Получи документы

Консультация для педагогов «Дети с синдромом Дауна: психологические и физиологические особенности»

Старикова Вера
Консультация для педагогов «Дети с синдромом Дауна: психологические и физиологические особенности»

Консультация для педагогов :

Дети с синдромом Дауна : психологические и физиологические особенности.

Синдром Дауна был впервые описан в 1866 году британским учёным Джоном Лэнгдоном Дауном, а его хромосомное происхождение было обосновано в 1959 году.

Публикация «Консультация для педагогов „Дети с синдромом Дауна: психологические и физиологические особенности“» размещена в разделах

По статистике один ребёнок из 700 новорождённых появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, возраста, образования, цвета кожи, вредных привычек, питания, достатка или национальности. Мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой. Родители при этом имеют нормальный набор хромосом.

Причина возникновения.

Каждая клетка организма обычного человека содержит 46 хромосом, составляющих 23 пары. Процесс размножения клеток в организме связан с очень сложными изменениями, происходящими в клеточном ядре. В результате прямого деления каждая из вновь образовавшихся клеток получает по одной хромосоме из каждой пары, т. е. полный набор, содержащий 23 хромосомы. После слияния мужской и женской половых клеток образуется одна клетка, причём количество хромосом новой оплодотворённой клетки удваивается и достигает 46. Из них 23 хромосомы принадлежат материнской клетке, и 23 – отцовской.

Процесс образования половых клеток, содержащих 23 хромосомы, называется мейоз.

Организм человека настолько сложен, что при зарождении новой жизни в процессе мейоза иногда происходят отклонения. Если хромосомный набор плода отличается от обычного, то это влечёт за собой определённые последствия, например, в оплодотворённой клетке оказывается не 46, а 47 хромосом. В этом случае в процессе мейоза одна из отцовских или материнских хромосом – 21я – не разделилась и образовала так называемую трисомную зиготу, и возникла трисомия -21, т. е. синдром Дауна.

Особенности.

Никогда невозможно точно предсказать, каким станет ребёнок, когда вырастет. Это в равной степени относится к любому новорождённому, в том числе и к малышу с синдромом Дауна. Важно помнить, что такой малыш, несмотря на определённые особенности, будет развиваться, начнёт агукать и смеяться, ползать и ходить, общаться с другими людьми, выражать радость и печаль, научится есть и пить, умываться и ходить в туалет, одеваться и раздеваться, защищать себя и заботиться о других, обретёт друзей и увлечения.

Наличие дополнительной хромосомы обуславливает ряд специфических особенностей, присущих большинству людей с синдромом Дауна.

Голова и лицо.

Голова некоторых детей с синдромом Дауна сзади бывает немного сплющена, а шея – короче, чем у обычных малышей. Родничок закрывается несколько позже. Черты лица, как правило, немного мельче, ротик меньше, а язык больше, поэтому он часто высовывается наружу. Когда малыш подрастёт, он постепенно под руководством взрослых научится контролировать себя и эта особенность исчезнет. Нёбо уже, чем у обычных детей, - высокое и сводчатое. Уши иногда располагаются чуть ниже, чем обычно. Широко посаженные, немного раскосые глаза обычно имеют дополнительную складочку век у переносицы, которая называется эпикант. Он, как правило, виден до 12-13-летнего возраста, а потом постепенно исчезает. У многих детей по краю радужной оболочки есть белые крапинки, они особенно заметны у детей со светлыми глазами. Внешние особенности глаз не имеют отношения к нарушению зрения, но дети с синдромом Дауна довольно часто нуждаются в коррекции зрения с помощью очков. Волосы у детей с синдромом Дауна, как правило, негустые, мягкие и прямые, зубы мельче, появляются они позже, чем обычно, и чаще требуют стоматологического лечения. Шея может быть короче и шире, чем обычно. Складочки сзади по обеим сторонам шеи, которые можно заметить у маленьких детей, со временем сглаживаются и исчезают.

Мышечный тонус и суставы.

Практически у всех детей с синдромом Дауна снижен мышечный тонус. В медицине это явление называется гипотонией. При гипотонии мышцы расслаблены, и ребёнку труднее активно двигаться, поэтому очень важно как можно раньше под руководством специалиста по двигательному развитию начать выполнение специальных упражнений. При регулярных занятиях, стимулирующих двигательное развитие, с возрастом гипотония компенсируется.

Суставы детей с синдромом Дауна слишком подвижны из-за слабых связок. Это, конечно, не значит, что малыши без конца вывихивают руки и ноги, просто необходимо учитывать эту особенность и внимательно относиться к рекомендациям специалистов.

Руки и ноги.

Конечности малыша с синдромом Дауна немного короче, чем у обычного ребёнка. Пальчики на руках и ногах тоже короче, расстояние между большим и остальными пальчиками ног увеличено. Ладошки довольно широкие, часто их пересекают сплошные поперечные линии-складки, мизинчики на руках может быть немного изогнуты, однако никакого влияния на общее развитие эти признаки не оказывают.

Рост.

Новорождённые малыши с синдромом Дауна немного меньше, чем обычные дети, и кривые роста для обычных детей, которыми пользуются в наших поликлиниках, им не подходят. Ребёнок с синдромом Дауна растёт и набирает вес несколько иначе. В среднем дети с синдромом Дауна в возрасте 6 лет на 10-12см ниже, чем их обычные сверстники. В подростковом возрасте темпы роста и созревания скелета увеличиваются и почти не отличаются от нормы.

Средний рост молодого человека с синдромом Дауна составляет 154-160см, а девушки – 50-154см.

Медицинские проблемы.

У малышей с синдромом Дауна медицинские проблемы возникают чаще, чем у обычных детей. Во многих случаях они рождаются на 1-2 недели раньше срока. У них чаще, чем у обычных детей, встречаются врождённые пороки сердца или пищеварительной системы, порой требующие оперативного вмешательства, а также снижение слуха, зрения и функции щитовидной железы.

Ранняя педагогическая помощь.

Очень важно как можно раньше начать активную стимуляцию развития малыша с синдромом Дауна.

Основные принципы, положенные в основу программ развития детей с синдромом Дауна следующие :

--- Развитие ребёнка с особыми потребностями по своей сути не отличаются от развития любого другого ребёнка. Темп несколько ниже, но порядок шагов более или менее тот же.

--- Детям с синдромом Дауна для усвоения того или иного навыка необходимо большее количество повторений. Процесс обучения должен идти постоянно, его необходимо разбивать на маленькие шаги.

--- Роль воспитателей в процессе стимуляции развития ребёнка с синдромом Дауна очень велика, поскольку им предстоит ежедневно осуществлять необходимое содействие усвоению малышом новых навыков и их отработке.

С первых недель их жизни в сфере особого внимания педагогов должно находиться :

• развитие речи, формирование общения;

• развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие);

• развитие общей моторики и ориентировки в пространстве;

• развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;

• развитие социальных навыков; развитие навыков самообслуживания.

Скорость реагирования.

Исследования показали, что при синдроме Дауна особенности строения нервной системы несколько замедляют прохождение сигналов по нервным волокнам, поэтому детям требуется больше времени на переработку информации и отклик. По этой причине, в частности, темпы развития малышей замедленны. Следует иметь это в виду и, занимаясь с ребёнком, обязательно выдерживать необходимые паузы, давая малышу время на переработку информации. В противном случае может создаться впечатление что ребёнок ничего не понимает и не реагирует, хотя на самом деле ему просто не хватает времени, чтобы выразить свою реакцию.

Публикации по теме:

Коллективное Творческое семейное Дело «Мой любимый театр» для учащейся 3 класса с синдромом ДаунаКоллективное Творческое семейное Дело «Мой любимый театр» для учащейся 3 класса с синдромом Дауна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми Коллективное.

Консультация «Дети-левши: хорошо или плохо? Нейропсихологические особенности леворуких детей» Добрый вечер, коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из наиболее сложных проблем. Обязательно ознакомьтесь с информацией. В Европе бОльшая.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть первая) Уважаемые коллеги, уважаемые родители. Сегодня я хочу рассказать вам, о возрастных особенностях слуха и голоса у детей 3- 4 лет. У детей.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления»Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Стенгазета «21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна»Стенгазета «21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна» 21 марта отмечается Международный день человека с синдромом Дауна. В России День человека с синдромом Дауна впервые отметили в 2011 году.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Дети с синдромом Дауна: психологические и физиологические особенности»
Опубликовано: 1 апреля 2021 в 16:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД