МААМ-картинки

Консультация «Дефекты смягчения и оглушения»

Елена Шабунова
Консультация «Дефекты смягчения и оглушения»

Консультация «Дефекты Смягчения и оглушения»

Дефекты произношения звонких согласных выражаются в замене их глухими парными согласными, например: баба-папа, дом-том. Этот недостаток часто распространяется на все шесть звонких звуков (ВБДГЗЖ). Замена глухих согласных их парными звонкими встречается довольно редко.

Звуки каждой пары имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков.

При произнесении звуков (В Б Д) положение губ и языка изменяется в зависимости от следующего гласного.

Публикация «Консультация „Дефекты смягчения и оглушения“» размещена в разделах

При (ВО, БО,ДО,ВУ,БУ,ДУ) губы выдвигаются вперёд, язык оттягивается назад.

При (ВИ,БИ,ДИ,ВЕ,БЕ,ДЕ) губы примыкают к зубам, спинка языка выгибается

При исправлении дефектов произношения звонких согласных необходимо особое внимание уделять использованию слухового внимания ребёнка, его зрения и осязания.

Исправление следует начинать с группы щелевых звуков (В 3 Ж) так как они могут произносится длительно, тогда как смычные (БДГ) произносятся кратко.

Причины:

Снижение физического слуха.

Несформированность фонематических процессов.

Нарушение деятельности голосовых складок, обусловленных органическими

или функциональными расстройствами.

Общие приёмы для постановки звонких звуков.

Логопед произносит звонкий звук, а ребёнок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание (тыльной стороной руки). Далее ребёнок сам произносит звук, держа руку на своей гортани, а другую на гортани логопеда.

Последовательно протяжно произносятся гласные звуки.

Сначала шёпотом, затем громко, после чего непосредственно переходят к произношению нужного согласного.

Шёпотом ААААА Громко ААААА

ООООО ООООО

ЭЭЭЭЭ ЭЭЭЭЭ

ССССС ЗЗЗЗЗ

Для озвончения взрывных согласных, звуки на одном выдохе произносят отрывисто.

Громко А-А-А-А

О-О-О-О О-О-О-О

Э-Э-Э-Э Э-Э-Э-Э

Т-Т-Т-Т Д-Д-Д-

Если эти способы не дают результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приёмам.

Работа начинается со звука (В).

Дефекты смягчения.

Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твёрдыми («дада», «тота», вместо дядя, тётя,) . Приём исправления данного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма- мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т. п.) Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.

Далее следует подробное повторение за логопедом слов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, та-тя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, а)фа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т. п.)

Если прямое подражания окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребёнку предлагают произнести гласный И а затем слог ПИ. При наличии смягчения фонемы П в позиции перед гласным И надо предложить ребёнку несколько раз повторить тот же слог шёпотом, постепенно укорачивая И, в результате чего может получиться отчётливое П‘, с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию АПИ, которое следует произносить вначале громко, затем шёпотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй- шёпотом и кратко. Так можно получить сочетание АПЬ. Закрепив полученный таким образом мягкий звук П-П’, можно переходить к открытому слогу ПЯ, сначала отделяя согласную фонему от гласной (П’— А, а потом сливая их. Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (М’- Ф’-В’).

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применять механический способ, который состоит в следующем.

В качестве исходного используется звук Т, от которого с помощью механического воздействия на язык ставится звук Т\ Предложив ребёнку произнести несколько раз звук Т или слог ТА и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка, можно автоматически получить звук Т’, в изолированном виде (Т’-Т-Т) или в открытом слоге (ТЯ,ТЯ,ТЯ). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъём спинки языка к нёбу.

Аналогичным путём из слога АТ получается слог АТ’. После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребёнка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и проделывать дальнейшие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука Т’ в разных слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке звуковД’отД и Н’отН

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твёрдых путём подъёма спинки языка к нёбу, ребёнок легче овладевает произношением других мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем порядке: Ф\

В’.П’Б’М’С’З’Р’Л’.

Что касается звуков КТ’Х’,то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они,как правило, встречаются лишь перед гласными И,Э, (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) И усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком И) без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слов,слогов и фраз,необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию (не только в произношении,но и на слух) этих звуков и их твёрдых вариантов

Дифференциация изолированных звуков Т-Д

Цель. Добиваться от каждого ребёнка умения различать на слух звуки Т и Д и знать, чем они отличаются.

Ход.

Произносит звуки Т и Д. Предлагает детям закрыть уши ладонями и произносить поочерёдно Т Д-Т-Д. Объяснив, что при Д в ушах звенит, а при Т не звенит, звук слышится глухо. Далее логопед предлагает ребёнку прикоснуться кистью руки к своей гортани и произнести Т-Д-Т-Д. При Д ребёнок ощутит дрожание.

Логопед предлагает игру «Угадай,что едет?».

Лог. Берёт две картинки,на которых изображены поезд и мотоцикл. Показывая картинку «поезд», говорт: «Когда быстро идёт поезд, то колёса стучат: «Т-Т-Т». Дети повторяют. А показывая картинку «мотоцикл»,говорит: «Когда заводим мотор у мотоцикла,то он шумит: «Д-Д- Д». Дети повторяют. После этого,показывая поочерёдно картинки,логопед просит детей повторить, как стучат колёса поезда и как шумит мотор мотоцикла.

Дифференциация звуков Т-Д в словах.

Цель. Чётко произносить звуки Т и Д в словах и не смешивать их.

Ход.

Л. сегодня мы будем говорить о двух чудесных звуках. Если в слове заменить один из этих звуков другим чудесным звуком, получится новое слово. Я назову два слова, а вы отгадайте, чем отличаются эти слова и о каких звуках мы будем говорить: тачка-дачка;

Точка-дочка

Трава-дрова

Катушка-кадушка.

Ответы детей.

Л. «Придумайте сами слова со звуком Т или со звуком Д и скажите, где этот звук стоит. А теперь мы поиграем. Надо быть очень внимательным, чтобы

правильно играть.

Игра «Дима и Тима».

Дети делятся на две группы. Одна группа изображает Тиму, другая- Диму. Дети,которые изображают Тиму, становятся на расстоянии вытянутых рук с левой стороны, они выполняют те упражнения, которые делал Тима. Дети с правой стороны выполняют упражнения,которые делал Дима.

«Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Были они очень похожи друг на друга, но никогда не делали ничего одинаково. Решили они заниматься гимнастикой. Вот что из этого получилось.

Тима- руки поднимает.

Дима -весело шагает.

Т-начал приседать.

Д-руки поднимать.

Д-руки опускает.

Т -весело шагает.

Д-начал наклоняться.

Т -прыгать и смеяться

Д-плечи поднимает.

Т-плечики вращает

Д-кулаки сжимает.

Т-пальцами играет.

Т-кулаки сжимает.

Д-пальцами играет.

Посмотрела на них мама и говорит: «Некрасиво у вас получается. Один делает одно,другой-другое. Давайте делать вместе. Тима и Дима стали с мамой делать гимнастику.

Дифференциация звуков Т-ТЬ изолированных и в слогах

Цель. Добиваться от детей умения различать твёрдый и мягкий звуки (Т-ТЬ) на слух. Показать разницу в их артикуляции.

Ход.

Обратить внимание детей на положение кончика языка при произнесении этих звуков,а также на их звучание; звук Т произносим твёрдо, он звучит сердито, а звук ТЬ произносится мягко, он звучит нежно. Соотнести звук Т со стуком колёс вагона поезда, а звук ТЬ с пением птички.

Игра «Угадай, кто поёт».

Поехал поезд в далёкий путь. Едет, а колёса недовольны, что им придётся далеко ехать, и они сердитую песню поют; «Т-Т-Т». Проезжает поезд мимо леса, а на кусте птичка сидит. Слышит,колёса сердитую песню поют; «Т-Т-Т»

- и решила спеть свою. А песня получилась ласковая, нежная; «ТЬ-ТЬ-ТЬ». «Как пели колёса вагона? А как пела птичка? Что делал кончик языка, когда мы пели песню колёс?

А что делал кончик языка,когда мы пели песню птички?

Какая песня у колёс вагона? (Сердитая).

А какая песня у птички? (Нежная). Сейчас вы услышите разные песенки и будете показывать мне одну из ваших картинок. Логопед поочерёдно, не спеша, многократно произносит слоги, где Т и ТЬ сочетаются с разными гласными, а дети показывают соответствующие картинки (слоги: ТЫ-ТЫ- ТЫ, ТИ-ТИ-ТИ, ТЁ-ТЁ-ТЁ, ТО-ТО-ТО, ТУ-ТУ-ТУ, ТЮ-ТЮ-ТЮ, ТА- ТА-ТА, ТЯ-ТЯ-ТЯ). Потом логопед показывает картинки - вагон или птичку, а вызванный ребёнок «поет» соответствующую песню.

Публикации по теме:

Консультация «Ребенок и природа» Все начинается с детства и экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра.

Консультация «Будущее России» Если доброта, как солнце светит, Радуются и взрослые и дети…. Дети наше будущее – мы часто это слышим из разных источников. И это действительно.

Консультация «Детский фитнес» Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении. Это вызывает утомление определенных.

Консультация для родителей СЛУЧАЙНО ИЛИ ПРЕДНАМЕРЕННО? Добиваясь беспрекословного послушания от детей, родители подчас забывают о возрастных особенно-стях их ребенка.

Консультация для родителей Консультации для родителей Разработала: Логвиненко Л. Т. Воспитатель МДОУ Д/с №12 «Здоровье всему голова» Запомни: Здоровье.

Консультация для родителей Вот и закончилась зима со своими морозами и холодами. Наступила долгожданная весна и всё изменилось: горячее солнце отогревает город, журчат.

Консультация «Упражнения на суше» Дыхание – самый важный элемент в обучении плаванию. Без его освоения невозможно обучиться спортивным способам плавания. А приобретенный.

Консультация «Об угрозах и запретах» «Без запретов дите не вырастишь», - гласит народная мудрость. И это совершенно очевидно. Только вот понимают это хорошо взрослые и наотрез.

Консультация «Поговорим о нравственности» Поговорим о нравственности Много лет темой моего самообразования является «Воспитание нравственности у младших школьников». А что же считать.

Консультация «Учим стихи» Дети очень быстро запоминают ритмичные строчки, они их повторяют за взрослыми, поэтому чаще читайте, рассказывайте своему малышу сказки.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Дефекты смягчения и оглушения»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 12:22
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД