Елена Сосновская
Конспект занятия «В гости к сказке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы
Задачи:
Образовательные:
-уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
- продолжать учить определять тип и вид сказки;
- продолжать учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;
- продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;
- продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;
Публикация «Конспект занятия „В гости к сказке“» размещена в разделах
-содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;
-учить подбирать слова антонимы, определяющие героев.
Развивающие:
- развивать дикцию и фонематическое восприятие;
- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.
- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.
- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом
Ход занятия
Под весёлую музыку дети входят в группу, и встают в полукруг взявшись за руки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся.
Воспитатель:
«Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке - заходи.
Это присказка ребята,
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг нас сколько сказочных героев и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! Любите ли вы сказки? А что такое сказка?
Дети: необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.
Воспитатель: А какие бывают сказки?
Дети: Народные и авторские.
Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские сказки?
Дети: авторские сказки, написанные автором.
Воспитатель: А что такое народные сказки?
Дети: Их сочиняли люди.
Воспитатель: Да сказочные истории дошли и до нас. Они бывают Веселые и грустные, страшные и смешные.
Вы чуть-чуть подросли, и вот уже ваши лучшие друзья герои "Телефона", "Мойдодыра", "Доктора Айболита" из сказок Чуковского, герои сказок Сутеева, Шарля Перро, братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена, это авторы самых замечательных сказок. И сказки называются авторскими.
1. Сказочная разминка. Постарайтесь быстро ответить на вопросы:
- От кого убежала посуда? (от Федоры из сказки Чуковского "Федорино горе")
- Как зовут девочку, побывавшую в стране чудес? (Алиса "Алиса в Стране чудес")
- Кто спас от паука муху, нашедшую копеечку по пути на базар? (комар, сказка Чуковского "Муха- Цокотуха")
- На чём летели в одной из сказок Чуковского комарики? (на воздушном шарике, сказка "Тараканище")
- Как зовут лучшего друга Малыша? (Карлсон, сказка "Малыш и Карлсон")
- Как звали ловца пиявок из сказки "Золотой ключик, или Приключения Буратино"? (Дуремар, автор сказки А. Толстой)
- В какой сказке из простого ячменного зерна вырастает красивый цветок- тюльпан? (сказка "Дюймовочка", автор Х. Андерсен)
- Как зовут королевича, из сказки А. С. Пушкина, оживившего мертвую царевну (королевич Елисей, "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")
- Как звали самого умного коротышку в книге Н. Носова "Приключения Незнайки"? (Знайка)
- Как начинает А. С. Пушкин "Сказку о царе Салтане"? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком)
Воспитатель: А кто нам расскажет отрывок из какой-нибудь сказки?
Ребёнок рассказывает отрывок по желанию.
Ну а теперь послушайте загадки.
Игра: «Угадай и назови»
Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
(Волк и семеро козлят)
Эта рыжая плутовка
Обманула меня ловко.
Хвать – и кинула в мешок.
Хорошо, что спас дружок.
(«Кот, лиса и петух»)
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(«Три медведя»)
Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик —.
(Теремок)
Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.
(«Лисичка-сестричка и серый волк»)
На болоте оба жили,
Друг к другу свататься ходили,
Но не смогли договориться,
Упрямство свойственно и птицам.
(«Журавль и цапля»)
Воспитатель: Кто герои этих сказок?
Дети: ЖИВОТНЫЕ,ПТИЦЫ.
Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.
Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.
Какие вы еще знаете сказки о животных?
Дети: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот петух лиса», «Лиса и волк», «Бобовое зернышко».
А теперь давайте сами построим свой теремок с помощью физ. минутки.
Физ. минутка
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались т (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Воспитатель: Ребят а в сказках лиса какая? а волк? медведь? зайчик?
Дети: Лиса хитрая плутовка. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица.
Волк глупый и жадный.
Медведь олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными.
Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых.
Только кот и петух выступают в роли положительных героев.
Воспитатель: А какой еще вы знаете вид сказки?
Дети: Волшебные сказки
Воспитатель: Правильно. А кто знает почему волшебные?
Дети: в этих сказках волшебство.
Воспитатель: так давайте проверим волшебство на сказке. (Мнемотаблица)
Воспитатель: Правильно. Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство.
А теперь давайте немножко отдохнем, проведем
физ. минутку для глаз:
«Смотрят глазки вправо-влево,
Смотрят глазки вверх и вниз.
Отдохнули наши глазки
Смело можем продолжать».
Воспитатель:
Ну что ребята, продолжаем путешествие по волшебным сказкам?
В волшебных сказка в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.
Воспитатель: С какими нечистыми силами там сражается герой?
Дети: Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным и Змеем Горынычем.
Воспитатель: Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказки «Царевна-лягушка», «Крошечка-ховрошечка», а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.
Проблемная ситуация.
«А если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то….».
«А если бы Крошечка-ховрошечка не была бы такой находчивой, то….».
Воспитатель: молодцы мы решили с вами проблемные ситуации.
А теперь давайте мы с вами сыграем в игру: на досках прикреплены герои сказок, к ним вам надо правильно подобрать его незаменимый атрибут.
МОРОЗКО- посох, сундук с подарками;
БАБА ЯГА- избушка на курьих ножках, ступа;
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ- огонь, две головы;
ЕМЕЛЯ- щука, ведра
Воспитатель: Правильно, ребята, вы справились с заданием!
Воспитатель: назовите еще сказки где есть волшебство?
Дети: «Снегурочка и лиса», «Морозко».
Воспитатель: А как вы думаете, сказки «Снегурочка и лиса», «Морозко» к какому времени году относятся? А «Снегурочка»?
Дети: Зима, весна.
Воспитатель: Правильно! А у нас за окном какое время года?
Дети: Время года – весна.
Воспитатель: А весной что происходит?
Дети проговаривают признаки весны.
Воспитатель: Вот мы и побывали с вами в сказочной в стране. Мы на занятии познакомились с такими видами сказок как сказки о животных, авторские и волшебные. Все сказки учат нас не обижать слабых, быть смелыми, добрыми и отзывчивыми, верить в чудеса.
Воспитатель:
Я хочу пожелать всем вам, дети, чтобы вы выросли такими же
-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,
- добрыми, как Емеля
- обаятельными, как Чебурашка,
- хозяйственными, как Матроскин,
- трудолюбивыми, как Золушка,
- находчивыми, как Кот в сапогах.