Анастасия Спицина
Консультация «Адаптивная ритмика для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Характерной чертой для каждой группы нарушений является – ослабленный дыхательный процесс. Многие заболевания центральной нервной приводят к нарушениям со стороны практически всех функциональных систем мозга – двигательной, речевой и психической. Данная патология приводит к нарушению дыхательной функции и речедвигательных процессов. В современной психолого-педагогической работе при наличии необходимости и определенных условий активно используются различные технологии для компенсационного формирования адаптационных функций, в том числе – работа над физиологическим и фонационным дыханием, которая является важной частью комплексной реабилитации детей и взрослых с речевыми расстройствами, нарушениями голосообразования и дыхания. Осуществляется работа по формированию и восстановлению силы, плавности, длительности речевого выдоха. Современная коррекционно-педагогическая и реабилитационная помощь базируется не только на логопедических достижениях, проверенных прошлым, но и активно использует междисциплинарные направления для формирования дыхательных адаптационных возможностей. Для формирования правильного вдоха и выдоха используется ритмичная музыка. Для детей с особыми образовательными потребностями используется «адаптивная ритмика». Адаптивная ритмика (АР) в рамках ФГОС – комплекс координационно-музыкально-диафрагмально-моторных упражнений, адаптированных под очень ограниченные ритмовые возможности детей с ОВЗ. АР – воспитательно-образовательный и коррекционный комплекс. АР необходима для воспитания постепенного роста уверенности в своих силах и речевых возможностях, так как ребенку для растормаживания речи не только необходимы непосредственно речедвигательные упражнения, но и прежде всего накопление импрессивного словаря, который начинается не обязательно с целых слов, но часто с отдельных звукокомплексов или даже просто звуков, зачастую обозначающих у ребенка не только слова, но и целые понятия.