Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей группе «Русская народная культура и традиции»

Наталья Азоркина
Конспект занятия в старшей группе «Русская народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к культуре, традициям и быту русского народа.

Задачи:

1. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах.

2. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.

3. Передать свои впечатления через художественное творчество – городецкую роспись.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Русская народная культура и традиции“» размещена в разделах

4. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. 5. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.

6. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями.

7. Расширять словарный запас.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие речи, физическое развитие.

Форма организации: фронтальная.

Оборудование:

Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного творчества, иллюстрации с изображением русских народных костюмов, изображение старинных изб, в которых раньше жили люди, мольберт, панно, гуашь, красного, зелёного цвета, кисти, салфетки подставки для кистей.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Дидактическая игра «Подбери костюмы».

Словарная работа:

Обогащение: традиции, культура. Промысел, ремесло, фольклор, народное творчество. Народные умельцы, рукодельницы, ручное ткачество, домотканая ткань. Посиделки, ярмарка, народные гуляния, быт. Рушник, «кукла – оберег», чугунок, ухват.

Активизация: изба, хоровод, игры. Самовар, скалка, роспись, сказки, пословицы, поговорки, приговоры, скороговорки.

Ход занятия:

В групповом помещение оборудована небольшая часть старинного быта – «избы». На столе, расписанном под хохлому, разложены расписные ложки, чашки и разделочные доски, самовар, скалка, небольшой глиняный кувшин, матрёшка.

Воспитатель:

Ребята, внимательно рассмотрите предметы, которые стоят на столе. Когда-то они были частью утвари в старинных, деревянных избах, в которых жили люди. Как вы думаете, для чего они?

Дети:

Самовар для чая, ложки для еды.

Воспитатель:

Правильно, но как все предметы назвать одним словом?

Дети:

Посуда!

Воспитатель:

А ещё, что видите (показываю куклу, сделанную из соломы? Что это?

Ребё нок:

Это кукла, она из соломы.

Воспитатель:

Верно. Такую куклу раньше называли «кукла – оберег» и хозяйки её берегли, хранили её и ни кому не показывали – она оберегала дом от плохих людей. Потому и называли её «кукла – оберег». Все предметы в доме делали своими руками. Столовые предметы были деревянными. Пищу готовили в русской печи. Кастрюль не было, хозяйки готовили в чугунках, прихватывая их ухватом (показываю) и сажали чугунок в печь. А как сейчас готовят, кто знает?

Дети:

На плите!

Воспитатель:

На газовых и электрических плитах – на том, чего раньше не было. В наших домах и квартирах горит электрический свет. Что же использовали люди вместо света? Давайте рассмотрим иллюстрацию (изображена девушка, которая прядёт, рядом горит лучина, что на ней изображено?

Дети:

Девочка работает.

Воспитатель:

Девушка не просто работает, она прядёт пряжу, а рядом горит лучина потому, что электричества не было. Повторите хором: «Лучина»! Долгими, зимними вечерами девушки и женщины собирались в одной избе и пряли пряжу, пели старинные песни, а молодёжь в другой избе устраивала

посиделки с песнями и плясками. Давайте хором скажем: «Посиделки»! Как вы думаете, для чего нужна пряжа?

Дети:

Что бы вязать разные вещи!

Воспитатель:

Правильно! Скажите хором: «Пряжа»! Девушка прядут пряжу при помощи прялки, из которой получится тонкая нить, а потом из этих ниток будет вязать тёплые вещи. Раньше ткани были домоткаными, их ткали своими руками: деревянные станки, на которых женщины и девушки ткали ткань. Из неё шили одежду, рушники (показываю иллюстрацию). Домотканые изделия вышивали рукодельницы: женщины и девушки. Повторите: «Рукодельницы»! Пекли хлеб или каравай. Из дерева вырезали столовые принадлежности: ложки, разделочные доски, скалки, матрёшки. Все эти вещи называют «народным промыслом и традициями». Повторите хором: «Народный промысел, традиции»! Люди делали это не только для себя, но и на продажу. Ездили на ярмарку, надевали красивую одежду: сарафаны, кафтаны – русские народные костюмы. На ярмарке устраивались народные гуляния с хороводами, песнями и играми. Люди знакомились, показывали своё ремесло другим и продавали свои изделия. Народные промыслы, игры, песни, хороводы – всё это народное творчество, запомните. Давайте вспомним, народные песни, хороводы и игры.

Дети:

(хором) «Во поле берёза стояла», «Ты берёзка белена!»

Воспитатель:

А игры?

Дети:

«Гуси - лебеди», «Прятки».

Воспитатель:

Раньше говорили не «Прятки», а «Жмурки». Мы с вами разучили новую игру «Звонари». Один из вас будет «Жмурка», а другой «Звонарь». Хотите поиграть?

Дети:

Да!

Воспитатель сама выбирает «Звонаря» и «Жмурку». Начинается игра «Звонари». Дети становятся по кругу, в центре двое: один с колокольчиком – «Звонарь», другой с завязанными глазами – «Жмурка». Дети становятся рядом со звонарё м и говорят слова: «Дили – дон, дили – дон, отгадай, откуда звон!» - «Жмурка» по звуку колокольчика пытается поймать звонаря и детей, а «Звонаря» обхватить пояском. Игра повторяется два раза.

Воспитатель:

Мы немного отдохнули, а я вспомнила, что русский народ богат не только промыслами и ремёслами, играми и хороводами, но и «фольклором». Что же это такое – «фольклор»? Русский народ богат сказками. Вы знаете русские народные сказки, назовите их.

Дети:

«Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д.

Воспитатель:

Сейчас вспомним пословицы и поговорки: «Волков бояться – в лес не ходить», «Всякий человек в деле познаётся», «Конец – делу венец» - всё это тоже часть народного фольклора. Что означают эти пословицы и поговорки, скажите? Кто ответит?

Ребё нок:

Если человек будет всех бояться, то ни с кем не подружится.

Воспитатель:

Правильно! Кто ещё хочет сказать? Скажи Саша Д. ?

Ребё нок:

Мы хорошо позанимаемся и можем потом поиграть.

Воспитатель:

Молодец! А «Всякий человек в деле познаётся»? Объясните, что это значит? Скажи, Кристина К. ?

Ребё нок:

Это о народных умельцах! А ещё, когда люди друг другу помогают.

Воспитатель:

Мне очень понравились ваши ответы. Давайте вспомним считалки потому, что они тоже относятся к русскому народному фольклору, как сказки, пословицы и поговорки. Кто вспомнит считалку? Милана Х., скажи?

Ребё нок:

Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку – цап.

Воспитатель:

Молодец! Для хорошей погоды и дождя, люди сочиняли приговорки и заклички, послушайте:

1. Радуга – дуга,

Не давай дождя

Давай солнышко –

Из - под облачка.

2. Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам колечка.

Дам и хлеба каравай,

Сколько хочешь, поливай!

Давайте немного отдохнём, поиграем в хороводную игру «Зайчик». Выберем зайчика считалкой, которая вам уже знакома.

Дети встают и становятся по - кругу, воспитатель говорит слова считалки:

Ножки, ножки бежали по дорожке,

Лугом, лесочком прыгали по кочкам,

Прибежали на лужок, потеряли сапожок.

Начинается игра «Зайчик». Дети идут под музыку по кругу, а зайчик в центре пляшет и старается выбежать из круга. Когда музыка заканчивается, зайка должен найти детей, у которых ослаблены руки и, выбежать из круга.

Очень хорошо. А теперь я покажу вам старинную, русскую избу. Внимательно посмотрите, за столом сидит вся семья. Видите, как светло в этой части избы? Его называют «красный угол». В центре стола всегда сидел отец – глава семьи. То, что вы видите на столе, раньше называли предметами быта или посуда, запомнили? Повторите хором (дети повторяют). Как вы думаете, как еще можно называть эти предметы?

Ребё нок:

Если их красиво расписать, получится народный промысел.

Воспитатель:

А почему мы говорим «народный промысел», «традиции»?

Ребё нок:

Потому, что люди сами придумывали игры, вышивали, всю посуду сами делали, красиво расписывали ложки, доски.

Воспитатель:

Правильно! Я уверена, ребята, что вы все запомнили эти новые слова. Я для вас приготовила листы бумаги (воспитатель показывает вырезанные из бумаги разделочные доски жёлтого цвета). Посмотрите, на расписном столе лежат предметы, которые вы уже видели, как они называются ( дети перечисляют названия: расписные ложки, чашки, разделочные доски). Правильно, все они расписаны городецкой и хохломской росписью. Сегодня вы распишите свои работы, как это делают народные умельцы. С элементами городецкой росписи вы уже знакомы. Какие цвета вы будите использовать?

Дети:

Красный, зелёный (хором)

Воспитатель:

Теперь приступайте к работе.

Дети могут видеть на панно с иллюстрациями образцов изделий городецкой росписи. Под спокойную русскую народную музыку начинается работа.

Самостоятельная работа.

Воспитатель:

Я очень довольна вашими работами и мне очень хочется вспомнить слово, которое вы сегодня узнали. Скажите хором.

Дети:

«Народный промысел

Воспитатель:

Запомнили, молодцы! Давайте вспомним русскую народную хороводную игру – песню «Берёзка». Много песен сложено и стихов.

Воспитатель сама выбирает девочку – «берёзку» и ставит её в круг, остальные становятся по кругу. Под слова песни: «Ты берёзка белена, маковка зелена…», девочка собирает у всех платочки и поднимает их над головой, машет руками, изображая шум листьев. Вовремя второго куплета, девочка снова ходит по кругу и возвращает детям платочки – кладёт их им на плечи.

Воспитатель:

Вам понравилось занятие?

Дети: - Да!

Воспитатель:

Теперь вы знаете, что такое народные традиции, культура, фольклор, кто такие народные умельцы и что такое «народный промысел».

Когда вы придёте домой, обязательно расскажите о том, что интересного вы узнали, чему сегодня научились. Я вами очень довольна, молодцы!

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Конспект интегрированного занятия «Русская народная культура» в старшей группе .

Конспект комплексного занятия по развитию речи «Русская народная культура» во второй младшей группе Программное содержание: развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослым и сверстниками во время игры. Доставить детям радость и удовольствие.

Конспект занятия по музыке во второй младшей группе «Народная культура и традиции» Конспект по музыке во II младшей группе «Народная культура и традиции» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием.

Конспект занятия по развитию речи «Народная культура и традиции» Тема: «Народная культура и традиции русского народа» Цель: вызвать интерес к русским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу,.

Конспект занятия «Народная культура и традиции русского и татарского народа» Задачи: 1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского и татарского народа. Расширять знания о народных промыслах.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Народная культура и традиции русского народа» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Народная культура и традиции русского народа» Цель: вызвать интерес к русским.

Перспективное планирование кружковой деятельности в подготовительной к школе группе «Народная культура и традиции» В. Н. Косарева НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ Программа «Родник» № п/п Тема Программные задачи Виды детской деятельности Интегрируемая образовательная.

Проект «Народная культура и традиции» в старшей группе Управления образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области МБДОУ «Детский сад комбинированного вида.

Тематическое планирование в средней группе «Русская народная культура и традиции» Аннотация. В работе приведено описание тематического планирования одного дня в детском саду. Ключевые слова: матрёшка, патриотизм, шутки-прибаутки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Русская народная культура и традиции»
Опубликовано: 23 марта 2019 в 15:29
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «Русская народная культура и традиции»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Азоркина (УИ 320001) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД