: Создание космических цветов из фольги.

Воспитатель: На столах у вас полоски фольги и квадраты. Из одного квадрата мы скатываем шарик. Вторым квадратом фольги мы наш шарик обворачиваем, чтобы получилась ножка. Это у нас соцветие. Теперь из полосок мы скатываем жгутики – из них мы делаем лепестки.

Закрепляем петельками лепестки на соцветие и обворачиваем кусочком фольги, чтобы было красиво.

(во время самостоятельной работы, играет спокойная космическая музыка)

Фото №5 Обобщить знания детей о космосе Солнечной системе науке астрономии

Воспитатель: Ребята, мы с Вами справились и у нас получились красивые космические цветы, я думаю друзьям Лунтика они тоже понравятся. А теперь занимаем свои места в ракете и продолжаем наше космическое путешествие!

А кто знает, как называются окна в ракете?

(ответы детей)

Воспитатель: Пока мы будем лететь давайте посмотрим в иллюминаторы и понаблюдаем за космической красотой.

Дети выполняют гимнастику для глаз «Космос»

Фото №6 Все конспекты Опытно экспериментальная деятельность Опыты и эксперименты

Воспитатель: Ой, ребята, а куда это мы с Вами прилетели? Это, что за планета?

Ребенок: Это- Юпитер!

Юпитер – больше всех планет,

Но суши на планете нет,

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год.

Лунтик: правильно. Это планета Юпитер. Множество различных облачных образований и штормов в атмосфере Юпитера делают планету очень красочной. Юпитер считается газовым гигантом потому, что он не имеет твердой поверхности, под его атмосферой большой жидкий океан водорода и воды. Вот почему Юпитер испускает странные звуки или так называемые электро-голоса.

Воспитатель: ученые, чтобы услышать звуки используют для этого специальные приборы. Мы с Вами можем провести опыт с шариком и гайкой и услышать, как звучат электро-голоса Юпитера. Ведь шарик у вас и будет в роли прибора, улавливающего звуки.

(дети подходят к столу)

3. Опыт: «Электро-голос планеты Юпитер»

Для опыта понадобятся: воздушные шарики на каждого ребенка, мелкие гайки.

Воспитатель: Гайку просунем внутрь шарика и надуваем его. Пальчиками закрутим горловину шарика и, придерживая руками шарик, будем его раскручивать. Затем остановим шарик и услышим необычный звук.

Дети проводят эксперимент.

Лунтик: Когда мы раскручиваем шарик, то предмет в нем начинает бегать по кругу с огромной скоростью. Когда мы остановили крутить шар, гайка внутри него продолжает свое движение. Перекатываясь на большой скорости внутри шарика, она заставляет поверхность шарика вибрировать, т. е. двигаться мелко-мелко. Эти мелкие движения шарика передаются воздуху внутри шарика и вызывают в нем воздушную волну. А уже наши уши воспринимают эту волну как звук.

Фото №7 Развивающие активизировать словарный запас детей по теме Космос развивать связную речь

Воспитатель: Молодцы. Ну что летим дальше -O- Занимаем места. А пока мы летим, немного разомнемся.

Капитан Краб «Космозарядка»

Фото №8 Воспитательные воспитывать интерес к экспериментальной деятельности создавать условия для формирования коллективизма взаимопомощи

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами делали зарядку настоящих космонавтов мы прилетели на седьмую планету нашей Солнечной системы. Какое название она носит?

Ребенок: Это - планета Уран,

Он уже который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь космоса тоску

Мчится, лежа на боку.

Лунтик: Уран-это одна из самых дальних от солнца планет, и поэтому там очень холодно. Она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение.

Ребята, я вам предлагаю подойти к столу под номером №3.

И мы с Вами проведем опыт «Воздух-невидимка».

4 Опыт: «Воздух-невидимка».

На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Фото №9 Словарная работа космос космонавты планета астроном телескоп космическая ракета скафандр метеорит кратер рельеф

Воспитатель: Ну что ж ребята, мы с Вами с помощью опытов смогли еще раз закрепить какие планеты существуют в Солнечной системе, чем они отличаются друг от друга, из чего они состоят, какая у них поверхность.

Лунтик: Вот и подошло мое путешествие к концу. Я очень рад, что встретил Вас и отправился в интересное и увлекательное космическое путешествие. Но мне уже пора возвращать домой. И прежде, чем я отправлюсь в путь, я хочу подарить вам «Лунные сладости».

(Лунтик дарит сладости)

Воспитатель: Спасибо Лунтик за подарки. До свидания, до новых встреч.

Дети: до свидания Лунтик.

(Лунтик уходит)

Фото №10 Ход занятия Воспитатель заходит вместе с детьми в зал

3. Заключительная часть

Воспитатель: А нам ребята пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в ракете.

- Сколько планет в солнечной системе?

- Какая планета самая маленькая?

- Какая самая большая?

- Какая планета самая холодная?

- Назовите обитаемую планету солнечной системы?

- Вам понравилось наше путешествие?

- Что Вам понравилось больше всего?

(ответы детей)

Воспитатель: вот мы и прилетели обратно в детский сад. Я очень рада, что наше путешествие для Вас было интересным и увлекательным. А теперь давайте поделимся с гостями «Лунными сладости».

(под музыку дети дарят подарки гостям)

Фото №11 Молодцы а теперь давайте поздороваемся с нашими гостями Доброе утро
Публикации по теме:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы с элементами нейроупражненийКонспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы с элементами нейроупражнений Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие по островам»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие по островам» Конспект открытого занятия победителя муниципального конкурса «Воспитатель года» 2020 Конспект интегрированного занятия в подготовительной.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-магнит» в младшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-магнит» в младшей группе Тема: «Чудо-магнит». Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с элементами опытно-экспериментальной деятельности «В Солнечном Царстве, в Звездном государстве»
Опубликовано: 26 марта 2024 в 11:42
+240Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД