МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе общеразвивающей направленности по познавательно-речевому развитию «Рыбы»

Анна Калинина
Конспект занятия в старшей группе общеразвивающей направленности по познавательно-речевому развитию «Рыбы»

Цель: расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов и их обитателях - рыбах.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать у детей ценностное отношение к природному миру.

2. Познакомить детей с классификацией рыб: морские, пресноводные, аквариумные

3. Учить выделять характерные признаки различных рыб. Подвести детей, путем сравнения, к выводу о том, чем похожи все рыбы : местом обитания, чешуйчатым покровом, наличием плавников, способом передвижения, питанием.

4. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Рыбы».

Публикация «Конспект занятия в старшей группе общеразвивающей направленности по познавательно-речевому развитию „Рыбы“» размещена в разделах

Развивающие :

1. Развивать умственные качества личности, познавательный интерес к окружающему миру, любознательность

2. Развивать зрительное и слуховое внимание, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, ловкость.

3. Развивать коммуникативные компетенции, логическое мышление, внимание и память на линейный ряд.

4. Развивать диалогическую и связную речь, умение отвечать на поставленные вопросы, рассуждать.

5. Совершенствовать грамматический строй речи детей:

употребление существительных с предлогами,

упражнять в изменении существительных по падежам (единственного и множественного числа);

закрепить образование прилагательных от существительных по признаку назначения.

6. Упражнять в рисовании деталей изображения рыбы.

Воспитательные

1. Воспитывать экологическую грамотность у детей, заботливое отношение к миру природы (обитателям водоёмов).

2. Воспитывать коммуникативные качества, навык самоконтроля за речью.

3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Словарная работа:

обогащение – пресноводные, речные, озерные, морские, аквариумные, плоская, обтекаемая;

активизация - озеро, пруд, река, водоем, сом, щука, карп, ёрш, карась, плотва, сазан, форель, судак, окунь, налим, красноперка, рыба – телескоп, рыба - молот, камбала, рыба-меч, мурена, акула, рыба-пила, скумбрия, ставрида, нерка, минога, пиранья, туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры, обитать, охотиться, плавать, нырять, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, живут, существуют, обитают.

Предшествующая работа:

- беседа на тему «Что мы знаем о рыбах?» (о среде обитания, пище, строении рыб);

- дидактическая игра «Зоологическое лото»,

- дидактическая игра «Кто, где живёт?»,

- дидактическая игра «Птицы, звери, рыбы»,

- дидактическая игра «Сосчитай рыбок»,

- дидактическая игра «Третий лишний»,

- дидактические игры: «Назови части рыбы»,

- дидактическое упражнение «Сравни по образцу»,

- малоподвижные игры «Подбрось – поймай», «Море волнуется…»,

- настольно – печатная игра «Водные обитатели»,

- настольно - печатная игра «Лото. Группы животных»,

- настольно - печатная игра «Подводный мир»

- настольно - печатная игра «Рыбалка»,

- отгадывание загадок о рыбах,

- пальчиковая гимнастика «Речные рыбы» (Нищева Н. В., с. 76, № 187);

- подвижные игры «Удочка», «Караси и щука», «Ловля рыб»;

- разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка плавает в водице»;

- разучивание скороговорки «Плавал Лёва на плоту и ловил с плота плотву»;

- разучивание физминутки «Морской мир»;

- рассматривание иллюстраций «Рыбы морские, пресноводные»;

- рассматривание карт, энциклопедий (моря, реки, озера);

- рассматривание плаката «На речном берегу»;

- рассматривание энциклопедии «Морские обитатели»;

- рассматривание: книг, энциклопедий, журналов о рыбах;

- словесная игра «Закончи предложение»;

- словесная игра «Измени слово»;

- сюжетно – ролевые игры: «Зоомагазин (Покупаем рыбок)», «Моряки (Рыболовецкое судно)», «Дайверы (Подводный мир морей)», «Семья. Готовим рыбные блюда».

- чтение произведений детских кубанских авторов: В. Д. Нестеренко. ««Окунь выпрыгнул из речки», В. Бардадым «Жизнь реки», Олег Бундур «Как папа собирается на рыбалку», Т. Кирюшатова «Вьётся наша Кубань»;

- чтение русской народной сказки «По щучьему велению».

Материалы и оборудование:

аудиозапись с музыкой;

два листа бумаги формата А3 зеленого и голубого цвета;

изображения морских и речных рыб;

картинка башмака и бутылки;

ИКТ: экран, видеопроектор, ноутбук, флэшка со слайдами по теме;

картинки с изображением морских и речных обитателей;

картинки для игры «Кто лишний?»

клей;

конверт с письмом;

ножницы;

презентация;

стакан с водой трубочки для коктейля

тексты загадок о рыбах;

тексты к упражнению «Добавь слово»

Ход занятия.

1 вариант:

Воспитатель показывает на экране картинку «Аквариума»

(дети подходят к экрану)

Воспитатель загадывает загадку:

Там обитает, где вода,

И дышит жабрами всегда,

Имеет плавники и хвост.

Ответ загадки очень прост.

- О ком загадка

Ответы детей: о рыбках

Как называется дом для рыбок?

Ответы детей: Аквариум

В аквариуме – рыбки,

У них есть свой мирок:

Там камни и улитки,

И пузырьков поток.

- Дети, кто принёс этот конверт?

Ответы детей: - Этот конверт нам принесла воспитатель из другой группы.

- Написано (читает) куда: детский сад, кому: детям старшей группы. Значит, нам прислали письмо.

- Откуда: (читает) из океанариума.

- Дети, а вы знаете, что такое океанариум?

Ответы детей: - Да.

- Кто из вас был в океанариуме?

Ответы детей: - Я, мы с мамой.

- А кто живёт в океанариуме?

Ответы детей: - Рыбы. Морские обитатели. Морские рыбы.

- Океанариум - это маленькая модель большого океана. Его создали люди своими руками. Вместо стен и потолка в этом доме огромные аквариумы наполнены морской водой. Есть аквариумы с речной водой. Взрослые и дети могут прийти в океанариум в любое время, и полюбоваться красотой подводного мира.

- А что же в письме? Давайте откроем и прочтё м: (читает) «Здравствуйте, дети! Нам прислали новую коллекцию рыб. Каждая в своём микро аквариуме. Просим помочь нам, сотрудникам океанариума, расселить морских и речных рыб по своим домикам – большим аквариумам. Желаем успешно справиться с заданием! Сотрудники океанариума».

- А вы знаете, почему морским рыбам нельзя жить в одном аквариуме с речными рыбами?

( Ответы детей: вода должна быть для морских рыб солёная, морская, а для речных рыб несолёная, пресная)

- Верно, у них разные водоёмы. Морские живут в морях, океанах. А где живут пресноводные рыбы?

(в реках, прудах, озёрах, ручьях, запрудах)

- Эти рыбы называются речные, озёрные.

- Итак, мы уже знаем, что рыбы живут в воде. По среде обитания все рыбы делятся на два больших класса. В пресной воде класс рыб – пресноводные или речные.

- А как бы вы назвали рыб, живущих в море?

Ответы детей: - Рыбы, живущие в море, называются морские.

- Прежде, чем начать выполнять задание сотрудников океанариума, сделаем разминку - отгадайте загадки.

(По мере отгадывания воспитатель показывает отгадку на картинках морских и пресноводных рыб)

АКУЛА

Средь морей и океанов

За сто вёрст я чую запах,

В море день и ночь верчусь.

И, как гончая собака,

По следам добычи мчусь.

ЁРШ

В пасть меня ты не возьмёшь!-

Щуку дразнит хитрый (ёрш).

КАРАСЬ

От зубастых щук таясь,

Стороной проплыл (карась).

ОКУНИ

На дворе зима ли, осень,

В глубине родной реки

Мы тельняшки гордо носим,

Как лихие моряки.

РЫБА – МЕЧ

Никогда мне страх не ведом,

Смело дам отпор врагу.

Острым носом, как торпедой,

Танкер я пробить могу.

