Екатерина Галочкина
Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию на тему «Бумага и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Цель: содействовать расширению и систематизации представлений о свойствах бумаги. Активизировать мышление, речь в процессе специально смоделированной ситуации.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами бумаги;
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
- формировать представления об изучаемом материале (бумаге);
- закрепить знания в активном словаре детей за счет повторения признаков бумаги;
Публикация «Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию на тему „Бумага и её свойства“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, желание экспериментировать.
Материал: игрушка Аристотеля и Тюк-Тюка (из мультфильма приключения Аристотеля и Тюк Тюка в бумажной стране); ИКТ, мультимедийный экран, подносы с разными видами бумаги (цветная, белая, салфетки, бархатная, газета, емкости для воды; салфетки. Фартуки и нарукавники. Схемы проведения опытов, «передвижная лаборатория» - ширма с карманами, где находятся схемы.
Этап деятельности Содержание совместной
деятельности Деятельность
педагога Деятельность детей
1 этап
Организационный В ДЕТСКИЙ САД ПОПАСТЬ СПЕШУ: ВСТРЕЧУСЬ ТАМ С ДРУЗЬЯМИ
ИМ РУКОЙ УЖЕ МАШУ ПОИГРАЕМ С ВАМИ!
Давайте поиграем, вспомним как нас зовут. Вставайте в круг, построим пирамиду из ладошек. Меня зовут Екатерина Сергеевна, моя ладошка внизу пирамиды, подходите, положите свою ладошку наверх и громко назовите свое имя.
Воспитатель: «Какая высокая пирамидка получилась, давайте скажем: «Раз, два, три, четыре, пять будем дружно мы играть» Задаёт положительный эмоциональный настрой Игра «Пирамида»
Дети подходят, строят пирамиду из ладошек.
Сюрпризный момент На экране под музыку появляются герои мультфильма Аристотель и Тюк-Тюк. Они рассказывают свою историю.
Аристотель: «Привет я Аристотель. Я живу в бумажной стране и очень люблю ходить в гости.». Диалог с Аристотелем.
Воспитатель: «Ребята, а что это у Аристотеля в руках?». Просмотр записи отрывка из мультфильма «Бумажки».
Проблемная ситуация Аристотель с экрана загадывает загадку, ответ на которую находится в конверте.
Показ слайдов «Всегда ли мы писали на бумаге».
Аристотель: Дорогие ребята вы павильон отгадали загадку, но у меня для вас приготовлен ещё один конверт. Посмотрите на ширму и найдите его.
Направляет детей на правильное решение
Обращает внимание детей на ширму.
Дети обсуждают возможные варианты
Дети открывают конверт.
2 этап
Работа над темой
Опытническая
деятельность с предметами из передвижной лаборатории
«Чтение» схемы
«Чтение» схемы
«Бумага рвётся».
«Чтение» схемы
«Бумага тонет».
Физкультминутка с музыкальным сопровождением.
Проблемная ситуация.
3этап
Итог деятельности
Прослушивание записи
«Прощание Аристотеля с детьми». (видео) Аристотель: «Я принёс вам не только конверты с разноцветной бумагой, но еще и
передвижную лабораторию, в которой мы с вами попробуем провести настоящие опыты.»
Воспитатель: «Эти опыты помогут нам узнать свойства бумаги. Но для того, чтобы нам начать проводить опыты нужно подготовится.
Воспитатель: «Ребята, подойдите к столам и возьмите по одному квадрату, который вам понравился».
Воспитатель: «Кира, какого цвета твой квадрат, а какой он на ощупь, а у тебя Саша.»
Аристотель: «У меня для вас приготовлена схема.»
Воспитатель: «А хотите сами узнать какая бумага лучше мнётся? Тогда давайте сожмём бумагу в руках как можно сильнее»
Аристотель: «Молодцы ребята, а теперь у меня для вас следующая схема».
Воспитатель: «Ребята, подходите к следующим столам и берите по квадрату понравившейся вам бумаги»
Воспитатель: «Посмотрите, какое задание предлагает нам выполнить Аристотель на этой схеме?»
Воспитатель: «А хотите сами узнать какая бумага лучше мнётся? Тогда давайте сожмём бумагу в руках как можно сильнее»
Аристотель: «Ребята, а у меня есть ещё одна схема».
Воспитатель: «Дети, подходите к следующим столам. Лиза, скажи пожалуйста, что нам потребуется для этого эксперимента? (ответ).
Ева расскажи по схеме, что ты будешь делать потом? (ответ).
Аристотель: «Посмотрите, пожалуйста, в одном из карманов ширмы я для вас приготовил ещё один конверт».
Аристотель: «Какие вы молодцы, а теперь давайте немного подвигаемся».
Мы фантики бумажные,
Конфетки в нас сидели.
А детки-сладкоежки
Конфетки дружно съели.
(Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитирующие падение конфет)
Ветер вдруг набежал
И все фантики поднял.
(Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Мы все фантики возьмём
(Складывают фантики в коробку)
И в коробку отнесём.
Воспитатель: «Какие опыты мы проводили? (ответы) Теперь мы можем сказать, что мы знаем всё о бумаге? (ответы). А я сейчас проверю. Мы с вами с играем в игру «Бывает -не бывает из бумаги».
Воспитатель: «Наши опыты закончились (дети снимают нарукавники). А что же вы сегодня узнали нового о бумаге (ответы детей)
Аристотель: «Всё верно! Значит бумага- материал не прочный. Вот поэтому, ребята, надо бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.
Ребята, Аристотелю, пора возвращаться его уже заждался друг Тюк-Тюк. Давайте его поблагодарим за интересную встречу и пригласим в гости ещё раз.
Дети прощаются с героем.
Вовлекает детей в опытно - экспериментальную
деятельность.
Способствует индивидуальной работе.
Постановка проблемы, способствующая групповой и индивидуальной работе детей.
Индивидуальная помощь детям, если возникли трудности
Поощрение детей.
Раздаёт фантики.
Показывает детям движения.
Предлагает Дидактическую игру «Бывает - не бывает из бумаги».
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу). Высказывают свои предположения.
Делают умозаключение.
Дети одевают нарукавники
Дети выбирают понравившийся квадрат.
Дети пробуют смять бумагу разного цвета и фактуры.
Дети пробуют порвать бумагу разного цвета и фактуры.
Дети опускают в воду бумагу разного цвета и фактуры.
Дети отвечают на вопросы.
Дети находят конверт с фантиками.
Воспитатель высказывает суждение, а дети должны выбрать один из предложенных вариантов, но тот который лишний.
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной
работе; высказывают эмоциональный отклик
Краткий самоанализ
Занятие проводилось с детьми средней группы, присутствовало 20 детей.
Тема занятия «Бумага и её свойства».
Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей средней группы. Учитывая всё это, я наметила цель,
задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.
Целью занятия стало : содействовать расширению и систематизации представлений о свойствах бумаги. Активизировать мышление, речь в процессе специально смоделированной ситуации.
Мною были поставлены задачи:
- познакомить детей со свойствами бумаги;
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
- формировать представления об изучаемом материале (бумаге);
- закрепить знания в активном словаре детей за счет повторения признаков бумаги;
- совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, желание экспериментировать.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.
Для получения более высоких результатов были использованы разнообразные материалы: подбор демонстрационного и раздаточного материала, художественное слово, ИКТ, наглядный материал.
В ходе выполнения поставленных задач на занятии, у детей развивались исследовательские умения и навыки, любознательность, дети учились выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы; обогащался словарный запас, расширялся кругозор, обогащались знания детей о свойствах материала (бумаги).
Использование ИКТ на занятии, наглядного материала повысило интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности. Опыты, проводимые с детьми, способствовали созданию модели изучаемого материала и обобщению полученных действий путем результатов.
Используемая литература:
1. «Детство» (примерная общеобразовательная программа дошкольного образования). Изд. «Санкт -Петербург Детство- Пресс» 2014 г.
2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «экспериментальная деятельность» изд. «Детство – пресс». 2007г.
3. Ф. Аксенова «Войди в природу другом». изд. ««Творческий центр».
4. ФГОС к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную деятельность и экспериментальную деятельность.
5. Н. Н. Нищева «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ».
6. Е. Е. Крашеников, О. Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников».
7. Марина Султанова «Простые опыты с бумагой».
8. Т. В. Вострохина, Л. А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей». ТЦ Сфера, 2015г.