Папки-передвижки

Конспект занятия «Жизнь на Руси» в старшей группе

Линнова Анна
Конспект занятия «Жизнь на Руси» в старшей группе

Конспект занятия

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:

«Жизнь на Руси»

Возраст воспитанников: старшая группа.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Публикация «Конспект занятия „Жизнь на Руси“ в старшей группе» размещена в разделах

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

• Познакомить детей с избой – жилище крестьянской семьи, с предметами русского быта.

• Систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской и женской).

• Формировать интерес к произведениям устного народного творчества– русским народным сказкам; закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям.

Развивать: коммуникативные умения, мыслительные операции путем загадывания загадок, обогащать словарный запас.

Воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору.

Материалы и оборудование: мультимедиа, магнитофон, макет мини избы, мини предметы русского быта, сундучок, дидактическая игра «Четвертый лишний?». Русские народные сказки», русские народные музыкальные инструменты, деревянные ложки, платочки, русский народные костюмы.

Предварительная работа: проведение праздника «Масленица», проведение разлечения «Колядки», чтение и рассказывание русских народных сказок, создание альбома «Русские народные костюмы».

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Дети находятся в группе, воспитатель заходит в группу в русском народном костюме. Обращает внимание детей на костюм.

- Ребята, сегодня я решила одеться необычно. Что за костюм надет на мне? (Русский народный). Как называется платье без рукавов? (Сарафан). Блузка? (Рубаха). Как называется головной убор? (Кокошник).

Кокошник от слова «кокоша» - значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок. Кокошник носили женщины по праздникам.

— Предлагаю посмотреть, как одевались мужчины и дети на Руси.

(Презентация)

Мужская рубашка называлась косоворотка. А кто - нибудь знает почему она так называлась? Штаны – порты, на голове – картуз, на ногах – лапти.

(Презентация)

Вот мы с вами узнали, как одевались люди на Руси.

- Как люди жили раньше,как выглядели их дома? Раньше Русь считалась и называлась деревянная, как вы думаете почему?

— Как раньше назывались дома? (избами) Раньше дома строили из дерева и называли их избами.

(Показ слайдов с изображением различных русских изб)

В избе была одна комната – горница.

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Сейчас я предлагаю вам посетить миниатюрную горницу и посмотреть что же в ней находится

Как вам такая идея?

(возле горницы сидит домовенок Кузя)

— Кто это? (Домовенок Кузя). А кто такой домовой? (Ответы детей). В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка «Никакой дом не стоит без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его. Оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. Домовой оберегает дом от болезни, злобы, зависти, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. А если ссорятся, он начинает сердиться. Очень не нравится ему, когда дети капризничают или повсюду разбрасывают свои вещи. Тогда он их прячет – дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё клали на свои места. Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, как вы думаете почему?Чтобы не попадаться им на глаза и не испугать. Домовой любит жить за печкой.

- В горнице находится очень много интересных и старинных предметов. (обращает внимание, что здесь много старинных предметов,домашней утвари) Русские люди придумали про все эти предметы загадки.

Попробуем отгадать загадку и найти этот предмет?

1 загадка:

Дрова кушает

Зубов не имеет,

Теплом своим

Весь дом греет! (Печь)

— Печь была в каждой избе. Русская печь многофункциональна. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Ее использовали для разных нужд от обогрева и приготовления пищи и до сна на ней и даже для мытья. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Теплые ниши использовались для обогрева белья, посуды, одежды.

— В каких русских народных сказках упоминалась печь? (ответы детей)

2 загадка:

Двое купаются,

Третий валяется;

Двое вышли,

На третьего повисли.

(Ведра, коромысло)

— В какой сказке говорится о ведрах и коромысле? (ответы детей)

3 загадка:

В печи стоит,закрытый крышкой…

Огонь ласкает твердый бок.

Печь освещает пламя вспышкой

Щи варит в печке… (Чугунок)

Чугунок – это посуда для варки и тушения пищи в русской печи. У него особая форма, суженный снизу и широкий в верхней части. Такая форма придается чугунку для удобства его использования в печи, специальным приспособлением, которое называется ухват.

4 загадка:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит. (Самовар)

Самовар - это устройство для приготовления кипятка. Произошло название от слов «Сам варит».

5 загадка

Есть у бабушки – старушки

Очень маленький секрет:

Платья, книжки и игрушки,

Занавески, погремушки,

Кукол и велосипед –

Все она упрямо прячет,

Чтоб не смог добраться внук.

Есть у бабушке на даче

Ветхий, старенький (Сундук).

Сундук – обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь.

(Рассматривают сундучок)

3 этап: способствуем реализации детского замысла

- У меня тоже есть сундук. Сундук очень, очень старый и хранит себе много всего интересного. Кому интересно узнать,что лежит в нем?

Воспитатель заглядывает в сундучок – там лежат конверты с последним заданием «Лото. четвертый лишний».

- Друзья, а на дне сундука лежит какой то конверт. Как вы думаете, что в нем?

Дети берут конверты, проходят к столу и выполняют задание

- Вы не против, если я к вам присоединюсь?

Здорово! Вы справились с заданием!

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

- Дети, что мы нового сегодня узнали?

Что вам было особенно интересно?

Что Вам больше всего понравилось?

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками и т. д.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Серпухов — частица малая Руси» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Серпухов – частица малая Руси» Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Игры и забавы на Руси» Цель образовательной деятельности: Знакомство детей с обычаями и традициями на Руси через игры и забавы в зимнее время года. Образовательные.

Конспект ООД по физическому развитию на воздухе в старшей логопедической группе «Спорт — это жизнь, это здоровье!» Задачи: - развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, внимание, настойчивость в достижении цели; - воспитывать дружеские.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» Конспект занятия «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» Посвящённое Дню матери для детей старшего дошкольного возраста Цель: Воспитание уважения.

Конспект занятия «История Руси»Конспект занятия «История Руси» Цель: Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси способствовать проявлению интереса к.

Конспект занятия «Как раньше жили на Руси»Конспект занятия «Как раньше жили на Руси» НОД по образовательной области «Познание» «Как раньше жили на Руси» С презентацией к дидактической игре. Средняя группа Задачи: Приобщать.

Конструирование в старшей группе «Вторая жизнь пластиковой бутылки»Конструирование в старшей группе «Вторая жизнь пластиковой бутылки» В нашей жизни в быту бывает много отходов, которым можно дать вторую жизнь. Именно этому и было посвящено наше занятие по конструированию.

НОД в старшей группе «Вода — это жизнь» НОД в старшей группе по теме «Вода – это жизнь». Цель: Закреплять знания детей о некоторых свойствах воды. Уточнить, что вода – важная.

Конспект занятия «Жизнь и труд казаков» Цель: -познакомить детей с орудиями труда казаков; -расширить знания детей о жизни и быте первых поселенцев-казаков; Задачи: -продолжить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Жизнь на Руси» в старшей группе
Опубликовано: 10 октября 2020 в 13:29
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД