Получи документы

Картотека конспектов ООД по нетрадиционному рисованию

Вера Лебедева
Картотека конспектов ООД по нетрадиционному рисованию

Кляксография и монотипия

КЛЯКСОГРАФИЯ

Основой данной техники рисования является клякса. В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому задачей педагога является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей. Задачей данного вида рисования является понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем работать с одной краской, потом с несколькими.

Публикация «Картотека конспектов ООД по нетрадиционному рисованию» размещена в разделах

Тема: «Веселые кляксы»

Цели занятия:

1. Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.

2. Учить дорисовывать детали объектов, полученные в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

3. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

4. Поощрять детское творчество, инициативу.

5. Материал для занятия:

Альбомный лист, размер А4;

дополнительный лист для тренировочного упражнения;

гуашь;

набор фломастеров;

кисть;

салфетка;

перо, баночка с тушью;

готовые работы по кляксографии для образца.

Ход занятия

1. Организационная часть

Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое клякса?

Предложения детей.

Педагог: Клякса – это след, пятно, оставленные чернилами, краской. Вы уже знакомы с шариковой ручкой, которой пишут в школе, пользуются взрослые на работе и дома. Писать такой ручкой удобно, она не оставляет неаккуратных пятен на листе бумаги. До ее изобретения люди писали пером, обмакивая его в чернила – особую окрашенную жидкость. Слово чернила образовалось от слова черный, то есть оставляющий видимый след. Первые чернила были черного цвета, а потом научились делать их цветными. Для их изготовления использовали разные вещества: сажу, которая оседала на стенках печи при сгорании дров, сок некоторых растений. На Руси тоже было известно много разных способов изготовления чернил. Их делали даже из кваса и кислых щей, которые несколько дней держали в ржавой железной посуде. Чернила наливали в специальную бутылочку, которую называли чернильницей. Детям того времени часто снижали оценку за то, что выполняя работу в тетради пером и чернилами, они делали кляксы.

Чернильная капля

Начал Тимоша пером рисовать.

Чернильная капля упала в тетрадь.

Заплакала капля, с обидой сказала:

- Ты так торопился, я кляксою стала.

Тимоша, подумав, ответил:

- Не плачь.

И сделал из кляксы голубенький мяч.

И. Винокуров

Педагог: Но, оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из краски. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные, причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем работать с одной краской, потом с несколькими.

Педагог предлагает вниманию детей несколько готовых рисунков, сделанных приемом кляксографии.

Дети тренируются на дополнительном листе бумаги одной краской.

Физкультминутка

«Дети любят рисовать»

Вот мы взяли краски в руки,

И не стало в доме скуки.

Чтобы было веселей,

Яркой краски не жалей!

Это правда!

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне!

Это что же за зверюшка,

Много ног, одна макушка?

То ли зверь-сороконог,

То ли очередь в ларек?

Это правда!

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне! Кисти рук сцепить в «Замок», вращательные движения по кругу

Встали, рывки руками перед грудью.

Повороты туловища влево – вправо, руки на поясе.

Руки на поясе, наклон туловища вперед.

Прыжки на месте.

Хлопки в ладоши.

Прыжки на месте.

Хлопки в ладоши.

Э. Успенский

Можно включить аудиозапись песни на музыку В. Шаинского.

2. Практическая часть

1. Сложить лист пополам по длинной стороне и тщательно прогладить линию сгиба, раскрыть лист.

2. Набрать на кисточку побольше краски любого цвета и капнуть на одну половинку листа.

3. Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.

4. Раскрыть лист, посмотреть, что получилось в результате данных манипуляций.

Педагог обращает внимание на то, что второе получившееся пятно является точной копией первого, симметрично отражаясь на другой половине листа, как в зеркале.

5. Проделать ту же самую операцию с красками другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа. Все это делать быстро, чтобы капли не успели высохнуть.

6. Посмотреть, что у кого получилось, и при необходимости дополнить изображение необходимыми деталями с помощью кисти (или фломастером, но в этом случае необходимо дождаться полного высыхания изображения, а также увиденный образ можно предложить вырезать ножницами, и наклеить на чистый лист или цветной фон.

В процессе работы педагог следит за тем, как рисуют дети. Напоминает об аккуратном и правильном пользовании кистью и краской.

3. Итог занятия

Педагог вместе с детьми выбирает наиболее интересные работы, выполненные способом кляксографии.

О пользе Карандаша и Кисточки

(отрывок)

…Кляксу кисточка для смеха

Нам поставит – вот потеха!

Клякса эта очень злится:

- Кляксой быть мне не годится,

Не буду кляксой – это проза,

Буду ромашкой или розой. (Н. Алексеевская)

МОНОТИПИЯ

Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водяной глади (пруда, озера, реки и т. д.). Техника, схожая по исполнению с кляксографией: лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуются подетально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его отражение на «водяной глади» водоема.

Тема: «Пейзаж у озера»

Цели занятия:

1. Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

2. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа – монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии.

3. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.

4. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Материал для занятия:

Фотоиллюстрация с пейзажем, отражённым в озере;

альбомный лист, размер А4, с готовой линией сгиба по вертикали, верхняя часть тонирована голубым цветом (небо, нижняя – синим (вода);

акварель;

кисть;

салфетка.

Предварительная работа:

индивидуальный тренировочный прием «Что отразилось в моем зеркальце» : детям предлагается ряд подобранных иллюстраций с изображением разнообразных предметов и сезонных пейзажей и квадратное (либо прямоугольное) зеркало по размеру картинки, которое ставится на ее нижний край. Педагог задает ряд наводящих вопросов:

- Что ты видишь в зеркале? (точно такую же картинку.)

- Что произошло? (картинка отразилась в зеркале.)

- Похоже ли изображение на иллюстрации на картинку в зеркале? (Они одинаковы.)

- А чем они отличаются? (Изображение в зеркале кверху ногами.)

- Если картинку соединить с зеркалом и посмотреть в оставленную щелочку, что происходит с рисунками? (Рисунки соединяются.)

- Что это вам напоминает? (Отражение в воде.)

Наблюдение за отражением предметов в лужице или в водоеме во время прогулок.

Чтение сказки Лилиана Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» или коллективный просмотр мультфильма «Крошка Енот режиссера Олега Чуркина.

Ход занятия

1. Организационная часть

Педагог: Ребята, совсем недавно мы с вами познакомились с Крошкой Енотом. Вспомните, что с ним произошло, когда он пошел на пруд ловить раков на ужин?

Дети: Енотик испугался зверька, которого он увидел в воде.

Педагог: Верно, вот как произошло:

«Он остановился и заглянул. Кто-то сидел в пруду! Это был Он! Сидел там и смотрел на Енота при свете луны. Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что эта была за рожа! Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног».

Педагог: Как вы думаете, почему это произошло?

Дети: Енотик никогда не видел себя со стороны и подумал, что в воде тоже живет другой зверек. Он стал корчить ему рожицы и видел то же самое, только из воды. И подумал, что тот, другой зверек, хочет его обидеть.

Педагог: Что предложили ему сделать Большой Скунс и Старый Дикобраз? И что было дальше?

Дети: Взять большой камень и палку, но когда Енотик взглянул в ручей, то он увидел зверька вооруженного тем же самым.

Педагог: А что предложила мама Енотиха?

Дети: Подойти к озеру и просто улыбнуться тому, кто сидит в ручье.

Педагог зачитывает отрывок из сказки Лилиана Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» :

…Крошка Енот был храбрым, и мама была в этом уверена. И он пошел обратно к пруду.

-Может быть, Он ушел наконец! – сказал Крошка Енот сам себе. Нет не ушел! Он по-прежнему сидел в пруду.

Крошка Енот заставил себя остановиться. Потом заставил себя заглянуть в воду. Потом заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ! Крошка Енот так обрадовался, что стал хохотать. И ему показалось, что Тот, кто сидел в пруду, хохочет точь-в-точь как это делают еноты, когда им весело.

- Он хочет со мной дружить! – сказал сам себе Крошка Енот. – И теперь я могу перейти на ту сторону.

И он побежал по дереву. Там, на берегу быстрого ручья, Крошка Енот принялся ловить раков. Скоро он набрал столько раков, сколько мог донести. Он побежал обратно по дереву через пруд. На этот раз Крошка Енот помахал рукой Тому, кто сидел в пруду. А Тот махнул ему рукой в ответ. Крошка Енот мчался домой со всех ног, крепко держа раков…

Педагог: Почему Крошка Енот перестал бояться того, кто сидел в ручье? И кто на самом деле сидел в пруду?

Дети: Он увидел улыбающегося зверька и сразу перестал бояться его. На самом деле енотик увидел самого себя, свое отражение в воде.

Улыбка

…От улыбке станет всем светлей,

И слону, и даже маленькой улитке,

10

Так пускай повсюду на земле,

Будто лампочки, включаются улыбки.

И тогда наверняка вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке,

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки…

М. Пляцковский

Можно включить аудиозапись песни «Улыбка» на музыку В. Шаинского.

Игровое упражнение «Отражение в зеркале»

Дети встают попарно. Им предлагается такая ситуация: один ребенок смотрит в зеркало, второй является его отражением в зеркале. Первый ребенок медленно делает любое движение (улыбается, причесывается, достает пальцем кончик носа, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши, приседает и т. д., а второй, стоящий напротив, повторяет зеркально все движения первого. Затем дети меняются ролями. Группа детей может выполнять данное упражнение одновременно или попарно, в этом случае остальные дети наблюдают за парой, исполняющей игровое задание. В итоге выбирается пара, действия которой были наиболее синхронными, слаженными и точными. Упражнение проводится педагогом со всей группой детей, что они поняли смысл задания.

Педагог: Давайте представим себе, что мы с вами находимся на берегу реки или озера, или просто смотрим в лужицу. В зеркальной глади воды мы увидим отражение всего, что есть на берегу: деревья, облака, птиц, дома и т. д., только направлено это будет в противоположную от реальной сторону.

Картинки в лужах

В лужах – картинки : на первом – дом.

Как настоящий, только вверх дном.

Вторая картинка – небо на ней.

Как настоящее, даже синей.

11

Третья картинка – ветка на ней.

Как настоящее, но зеленей…

В. Берестов

Изображения, имеющие абсолютно одинаковые элементы, детали, строение, цвет, но расположенные по разные стороны относительной прямой, называются симметричными. Сегодня мы познакомимся с новой техникой изображения, которая имеет сложное название – МОНОТИПИЯ. Название этот способ рисования получил от слияния двух слов: МОНО – один, единственный, ТИП – отпечаток, форма, образец, то есть отображение точно такого, абсолютно похожего, симметричного, типичного. Эта техника, несколько схожая по исполнению с кляксографией, но вместо клякс на одну половину листа красками поочередно наносится изображение отдельных объектов будущего пейзажа, расположенного около водоема, после этого лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. Но отпечатки на обеих половинках выглядят несколько смазанными и размытыми, как отражение в воде, поэтому следует элементы пейзажа на «берегу» оживить красками, чтобы они стали более четкими и более выразительными.

Педагог показывает прием изображения отдельных элементов рисунка в данной технике и предлагает детям придумать пейзаж самим или вспомнить картинку природы, увиденную ранее, и изобразить, используя данную технику.

2. Практическая часть

1. В верхней части листа голубого цвета поэтапно нарисовать гуашью объекты пейзажа: одно или несколько разных деревьев с листьями (зелеными или разноцветными, в зависимости от времени года по выбору, кустарники, горы, дом, солнце, облака, траву и т. д.

! Педагог предлагает детям подумать, почему в данной технике не изображают зимний пейзаж (вода на реке замерзает, и ледяная гладь заносится снегом).

12

2. После изображения каждого объекта сложить лист по линии сгиба, чтобы получился отпечаток (отражение) на нижней части листа.

3. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его отражение на водной глади водоема. Отражение на воде вновь прокрашивать не нужно, оно остается слегка размытым.

! Если дети хорошо владеют данной техникой, можно предложить усложнить рисунок, сложив лист на три равные части по вертикали, тогда получится отражение не только тех предметов, которые есть на берегу, но и объектов, которые находятся на водной глади водоема, например лодки с парусом.

3. Итог занятия

Все рассматривают получившиеся пейзажи, педагог предлагает детям устроить выставку картин для родителей.

На пруде

Ясным утром на тихом пруде

Резво ласточки реют кругом,

Опускаются к самой воде,

Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,

А вокруг, зеленеют луга,

И стоит, словно зеркало, пруд,

Отражая свои берега.

И, как в зеркале, меж тростников,

С берегов опрокинулся лес,

И уходит узор облаков

В глубину отраженных небес.

Облака там нежней и белей,

Глубина – бесконечна, светла…

И доносится мерно с полей

Над водой тихий звон из села.

И. Бунин

Используемая литература

1. Н. А. Алексеевская «Карандашик озорной», Москва: «Лист», 1998г.

2. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (части 1,2), Москва, 2007 г.

3. В. И. Ковалько «Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток», Москва: Эксмо, 2007 г.

4. Н. В. Корчаловская, Г. Д. Посевина «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие», Ростов н/ Д: «Феникс», 2003 г.

5. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий», под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва: ТЦ Сфера, 2004 г.

6. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»

Публикации по теме:

Конспект ООД художественно-эстетическое развитие по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе «Сказочная Маша» Конспект ООД художественно-эстетическое развитие по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе «Сказочная Маша» Юлия Кузнецова Программное.

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию в первой младшей группе «Платье для куклы» Цель: способствовать развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования. Задачи: •.

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию пальчиками во второй младшей группе «Корзинка ягод» Задачи: Образовательная: Продолжить знакомить детей с рисованием пальчиками. Учить детей печатать красками, показать способ получения отпечатка.

Конспект ООД с воспитанниками первой младшей группы по нетрадиционному рисованию «Мыльные пузыри» Конспект организованной образовательной деятельности с воспитанниками 1 младшей группы. Образовательная область «Художественно-эстетическое.

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию с воспитанниками средней группы «Домик на колесах»Конспект ООД по нетрадиционному рисованию с воспитанниками средней группы «Домик на колесах» [b]Конспект ООД с воспитанниками средней группе по рисованию «Домик на колесах»Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».[/b].

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Гусеничка»Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Гусеничка» Задачи: расширять знания о насекомых, пополнять словарный запас детей; закреплять знания детей о днях недели; познакомить детей с техникой.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Солнышко»Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Солнышко» Цель: расширять знания детей об особенностях Солнца и его роли для окружающего мира; учить детей рисовать солнце в технике - печать листьями;.

ООД по нетрадиционному рисованию в младшей группе «Дерево»ООД по нетрадиционному рисованию в младшей группе «Дерево» Задачи:продолжить знакомство детей с видом нетрадиционной техники рисования «кляксография», развивать цветовосприятие, чувство композиции,развивать.

ООД по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Чудесные рисунки для кота Матроскина из Простоквашино» Целевые ориентиры: проявление интереса к продуктивной деятельности, обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Программа по нетрадиционному рисованию «Радуга красок» программа «Радуга красок» (возраст детей 3-4 года, срок реализации программы 1год) 2017 год Пояснительная записка Изобразительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека конспектов ООД по нетрадиционному рисованию
Опубликовано: 12 января 2018 в 10:30
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД