Папки-передвижки

Конспект занятия «Звук [Й] Буква «Й» Зима». Использование дидактического пособия «Город грамотеев» в обучении грамоте

Оксана Михайлюк
Конспект занятия «Звук [Й] Буква «Й» Зима». Использование дидактического пособия «Город грамотеев» в обучении грамоте

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные: автоматизация навыка четкого произношения звука [Й], совершенствование звукового анализа и синтеза, знакомство с буквой Й. Закрепление представлений о зиме, ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зима». Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование синтаксической стороны речи: составление простых распространенных предложений, развитие связной речи;

Публикация «Конспект занятия „Звук [Й] Буква „Й“ Зима“, Использование дидактического пособия „Город грамотеев“ в обучении грамоте» размещена в разделах

2. Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционной, мелкой, общей моторики, координации речи с движением; развитие внимания, мышления, памяти;

3. Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Цели:

- автоматизировать навык четкого произношения звука [Й] в слогах, словах, предложениях;

- совершенствовать фонематический слух;

- совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности;

- познакомить с буквой Й;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи : учить подбирать прилагательные к существительным; учить согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными; уточнить и систематизировать с детьми доступные их пониманию признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом;

- учить составлять и анализировать предложение; упражнять в составлении рассказа;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- познакомить с буквой Й;

- развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: снежинки, предметные картинки со словами, в названиях которых есть звук [Й], дидактическое пособие «Город грамотеев», игрушка «Квакуша», карточки для звукового анализа, карточки с буквой -Й-, вата – «снежинки» на блюдцах.

I.Организационный момент

Логопед: Смотрите, сколько к нам залетело снежинок. Но это необычные снежинки. Это снежинки-загадки. Давайте их разгадаем и узнаем как они сюда попали.

«Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица

Белокожа, светлолица.

Запорошила дорожки и раскрасила окошки

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка (О зиме). Значит, зима-проказница нанесла нам снежинки. Тройка прилетела. Это кто? (3 месяца зимы). Назовите их. (Декабрь, Январь, Февраль.). Какая погода стоит зимой (холодная, ветреная, морозная). Чтобы не замерзнуть и не заболеть в холодную погоду, зимушка-зима советует нам делать массаж.

Самомассаж

Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)

Эй, потри скорее нос, (массаж носа)

Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)

Улыбнулись все скорей (в другую сторону)

И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)

Веселее, веселее. (в другую сторону)

Надо ушки нам согреть,

Покрутить и повертеть.

Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца)

Сильно-сильно растираем.

II. Сообщение темы занятия (В дверь стучится Незнайка).

- Здравствуйте, ребята.

- Здравствуй, Незнайка! Ты к нам в гости пришел или у тебя что-то случилось?

- Мне нужна ваша помощь. У меня есть друзья попугаи – Айка и Смайлик. Вот их фотографии (показывает 2 картинки попугаев, они живут в Африке, а там никогда не бывает зимы, представляете! Я хочу им рассказать о зиме, о зимних развлечениях. А еще о том, что уже выучил много букв, даже писать хорошо получается. Вчера я выучил новый звук и новую букву… как же она называется, еще на И очень похожа. вот досада, забыл.

- Я догадалась, о каком звуке и букве ты говоришь. Не расстраивайся, мы тебе поможем все вспомнить, правда, ребята? Садись к нам и будь внимательным.

- Хорошо, спасибо.

- Перед тем, как мы узнаем об этом звуке, нужно размять язычок. В этом нам поможет Квакуша. Он знает много игр с язычком. Незнайка, и ты с нами играй. (Упражнения «лопаточка, горка, вкусное варенье качели»).

«Лопата»

Язык – мост.

Река замёрзла,

Покрылась льдом.

Язык на губке

Застыл мостом.

«Горочка»

Сделаю я горочку,

Горочку круту.

Будет эта горочка

У меня во рту!

«Вкусное варенье, качели»

Снежинка кружится,

Снежинка летит.

Ко мне на ладошку

Снежинка спешит.

- Молодцы ребята. Незнайка, тебе понравилось?

- Ух ты, какие игры интересные. Я таких не знал!

- А теперь узнаем, что за звук выучил Незнайка. Ребята, отгадайте загадку и определите первый звук в ее отгадке. Незнайка, ты тоже отгадывай:

По утрам его съедаю,

вкус фруктовый обожаю.

Они разные бывают:

с вишней и с клубникой,

с персиком, черникой (Йогурт).

-Правильно, это звук [Й]. Ты этот звук имел ввиду, Незнайка?

-Да, это он!

- Произнесите имя нашего гостя: «Незнайка». Звук [Й] спрятался и в его имени. Что же это за звук и как его произносить?

III. Характеристика звука

1. Артикуляция звука : язычок превращается в горку, зубки приоткрыты, губы улыбаются.

2. Акустические признаки. Звук [Й] произносится коротко, как толчок, его не получится долго тянуть и спеть (согласный). Закройте ушки, и произнесите звук. В ушах гудит, «работает» голос (звук звонкий). Произносится ласково, мягко (мягкий).

А сейчас давайте узнаем о приключениях звука [Й] в «Городе грамотеев».

«Однажды звук [Й] пришел в «Город грамотеев». Ему было скучно одному, поэтому он решил найти себе друзей и остаться там жить. Но где ему поселиться? Ведь в городе 2 домика. В красном домике живут гласные звуки – певицы, а в соседнем домике живут согласные звуки. Пошел он к красному домику и постучался. Ему открыла девочка-Звуковичок.

- Здравствуйте, меня зовут звук [Й], я хочу поселиться в вашем домике.

- Мы - гласные звуки, и очень любим петь. А вы умеете петь?- спросила девочка.

- Нет, не умею - ответил звук [Й].

- Тогда мы не можем взять вас к себе жить. Зайдите в соседний домик, там вам должны помочь.

Пошел звук [Й] в соседний домик. В нем сине-зеленые окна, слева 3 синих окошка, а справа 3 зеленых окошка. Звук растерялся, но все же постучал в дверь. Ему открыли Звуковички в синих и зеленых костюмах.

- Здравствуйте, я бы хотел к вам поселиться. В красный домик меня не пустили, потому что не умею петь.

- Вы умеете говорить громко и твердо? – спросили Звуковички в синих костюмах.

- Нет, я говорю громко, но мягко.

- Значит, вы будете жить в комнате с зеленым окошком, в правой половине дома, - сказали Звуковички в зеленых костюмах». Вот так звук [Й] нашел себе домик.

IV. Произношение звука [Й] изолированно и в слогах.

1. Игра «Сигнальщики». Дети, какого цвета окошко у звука [Й]? (зеленого) Вам нужно подать сигнал, когда услышите звук [Й] с помощью зеленого квадратика. Незнайка, будь внимательным, ты тоже будешь подавать сигнал. (Выделение звука изолированно, в слогах, в словах).

2. Закрепление четкого произношения звука [Й] в чистоговорках (с хлопками и прошагиванием).

Звук [Й] сочинил для вас интересные стишки.

Ай-ай-ай – наливаю чай

Ой-ой-ой - скачет заинька косой.

Мой-мой-мой — снег идёт зимой.

Гай-гай-гай-гай — жёлто-синий попугай.

-Незнайка, какой последний звук слышится в словах «чай, косой, зимой, попугай»?

-Звук [Й].

-Молодец!

V. Произношение изучаемого звука в словах.

В каких же словах живет звук [Й]? Незнайка, я буду называть слова, а ты показывай их картинки (майка, айва, лейка, йод, йогурт, попугай, чай, чайник, Айболит). В «Городе грамотеев живет очень любопытная и любознательная гусеница. Она любит играть со звуками и буквами. Давайте с ней поиграем. Незнайка, ты тоже играй с нами.

1. Игра «По порядку становись». Мы подарим гусенице картинки, в названиях которых есть звук [Й] и назовем их по порядку. А ты, Незнайка, бери большие картинки и с нами их выставляй по порядку.

2. Игра «Жадина». Гусеница не хочет отдавать нам картинки. Говорит, что если поиграем с ней в игру «Жадина», тогда отдаст. Поиграем, дети? На вопросы будем отвечать «моя, мой» (моя майка, мой чай, мой попугай и т. д.)

3. Игра «Сочитай-ка». Гусеница очень любит считать. Давайте с ней посчитаем, сколько звуков в словах «йод, айва, майка». Если в слове три звука, мы положим картинку в третий карман (йод, если четыре – в четвертый (айва, если пять – в пятый (майка)». Незнайка, считай вместе с нами.

4. Звуковой анализ слова «Айка».

Незнайка: «Ребята, спасибо я вспомнил все о звуке [Й]. Напишу об этом своим друзьям. Что же мне им рассказать о зиме?».

- Незнайка, зимой можно играть в разные игры.

VI. Физкультминутка «Зима».

Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки).

- Незнайка, во что играют зимой?

- В снежки, катаются на санках, лыжах, коньках, да?

- Молодец, Незнайка!

VIII. Произношение звука в связной речи, работа с предложением.

1. Проказница зимушка-зима загадала нам еще несколько загадок.

Художник невидимка

По городу идет

Всем щеки нарумянит

Всех за нос ущипнет (Мороз)

Что за нелепый человек

Пробрался в 21век?

Морковка – нос в руке метла

Боится солнца и тепла (Снеговик)

Он прозрачный и холодный,

Он загадочный и плотный,

А в тепле вдруг оживает,

Слёзы льёт и быстро тает (Лед)

2. Зима-проказница придумала для нас игры.

Игра (на коврике) «Слово назови и признак подбери?». На снежинке написано задание от проказницы – зимы «Слово назови и признак подбери». Я называю слово (День, снег, ветер, мороз, лед, а вы отвечаете на вопрос «Какой? Какая?». Каждому, кто придумает слово-признак, выдается снежинка. В конце игры определяется победитель по количеству снежинок.

Зима – Снежная, холодная, суровая, морозная, ветреная, вьюжная, унылая.

День… (Какой) Морозный, солнечный, ясный, зимний, короткий

Снег – Белый, мягкий, пушистый, голубой, рыхлый, серебристый, скрипучий, хрустящий, холодный.

Ветер – Сильный, холодный, порывистый, морозный, ледяной.

Мороз – Трескучий, слабый, сильный, крепкий, лютый.

В каких словах-признаках, которые мы перечислили, живет звук [Й], Незнайка?.

Незнайка, посчитай, сколько дети набрали снежинок? Кто победил?

3. Игра «Исправь ошибки Незнайки».

Незнайка: Спасибо вам большое, я все понял. Вот, что я напишу Айке и Смайлику:

«Первый зимний месяц называется сентябрь. Когда наступает зима, погода становится жаркой, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. День становится длинным. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость. Зима – чудесное время года!».

- Незнайка, ты все перепутал. Дети, давайте исправим ошибки Незнайки. Кто заметил, в чем Незнайка ошибся? (Первый зимний месяц декабрь, почему люди одевают теплую одежду? (погода становится холодной, а не жаркой). Шортики – это теплая одежда? День становится коротким. Зимой можно кататься на велосипеде, купаться в море, загорать). Незнайка, ты запомнил? Расскажи, что ты напишешь в письме, только правильно! (Незнайка рассказывает правильно).

- Ой, я забыл как пишется буква Й!

IX. Обучение элементам грамоты

1. На что похожа буква Й?

Букву Й зовут «и-кратким»

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И

Сверху галочку пиши.

2. Из каких элементов состоит буква Й?

3. Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп",

спать легли (ладошки под щечку).

4. Выкладывание буквы Й (кусочками ваты - «снежинками»).

5. А мы возвращаемся в наш «Город грамотеев». В нем растут необычные ромашки. Они любят играть с буквами.

Игра «Кто пришел в гости в букве Й». В середине ромашки стоит буква Й. К ней «в гости приходят» буквы А, О,У, И, Ы, Э. Дети и Незнайка читают слоги.

X. Итог занятия.

- Незнайка, теперь ты знаешь, что рассказать Айке и Смайлику?

- Да, я расскажу им о звуке и букве Й. Этот звук звонкий, мягкий и согласный. Он живет в словах «майка, лейка, йод, йогурт, айва, попугай, чай, чайник, соловей, Айболит». А еще я расскажу им все, что узнал о зиме. Спасибо, ребята, за помощь. Можно я к вам еще приду в гости? Мне так у вас понравилось.

- Конечно, приходи, Незнайка. Мы будем тебе рады. Правда, ребята?

- Да. До свидания, Незнайка!

- До свидания, ребята!

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [п] и буква п» " Звук и буква "П" 1. Организационный момент: • артикуляционная гимнастика • звукоподражания 2. Введение в тему: • Прилетел к нам, угадайте,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук К (К’, буква К». Цель: Закрепление правильного произношения звука «К», знакомство.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГАТЧИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Н] и буква Н» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква Н Цель: Познакомить с буквой Н Задачи: -находить слова.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ж], буква «ж» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [ж], буква «ж» Программное содержание: - знакомство детей со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Познакомить с буквой Ф Задачи: -развитие навыков звуко- буквенного анализа; -развитие фонематического слуха; -развитие навыков звукового.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Г] и буква Г» Цель: Познакомить с буквой Г Задачи: -совершенствование навыков звуко-буквенннго и звукового анализа слов,навыков чтения; -развитие фонематического.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Н] и буква Н» Образовательная область: Речевое развитие Вид деятельности: Обучение грамоте Тема: Согласный звук [Н], буква Н Задачи: -закрепить умение.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква [О]» Звук и буква О Цель: знакомство со звуком и буквой О. Задачи: характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам;.

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б» Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте Звук [Б] и буква Б Цель: Познакомить с буквой Б Задачи: - закрепление знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Звук [Й] Буква «Й» Зима». Использование дидактического пособия «Город грамотеев» в обучении грамоте
Опубликовано: 3 января 2018 в 19:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД