Получи документы

Конспект занятия в старшей группе «Русская народная культура и традиции»

Наталья Азоркина
Конспект занятия в старшей группе «Русская народная культура и традиции»

Цель:

познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к культуре, традициям и быту русского народа.

Задачи:

1. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах.

2. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.

3. Передать свои впечатления через художественное творчество – городецкую роспись.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Русская народная культура и традиции“» размещена в разделах

4. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. 5. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.

6. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями.

7. Расширять словарный запас.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие речи, физическое развитие.

Форма организации: фронтальная.

Оборудование:

Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного творчества, иллюстрации с изображением русских народных костюмов, изображение старинных изб, в которых раньше жили люди, мольберт, панно, гуашь, красного, зелёного цвета, кисти, салфетки подставки для кистей.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Дидактическая игра «Подбери костюмы».

Словарная работа:

Обогащение: традиции, культура. Промысел, ремесло, фольклор, народное творчество. Народные умельцы, рукодельницы, ручное ткачество, домотканая ткань. Посиделки, ярмарка, народные гуляния, быт. Рушник, «кукла – оберег», чугунок, ухват.

Активизация: изба, хоровод, игры. Самовар, скалка, роспись, сказки, пословицы, поговорки, приговоры, скороговорки.

Ход занятия:

В групповом помещение оборудована небольшая часть старинного быта – «избы». На столе, расписанном под хохлому, разложены расписные ложки, чашки и разделочные доски, самовар, скалка, небольшой глиняный кувшин, матрёшка.

Воспитатель:

Ребята, внимательно рассмотрите предметы, которые стоят на столе. Когда-то они были частью утвари в старинных, деревянных избах, в которых жили люди. Как вы думаете, для чего они?

Дети:

Самовар для чая, ложки для еды.

Воспитатель:

Правильно, но как все предметы назвать одним словом?

Дети:

Посуда!

Воспитатель:

А ещё, что видите (показываю куклу, сделанную из соломы? Что это?

Ребё нок:

Это кукла, она из соломы.

Воспитатель:

Верно. Такую куклу раньше называли «кукла – оберег» и хозяйки её берегли, хранили её и ни кому не показывали – она оберегала дом от плохих людей. Потому и называли её «кукла – оберег». Все предметы в доме делали своими руками. Столовые предметы были деревянными. Пищу готовили в русской печи. Кастрюль не было, хозяйки готовили в чугунках, прихватывая их ухватом (показываю) и сажали чугунок в печь. А как сейчас готовят, кто знает?

Дети:

На плите!

Воспитатель:

На газовых и электрических плитах – на том, чего раньше не было. В наших домах и квартирах горит электрический свет. Что же использовали люди вместо света? Давайте рассмотрим иллюстрацию (изображена девушка, которая прядёт, рядом горит лучина, что на ней изображено?

Дети:

Девочка работает.

Воспитатель:

Девушка не просто работает, она прядёт пряжу, а рядом горит лучина потому, что электричества не было. Повторите хором: «Лучина»! Долгими, зимними вечерами девушки и женщины собирались в одной избе и пряли пряжу, пели старинные песни, а молодёжь в другой избе устраивала

посиделки с песнями и плясками. Давайте хором скажем: «Посиделки»! Как вы думаете, для чего нужна пряжа?

Дети:

Что бы вязать разные вещи!

Воспитатель:

Правильно! Скажите хором: «Пряжа»! Девушка прядут пряжу при помощи прялки, из которой получится тонкая нить, а потом из этих ниток будет вязать тёплые вещи. Раньше ткани были домоткаными, их ткали своими руками: деревянные станки, на которых женщины и девушки ткали ткань. Из неё шили одежду, рушники (показываю иллюстрацию). Домотканые изделия вышивали рукодельницы: женщины и девушки. Повторите: «Рукодельницы»! Пекли хлеб или каравай. Из дерева вырезали столовые принадлежности: ложки, разделочные доски, скалки, матрёшки. Все эти вещи называют «народным промыслом и традициями». Повторите хором: «Народный промысел, традиции»! Люди делали это не только для себя, но и на продажу. Ездили на ярмарку, надевали красивую одежду: сарафаны, кафтаны – русские народные костюмы. На ярмарке устраивались народные гуляния с хороводами, песнями и играми. Люди знакомились, показывали своё ремесло другим и продавали свои изделия. Народные промыслы, игры, песни, хороводы – всё это народное творчество, запомните. Давайте вспомним, народные песни, хороводы и игры.

Дети:

(хором) «Во поле берёза стояла», «Ты берёзка белена!»

Воспитатель:

А игры?

Дети:

«Гуси - лебеди», «Прятки».

Воспитатель:

Раньше говорили не «Прятки», а «Жмурки». Мы с вами разучили новую игру «Звонари». Один из вас будет «Жмурка», а другой «Звонарь». Хотите поиграть?

Дети:

Да!

Воспитатель сама выбирает «Звонаря» и «Жмурку». Начинается игра «Звонари». Дети становятся по кругу, в центре двое: один с колокольчиком – «Звонарь», другой с завязанными глазами – «Жмурка». Дети становятся рядом со звонарё м и говорят слова: «Дили – дон, дили – дон, отгадай, откуда звон!» - «Жмурка» по звуку колокольчика пытается поймать звонаря и детей, а «Звонаря» обхватить пояском. Игра повторяется два раза.

Воспитатель:

Мы немного отдохнули, а я вспомнила, что русский народ богат не только промыслами и ремёслами, играми и хороводами, но и «фольклором». Что же это такое – «фольклор»? Русский народ богат сказками. Вы знаете русские народные сказки, назовите их.

Дети:

«Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д.

Воспитатель:

Сейчас вспомним пословицы и поговорки: «Волков бояться – в лес не ходить», «Всякий человек в деле познаётся», «Конец – делу венец» - всё это тоже часть народного фольклора. Что означают эти пословицы и поговорки, скажите? Кто ответит?

Ребё нок:

Если человек будет всех бояться, то ни с кем не подружится.

Воспитатель:

Правильно! Кто ещё хочет сказать? Скажи Саша Д. ?

Ребё нок:

Мы хорошо позанимаемся и можем потом поиграть.

Воспитатель:

Молодец! А «Всякий человек в деле познаётся»? Объясните, что это значит? Скажи, Кристина К. ?

Ребё нок:

Это о народных умельцах! А ещё, когда люди друг другу помогают.

Воспитатель:

Мне очень понравились ваши ответы. Давайте вспомним считалки потому, что они тоже относятся к русскому народному фольклору, как сказки, пословицы и поговорки. Кто вспомнит считалку? Милана Х., скажи?

Ребё нок:

Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку – цап.

Воспитатель:

Молодец! Для хорошей погоды и дождя, люди сочиняли приговорки и заклички, послушайте:

1. Радуга – дуга,

Не давай дождя

Давай солнышко –

Из - под облачка.

2. Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам колечка.

Дам и хлеба каравай,

Сколько хочешь, поливай!

Давайте немного отдохнём, поиграем в хороводную игру «Зайчик». Выберем зайчика считалкой, которая вам уже знакома.

Дети встают и становятся по - кругу, воспитатель говорит слова считалки:

Ножки, ножки бежали по дорожке,

Лугом, лесочком прыгали по кочкам,

Прибежали на лужок, потеряли сапожок.

Начинается игра «Зайчик». Дети идут под музыку по кругу, а зайчик в центре пляшет и старается выбежать из круга. Когда музыка заканчивается, зайка должен найти детей, у которых ослаблены руки и, выбежать из круга.

Очень хорошо. А теперь я покажу вам старинную, русскую избу. Внимательно посмотрите, за столом сидит вся семья. Видите, как светло в этой части избы? Его называют «красный угол». В центре стола всегда сидел отец – глава семьи. То, что вы видите на столе, раньше называли предметами быта или посуда, запомнили? Повторите хором (дети повторяют). Как вы думаете, как еще можно называть эти предметы?

Ребё нок:

Если их красиво расписать, получится народный промысел.

Воспитатель:

А почему мы говорим «народный промысел», «традиции»?

Ребё нок:

Потому, что люди сами придумывали игры, вышивали, всю посуду сами делали, красиво расписывали ложки, доски.

Воспитатель:

Правильно! Я уверена, ребята, что вы все запомнили эти новые слова. Я для вас приготовила листы бумаги (воспитатель показывает вырезанные из бумаги разделочные доски жёлтого цвета). Посмотрите, на расписном столе лежат предметы, которые вы уже видели, как они называются ( дети перечисляют названия: расписные ложки, чашки, разделочные доски). Правильно, все они расписаны городецкой и хохломской росписью. Сегодня вы распишите свои работы, как это делают народные умельцы. С элементами городецкой росписи вы уже знакомы. Какие цвета вы будите использовать?

Дети:

Красный, зелёный (хором)

Воспитатель:

Теперь приступайте к работе.

Дети могут видеть на панно с иллюстрациями образцов изделий городецкой росписи. Под спокойную русскую народную музыку начинается работа.

Самостоятельная работа.

Воспитатель:

Я очень довольна вашими работами и мне очень хочется вспомнить слово, которое вы сегодня узнали. Скажите хором.

Дети:

«Народный промысел

Воспитатель:

Запомнили, молодцы! Давайте вспомним русскую народную хороводную игру – песню «Берёзка». Много песен сложено и стихов.

Воспитатель сама выбирает девочку – «берёзку» и ставит её в круг, остальные становятся по кругу. Под слова песни: «Ты берёзка белена, маковка зелена…», девочка собирает у всех платочки и поднимает их над головой, машет руками, изображая шум листьев. Вовремя второго куплета, девочка снова ходит по кругу и возвращает детям платочки – кладёт их им на плечи.

Воспитатель:

Вам понравилось занятие?

Дети: - Да!

Воспитатель:

Теперь вы знаете, что такое народные традиции, культура, фольклор, кто такие народные умельцы и что такое «народный промысел».

Когда вы придёте домой, обязательно расскажите о том, что интересного вы узнали, чему сегодня научились. Я вами очень довольна, молодцы!

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Конспект интегрированного занятия «Русская народная культура» в старшей группе .

Конспект комплексного занятия по развитию речи «Русская народная культура» во второй младшей группе Программное содержание: развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослым и сверстниками во время игры. Доставить детям радость и удовольствие.

Конспект занятия по музыке во второй младшей группе «Народная культура и традиции» Конспект по музыке во II младшей группе «Народная культура и традиции» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием.

Конспект занятия по развитию речи «Народная культура и традиции» Тема: «Народная культура и традиции русского народа» Цель: вызвать интерес к русским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу,.

Конспект занятия «Народная культура и традиции русского и татарского народа» Задачи: 1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского и татарского народа. Расширять знания о народных промыслах.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Народная культура и традиции русского народа» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Народная культура и традиции русского народа» Цель: вызвать интерес к русским.

Перспективное планирование кружковой деятельности в подготовительной к школе группе «Народная культура и традиции» В. Н. Косарева НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ Программа «Родник» № п/п Тема Программные задачи Виды детской деятельности Интегрируемая образовательная.

Проект «Народная культура и традиции» в старшей группе Управления образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области МБДОУ «Детский сад комбинированного вида.

Тематическое планирование в средней группе «Русская народная культура и традиции» Аннотация. В работе приведено описание тематического планирования одного дня в детском саду. Ключевые слова: матрёшка, патриотизм, шутки-прибаутки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Русская народная культура и традиции»
Опубликовано: 23 марта 2019 в 15:29
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД