Ирина Буркова
Конспект открытого занятия «Знакомство с предметами быта старины. Прялка, веретено»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
«ЗНАКОМСТВО С ПРЕДМЕТАМИ БЫТА :
ПРЯЛКА, ВЕРЕТЕНО»
Цель: Расширять знания детей о предметах старины. Формировать умение выполнять сюжетную аппликацию в нетрадиционных техниках.
ЗАДАЧИ:
Публикация «Конспект открытого занятия „Знакомство с предметами быта старины, Прялка, веретено“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
Познакомить с прялкой, веретеном, шерстью. Закрепить представления о домашних животных на примере овечки, барана, их роли в жизни человека, воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру. Продолжать учить приё му аппликации: ватой.
Учить отображать увиденное в собственной деятельности, развивать мелкую моторику детей.
Воспитывать трудолюбие, как важное средство формирования культуры межличностных отношений, усидчивость, аккуратность, умение оценивать свою работу и работу сверстников, чувство своей значимости и гордости за изготовленную своими руками картину. Воспитывать эстетические отношения к животному миру через изображения аппликации, воспитывать самостоятельность в работе, аккуратность при выкладывании деталей.
СЛОВАРЬ: ягнёнок, веретено, прялка, пряжа, непряденая шерсть, прясть, прядение, валяние, посиделки, чесалка, крючок, спицы, рукоделие.
Оборудование: картины и игрушки изготовленные из шерсти разными способами; прялка, веретёна, щётки для чесания овец (чесалки, шерсть, пряжа, спицы, крючки, иллюстрации барана, овцы и ягнёнка, экспонаты мини- музея, листы бумаги с силуэтами овечек, ножницы, клей-карандаш, вата, шерсть, карандаши, магнитофон с аудиозаписью, народный костюм козы.
Предварительная работа : знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в «уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок;
слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Заря –заряница», «Горелки», «Клубок» и др.)
В. :- Послушайте загадки.
По горам, по долам, ходит шуба, да кафтан. Кто это?
Д: - баран.
В: - маленькая, белая, пугливая не смелая, шерсть даю своей хозяйке на шарфы и на фуфайки. А это кто?
Д: - овечка.
В: -Ребята, а как называют детенышей овечки? (показывает иллюстрацию ягнёнка)
Ответы детей.
В: - А как одним словом можно назвать этих животных?
Д: Домашние.
В: Почему эти животные так называются? (Ответы детей).
Ребята, а какого цвета бывает шерсть у баранов.
Д: - Чёрная, белая, пятнистая.
В: - Чем же всё-таки полезна овца? Какую пользу приносит?
Д: - Овца даёт нам шерсть, молоко, мясо, одежду и другие изделия из шерсти. Овцы не только одевают и обувают человека, но и кормят его.
В: - А как получают овечью шерсть?
Д:- Их стригут ножницами.
В: - Правильно. Наступала весна, становилось жарко, хозяйки стригли или вычесывали шерсть у животных, а они с радостью расставались с зимней шубой. Для стрижки овец нужны специальные ножницы.
В: А сейчас я познакомлю Вас с неотъемлемой частью каждого казачьего дома - прялкой (видео ролик). Она была верной спутницей казачки на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, а самую первую прялку получала дочь от своего отца. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку расписывали разными видами росписи, в зависимости от места проживания хозяйки. Прялку–подарок бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность, следующему поколению.
Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопаски (гребня) куда привязывали кудель (волокнистый пучок льна или шерсти). Делали прялку из ели или березы. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. Веретено – выточенная конусообразная палочка, украшенная узором, острая сверху и утолщенная внизу. Вот за то, что оно вертится, его называли - веретено. Это женское занятие и называлось прядение.
В: - Вот так получались шерстяные нитки. А теперь их прядут на фабриках, на специальных станках и на электрических прялках.
В. : - А что можно связать из ниток?
Не только можно вязать одежду, но ещё из шерсти делают валенки (показывает).
В: - Скажите мне, пожалуйста, как называются те предметы, которыми вяжут эти изделия?
Д: - Спицы, крючок, клубок ниток.
В. : - Не хотите поиграть, позабавиться?
Становитесь в круг.
Проводится игра «Звонарь». Дети встают в круг, считалкой выбирают водящего.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела,
И тебе водить велела.
Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим.
Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий, и выбранные им играющие, приплясывают. С окончанием музыки водящий и играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – тот становится водящим.
Вам понравилась игра?
В: - Посмотрите, какие у меня барашки, (показываю картинки). Чего же им не хватает?
Д:- Шерсти.
В: - Я предлагаю вам наклеить для них эту шерсть. Обклеивать мы будем ватой. Только, обратите внимание, где больше всего шерсти? (на туловище).
В: - Намазываем клей на туловище, потом небольшими кусочками, плотно друг к другу приклеиваем вату.
В: - Но прежде, давайте вспомним, чем питаются овцы?
Д: - Травой, овощами.
В: (Дети под казачью музыку выполняют работы, у каждого силуэты овечек, вата, ножницы, клей). Во время работы к каждому ребёнку индивидуальный подход.
В: - Молодцы, ребята. Какие они все красивые, а давайте их поставим на горное пастбище.
Дети выкладывают овечек на панно, исполненное в технике «шерстяная акварель».
В. : - Посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась
Итог занятия.
Ребята, для чего нужны прялка и веретено?
А что из ниток делали?