МААМ-картинки

Конспект занятия «Золотая хохлома» в старшей группе

фролова лариса владимировна
Конспект занятия «Золотая хохлома» в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе

художественно-эстетической направленности

ФИО педагога Фролова Лариса Владимировна

Должность Воспитатель

Место работы МАДОУ «Детский сад №316 комбинированного вида

«Мотылек», Советский район, г. Казань РТ

Возрастная группа Старшая логопедическая

Образовательная область Художественно-эстетическая

Тема занятия «Золотая хохлома»

Публикация «Конспект занятия „Золотая хохлома“ в старшей группе» размещена в разделах

Используемая образовательная программа Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»,

под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. М. Васильевой.

Цель -Расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства родного края

-создание условий для раскрытия творческого потенциала и ручной умелости ребенка;

- ознакомление с хохломской росписью и его особенностями

-закрепление техники рисования основных элементов.

Программные задачи образовательные - закрепить знания об особенностях хохломской росписи - ее производстве, истории;

развивающие - учить детей создавать узоры из знакомых элементов хохломской росписи на деревянных ложках; упражнять в прорисовке главных и дополнительных элементов узора; упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, тычком, спичкой, пальцем; развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов;

воспитательные - воспитывать у детей любовь к природе, своей Родине, народному творчеству.

Коррекционно-речевые задачи:

развитие связной речи, продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, активизация прилагательных, глаголов в речи;

развитие мелкой моторики рук посредством работы с кистью, пальчиковой гимнастики;

Предварительная работа - Просмотр буклетов и альбомов «Хохлома», «Гжель», «Дымка»

-Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Хохломы

-Организация мини-музея изделий хохломской росписи,

-Беседа о Хохломе, рассматривание альбома «Русское народное творчество»,

-чтение стихов, прослушивание песен о Хохломе,

-Дидактические игры: «Найди элемент хохломской росписи на изделии», «Составь красивый узор и расскажи о нем»

-Посещение мини-выставки «Народное творчество».

- Просмотр мультфильмов «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три медведя».

-Участие в выставке «Народно-прикладное творчество» (дети и родители, в конкурсе рисунка «Русские узоры».

-Организация сюжетно-ролевой игры «Художники», настольной игры «Составь узор».

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность, раздаточный материал) -Аудио, икт технологии-презентация «Сказ о Хохломе», ноутбук, проектор, экран

Образцы хохломы, алгоритм последовательности, карточки с элементами узора, гуашь, кисти, тычки, салфетки, палитра, деревянные лопатки

Структура занятия

Интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»

Словарная работа -Ввести новые понятия-болванка,кайма

-активизация слов: хохлома, элемент росписи, изделие, мастер, вытачивают, расписывают, и т. д.

Этапы работы

Вводная часть -Здравствуйте я Марья-искусница. У меня с собой узелок куда я сложила много интересного и поучительного. Сегодня я расскажу вам о старинном народном промысле – Хохломской росписи

В каждом селе есть свои умельцы, но есть села, в которых все, от мала до велика, занимаются одним интересным делом и передают свое мастерство другим.

Основная часть -Узелочек развяжу и вам сказку расскажу

Просмотр презентации «Сказ о Хохломе»

Вопросы к детям

-из чего делал мастер посуду (дерева)

-почему промысел так назван? (продавали в с. Хохлома)

-как вы думаете почему дивная птица одарила мастера талантом? (за трудолюбие и доброту).

Марья-искусница:

- «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» давайте полюбуемся на нее. Это конечно сказка,но когда смотришь на хохломские изделия кажется, что тут точно жар-птица постаралась.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама,

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома

-Посмотрите, что у меня на столе? (посуда) не простая, хохломская. Смотрим на нее и любуемся. Какая она?

Игра «Назови признаки».

Ответы детей: Красивая, расписная, праздничная, яркая, веселая, блестящая, радостная, сказочная

- Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики и плошки

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

- Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

Золотая Хохлома!

-Как волшебница царь-птица

не выходит из ума

чародейка мастерица

-Каждое изделие это долгий кропотливый труд. Узелочек развяжу все вам дети расскажу (достает карточки,рассказывает и составляет алгоритм последовательности)

1. Вытачивают из дерева;

2. Покрывают жидкой глиной и сушат;

3. Шлифуют;

4. Пропитывают льняным маслом и сушат;

5. Покрывают алюминиевым порошком и сушат;

6. Расписывают узорами;

7. Покрывают лаком;

8. Сушат, «закаливают» в печи. С большим старанием делают мастера свою посуду.

Марья-искусница

-Какой орнамент используется в Хохломской росписи? (растительный).

Узелочек попрошу начинай свою игру.

Игра «Найди элементы хохломской росписи» («травка», «ягодка», «кудрина», «листочек»)

Люди так любили свой родной край и природу,что называли все ласково

Снова будем мы играть узелочек донимать

Игра «Назови ягодку» (малинка, смородинка и т. д.)

Но среди ягод и цветов вдруг могут появиться и фантастические птицы. Сказочный образ жар-птицы с золотым оперением стал традиционным для хохломской росписи.

Марья-искусница: Вот моя палитра все ли цвета я выбрала правильно? Ребята, какого цвета краски нужно приготовить?

Игра «Убери лишнее»

В основном это: красный, черный, зеленый, желтый цвета (Цвета природы)

-А знаете ли вы, что символизируют эти цвета?

Ответы детей

(красный-радость, золотой-тепло, счастье, богатство; зеленый -цвет жизни, природы; черный-цвет матушки-земли)

Марья-искусница:

-Заговорилась я с вами, а у меня работы много, посмотрите, сколько посуды не расписано. Может, вы мне поможете? Давайте будем, как настоящие художники, расписывать посуду хохломскими узорами, создавать красоту своими руками. Скоро зиму провожать, блины напекать, нужны лопатки.

Разминка «Будем рисовать»

Будем краски разводить

Будем карандаш точить

Будем воду наливать

Ложки нужно расписать

Будут ягоды, цветы

Мы рисуем от души (авт)

Дети садятся за столы

Марья-искусница: Напоминаю сначала рисуем крупные элементы-листики, ягодки

Затем завитки, травинки, усики.

-Предлагаю нарисовать на мольберте листик, ягоды, травинку

Показ детей(2-3р.) «Учиться, всегда пригодится»

Необычайное богатство хохломской росписи достигается тем, что рисунок на поверхности изделия наносится всякий раз импровизированно, свободно. Мастер как бы сочиняет его на ходу. В результате появляются новые мотивы орнамента.

Самостоятельная работа (включить народная музыку).

- Марья-искусница: «Учиться, всегда пригодится»

Во время работы воспитатель оказывает необходимую помощь. Старается видеть всех детей

Марья-искусница: «Сделал дело, гуляй смело» Пока работы сохнут загляну ка в узелок, что еще он нам припас. Узелочек не греми, что там прячешь покажи. Раньше ложками не только ели,но и ритм отбивали для песен.

Игра на ложках с пением народной песни «Ах,вы, сени»

Заключительная часть. Дети оценивают друг друга, мотивируя свой ответ (за оригинальность, яркость, за аккуратность и т. д.)

Марья-искусница:

-Мне трудно выделить одну из работ, предлагаю их объединить в одну общую выставку. Вот что у нас получилось, по-моему то, что надо, пусть все полюбуются.

Ваши работы радуют взор,

Богат и наряден

чудесный узор.

Дети читают стихи

ребята вы постарались на славу, предлагаю открыть выставку, и пригласить на нее наших родителей.

Дети:

- Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики и плошки

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

- Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

Золотая Хохлома!

-Как волшебница царь-птица

не выходит из ума

чародейка мастерица

Рефлексия.

Вопросы детям

-Понравилось вам сегодня творить?

-Что показалось сложным?

-Что нового мы узнали сегодня?

-Что бы вы хотели создать в следующий раз?

Марья-искусница: Мы очень горды тем, что живем на земле, где работают такие замечательные мастера Золотой Хохломы.

Вопросы детям

-Понравилось вам сегодня творить?

-Что показалось сложным?

-Что нового мы узнали сегодня?

-Что бы вы хотели создать в следующий раз?

Используемая литература И. А. Лыкова, журнал «Цветной мир»№5,№6., «Цветной мир», институт худ. образования 2010г.

В. Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. Издательство «Плакат», Москва 1981 г.

В. Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.

С. К. Жигалова. Русская народная живопись. Издательство «Просвещение», Москва 1974 г.

Е. Субочева Хохлома. Народные промыслы. Издательство «Околица», Москва 1997г.

Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. Издательство «Малыш», Москва 1987 г.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по народным промыслам «Золотая Хохлома»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по народным промыслам «Золотая Хохлома» Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие» Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование) Тип: интегрированное.

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню хохломы, 21 октябряКонспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню хохломы, 21 октября Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Золотая хохлома» в подготовительной группе Тема: «Золотая хохлома».(итоговое) Цель: Роспись деревянных заготовок разной формы хохломскими узорами. Программное содержание: Обобщать.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Знакомство с народной росписью «Золотая Хохлома»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Знакомство с народной росписью «Золотая Хохлома» Цель. Познакомить детей с хохломской росписью, её историей, дать понятие, для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой.

Конспект НОД в подготовительной группе «Золотая хохлома» Конспект НОД в подготовительной группе: «Золотая хохлома». Задачи: вызвать интерес к народно – прикладному искусству; закрепить знания.

Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома»Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома» Конспекты занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома» Программное содержание: Знакомить с красивым искусством.

Конспект НОД «Золотая Хохлома» в старшей группеКонспект НОД «Золотая Хохлома» в старшей группе Задачи: 1. Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла; 2. Учить отличать хохломские изделия от изделий других промыслов;.

Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Березка золотая»Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Березка золотая» Цель: Формировать знания детей о березе как символе России; о строении березы. Упражнять в умении рисовать березу, передавая особенности.

Конспект занятия по ИЗО «Золотая Хохлома» в 4 классе Урок ИЗО. 4 класс. Золотая Хохлома. Цель: научить выполнять декоративную роспись тарелочки под «хохлому». Задачи: Образовательные: Познакомить.

Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома»Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома» В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Золотая хохлома» в старшей группе
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 19:56
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД