Светлана Беспалова
Конспект занятия в старшей группе «Город мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Город мастеров».
Цель: - Обобщить знания детей о народных ремеслах: ткацкое, кузнечное ремесло.
- Закреплять и обобщать знания о народных промыслах.
- Воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному прикладному искусству и фольклору. Уметь использовать малые фольклорные жанры.
- Воспитывать у детей желание прийти на помощь древним мастерам.
- Развивать творческие способности детей.
Материал и оборудование: образцы ткацкого и кузнечного ремесла;
предметы народных промыслов (дымка, городец, хохлома, гжель);
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Город мастеров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
русские народные костюмы, рубахи с узорами;
ложки – бумажные силуэты, гуашь, кисточки;
карточки – обработка льна.
Музыкальный ряд: звон колоколов, русские народные мелодии.
Ход: Звонят колокола.
Ведущий: Ребята, куда это мы с вами попали? Город какой-то необычный. Колокола звонят. А дома -то какие удивительные, красивые, сказочные.
Вот только пусто в городе, не видно ни одного жителя.
Слышатся голоса: Помогите, помогите!
Ведущий: Что это ребята?
- Ха – Ха - Ха! Никто вам не поможет!
Ведущий: Что же могло случиться?
Выходит мастер.
Мастер : Я – Данила – мастер. Здравствуйте, ребята. В нашем городе случилась беда. Злой волшебник рассердился на мастеров за их умение. И поэтому заколдовал город, чтобы исчезло всё мастерство с земли русской. Ребята, помогите расколдовать наш город.
Воспитатель: Ребята, поможем!
Мастер : Но я должен проверить, готовы ли вы к такому трудному делу. Скажите–ка мне для начала пословицы о труде.
Дети называют пословицы о мастерстве и труде.
Мастер : Вижу, готовы, но тогда в путь – дорогу.
А вот и первая мастерская.
Ведущий: Что мы здесь видим? (ткани)
Посмотрите, какие они все разные. Но у них есть что-то общее, чем они похожи (сотканы из ниток).
Вот только откуда они нитки брали.
Мастер : Чтобы расколдовать город и всех мастеров, вы должны вспомнить, как получали лён.
А чтобы было легче, вот подсказка.
Ведущий: Что это интересное такое? (ниточки, зернышки, деревянный гребень)
Ребята, возьмите, кому что нравиться.
Дидиктическая игра «Что с начало, что потом?»
(дети, у которых зернышки, раскладывают карточки «выращивание льна»; дети, у которых ниточка, - «обработка льна»; у кого гребень - проверяют выполнение работы).
Мастер : Молодцы ребята, знаете, как выращивают лён.
Ведущий: Ребята, так как мы назовем мастериц, которые работали в этой мастерской?
А мастерство–то как называется?
Вот наткали мастерицы полотна. А что шили из него, вы сами должны догадаться.
Каждый раз по утру надеваю я трубу,
Но не догадаться вам,
Она зовется… (сарафан)
Один вход – три выхода (рубаха)
Это была повседневная одежда, но чтобы она выглядела красивее, чем ее украшали? (вышивка).
Мастер : А вот тут есть рубахи, их нужно украсить.
Дидактическая игра «Укрась рубаху».
Беседа.
- В каких местах вышивали на рубахе узоры? (на вороте, рукавах, подоле)
- Какие знаки вышивали мастерицы? (цветы, птиц, солнце)
- Для чего вышивали символы и знаки? (они оберегали человека). Да, по преданию вышитые узоры оберегали человека от болезней, наговоров, сглаза…
Замечательные рубахи, в них можно и на пир пойти.
Ведущий: А в какое время года занимались женщины этим рукоделием? (зимой, на посиделках). В долгие зимние вечера собирались девицы в горнице, пели песни, вышивали узорами свои одежды.
А мы сейчас вспомним, как это было.
В первый раз вышивали, светел месяц со лунами,
Светел месяц со лунами, со чистыми звездами
Во второй раз вышивали красно солнце со лучами
Красно солнце со лучами, с теплыми облаками.
В третий раз вышивали сине море со волнами
Сине море со волнами, с белыми кораблями.
В четвертый раз вышивали чисто поле со кустами
Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями.
Мастер : Молодцы ребята, помогли вы ткачихам. Теперь дальше пойдем, заглянем в другую мастерскую.
Ведущий: Сколько здесь всего интересного, а вещи - то какие старинные.
- Из чего сделаны все эти вещи?
- Кто здесь из мастеров трудился? (кузнец)
- А ремесло-то как называется? (кузнечное)
Мастер : Чтобы расколдовать кузнецов, вы должны вспомнить пословицу о кузнечном мастерстве.
«Куй железо пока горячо»
- Почему так говорили?
И тут вы справились с заданием.
Ну а сейчас я приглашаю вас к себе в гости. Проходите, проходите. Мне тоже нужна ваша помощь. Здесь тоже злой волшебник поработал – перепутал все изделия народных промыслов. Нужно каждый из них вернуть в свой город.
Дидактическая игра «Каждое изделие – в свой город».
Беседа.
– Что делают дымковские мастера? (игрушки из глины)
– Чем прославились городецкие мастера? ( они расписывали деревянные изделия: прялки, посуду, мебель.)
– А чем знамениты хохломские мастера? (росписью деревянной посуды)
Ведущий: Молодцы ребята! Вижу, можно вам доверить работу. (Приглашает в мастерскую)
Дети расписывают ложки.
Ведущий: Вот сколько красивых вещей.
Самое время на ярмарку ехать.
Под музыку дети отправляются на ярмарку.
Что за праздник?
Что случилось?
Просто ярмарка открылась!
Ярмарка! Ярмарка!
Продавайте! Покупайте!
Про ребят не забывайте!
Покупайте для души:
Ложки, кубки и ковши!
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка –
Расписные чудо – ложки.
Ложкари.
При царе, да при горохе
Озорные скоморохи
По дороге в балаган
Потеряли барабан.
Бубен потеряли,
В ложки ударяли!
Наша ложка хоть куда
Ею можно без труда
Каши есть,
По лбу бить.
Продадим вам так и быть!
Ведущий: Сегодня вы сделали большое дело – вы расколдовали город мастеров. И, значит, русское мастерство будет жить вечно.
А сейчас давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень умный, талантливый, терпеливый и добрый.