ФОРЕЛЬ

Только я из рыб с успехом,

Как по лестнице, легко

По студеным горным рекам

Поднимаюсь высоко. РЫБА-ПИРАНЬЯ

Зубы наши, точно пилы,

Мы ныряем там и тут.

Нас, заметив, крокодилы

В страхе на берег бегут.

СОМ

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

ЩУКА

Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна.

Притом такая злюка!

Конечно, это, … (щука).

- Молодцы, с трудным справились заданием!

Дидактическое упражнение «Добавь слово»

- Продолжаем разминку. Вставьте пропущенное слово:

Речные рыбы живут в (пресной) воде, а морские рыбы в (морской, солёной) воде.

Животные покрыты шерстью, птицы перьями, а рыбы (чешуёй).

Форма тела у рыб похожа на (овал).

Плоское тело у рыб, чтобы рыбам было удобней (плавать).

- У рыб форма тела обтекаемая - удобная для плавания. Поэтому они в воде очень быстро (плавают).

Рыбы дышат (жабрами).

Жабры у рыб находятся на (голове).

- У рыб совсем другая система дыхания, так как они живут в воде и воздух они выбирают из воды через жабры.

Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают хвостовой и боковые (плавники).

Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их (окраска).

Большинство рыб откладывают икру, а из икры появляются (мальки).

Некоторые рыбы сразу рождают маленьких (рыбок).

- Что рыбы делают в воде?

Ответы детей: - Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, живут, существуют, обитают.

- Мелкие рыбы питаются (червячками, насекомыми и водорослями).

- Хищные рыбы охотятся на других (рыбок).

- Молодцы! Вы были очень внимательными.

Игровое упражнение «Назови отличия рыб»

- Продолжаем разминку. Назовите, чем отличаются рыбы от других животных?

Ответы детей: - Рыбы живут в воде, дышат жабрами; тело покрыто чешуёй, нет ног, тело вытянутое, плоское; хвост и плавники немного прозрачные и плоские; маленькие рыбки – мальки, появляются из икринок; питаются водорослями, другими мелкими рыбками, моллюсками, червячками.

- Умницы! Вы успешно ответили на мои вопросы.

Физминутка «Морской мир»

- Сейчас станьте в круг. Мы с вами оказались в море бурном.

В море бурном, море синем быстро плавают дельфины (кистью руки плавные движения)

Не пугает их волна, рядом плещется она (потирание ладошек)

Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)

«Вы дельфины не шумите, рыбку быструю ловите: (грозить указательным пальцем)

Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)

Нужно рыбкам уплывать (кисти рук в замок внутрь и наружу)

Рыбки плавали, плескались (движения руками)

В прохладной морской воде.

То погружаются, то сплывают, (присесть - встать)

То зароются в песке (присесть, накрыть голову руками)

- Замечательно! А теперь внимание: Раз, два, три – мы на берегу реки! Смотрите, рыбка плавает в водице!

Пальчиковая гимнастика «Рыбка плавает в водице».

Рыбка плавает в водице. Рыбке весело играть (плавные движения кистями)

Рыбка, рыбка, озорница, (погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать (хлопок "круглыми" ладошками)

Рыбка спинку изогнула, (выгнуть кисти, пальчики вниз)

Крошку хлебную взяла, (имитировать движение пальчиками)

Рыбка хвостиком махнула, (сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)

Рыбка быстро уплыла (спрятать ручки)

- Молодцы!

- Ребята, посмотрите на картинки (иллюстрации акулы, карася, сома, щуки, и др.) это все рыбы их так много и они такие разные, разные по размеру, по форме, по цвету. А давайте попробуем найти, сходства.

- Садитесь за столы.

Игровое упражнение «Закончи рисунок рыбы»

- У каждого из вас нарисовано тело рыбы. Надо закончить рисунок.

(На доске или экране схема строения рыбы : у рыб есть голова, рот, глаза, жабры, плавники, хвост, туловище покрыто чешуей).

Дети дорисовывают после каждой характеристики.

- А есть ли у рыб шея?

Ответы детей: - У рыб нет шеи.

- Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом. Форма тела у рыб продолговатая. Голова немного вытянутая. Такая форма помогает легко рассекать воду.

(Дети рисуют голову)

- Назовите сходства. У всех рыб есть –

1) жабры (схема жабр)

- Необходимы ли рыбам жабры? А для чего? Да, рыбы дышат жабрами.

(Дети рисуют рыбам жабры)

2) плавники (схема плавника)

А для чего рыбам плавники? Верно, рыбы плавают при помощи плавников. Шевелят плавниками и передвигаются. У рыб есть головной, спинной брюшной плавники.

(Дети рисуют плавники)

3) хвост (схема хвостового плавника)

- А при помощи хвоста, рыбы могут поворачивать вправо и влево.

(Дети рисуют хвостовой плавник)

4) чешуя (схема чешуи)

- А вы держали, когда нибудь рыбку в руках? Какая она на ощупь?

(Скользкая).

- Чем покрыто тело почти всех рыб?

Чешуёй.

- Чешуя помогает рыбам плавать, обеспечивает рыбе большую скорость, а еще защищает от хищников.

- Продолжаем разминку.

Дидактическая игра «Кто лишний?».

- Рассмотрите рыб на слайде, назовите их. Надо сказать, какая рыба лишняя. Почему?

Например : сом, ёрш, акула - сказать, кто из них лишний. Здесь лишняя акула – это морская рыба, а сом и ёрш – речные.

- Молодцы! Вы хорошо разбираетесь в морских и речных рыбах.

Можно начинать помогать сотрудникам океанариума.

- Подойдите, пожалуйста, к столам.

Дидактическое упражнение «Спасатели»

- Дети, станьте в шеренгу. Рассчитайтесь на «первый – второй». Первые номерами станьте у моря (голубой лист бумаги). Вы спасатели морских рыб. Вторые номера станьте у зелёного листа бумаги– вы спасатели речных раб. Уточняю, «Речные спасатели» заселяют (приклеивают) речных рыб в зеленый аквариум, а «Морские спасатели» заселяют (приклеивают) морских рыб - в голубой аквариум.

- Дети, а для чего водоросли нужны в аквариуме?

Ответы детей: - чтобы рыбы дышали.

- Водоросли выделяют кислород, которым дышат рыбы.

- Работы наши готовы. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Назовите, пожалуйста, рыбок, которых вы наклеили в своих аквариумах.

(Дети по очереди называют своих рыб. Остальные слушают и проверяют правильность выполнения задания).

- Как вы думаете, мы помогли сотрудникам океанариума? Чем?

Ответы детей: - Мы распределили, поселили рыб морских и речных отдельно.

- Мы с вами распределили речных и морских рыб в разные аквариумы.

- Дети, вы помогли спасти рыбок. Спасибо вам. А теперь мы их оживим. Я сфотографирую ваши аппликации, и мы пошлем их по электронной почте в океанариум. Плывите рыбки.

- Сегодня мы много успели сделать. Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимались?

Ответы детей - Отгадывали загадки, поиграли, поговорили о рыбах, определяли, какие рыбы морские, а какие речные, распределяли отдельно рыб морских от речных, рисовали рыб.

- Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали.

Ответы детей.

- Молодцы, ребята! Вы успешно справились со всеми заданиями, правильно отвечали на все вопросы. Наше занятие на этом не заканчивается, завтра вас ждут новые встречи с морскими и речными обитателями.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «По сказке «Теремок» в группе общеразвивающей направленности от 2 до 3 летКонспект интегрированного занятия «По сказке «Теремок» в группе общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет Цель: Учить внимательно слушать сказку, сопровождая текст показом героев на фартуке. Совершенствовать умение рисовать губкой. Задачи:.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Марсик» в гостях у ребят»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Марсик» в гостях у ребят» Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Марсик» в гостях у ребят» Цель: Закрепление знаний детей о ПДД через.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии» Коррекционно-образовательные задачи: 1. Расширить и уточнить представления детей о профессиях людей, работающих в детском саду. 2. Расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе общеразвивающей направленности по познавательно-речевому развитию «Рыбы»
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 08:05
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД