Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Дидактическая игрушка в сенсорном воспитании детей с ОВЗ»

Дмитриенко Марина Сергеевна
Консультация для педагогов «Дидактическая игрушка в сенсорном воспитании детей с ОВЗ»

Для обеспечения всех видов детской деятельности необходимы определенные условия, при которых ребенок будет расти и развиваться. Такими условиями являются: развивающая предметная среда (игровые и развивающие предметы, игрушки, детская библиотека, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, природа с ее объектами и др.) и содержательное общение со взрослыми. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в постоянной помощи родителей и педагогов на всех этапах своего развития. Для него общение со взрослым на практике, является основным с первых дней жизни, в это время взрослый обучает ребенка овладению тем или иным предметом.

Публикация «Консультация для педагогов „Дидактическая игрушка в сенсорном воспитании детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Ведущей деятельностью маленьких детей является игра и ее средство –игрушка. Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.

Игрушки обладают различными функциями и нацелены на трансляцию различного опыта: ценностей, норм и стереотипов поведения.

Многие из вышеперечисленных игрушек имеют общие признаки: они образны и сюжетны. К ним относятся куклы, технические и декоративно-праздничные игрушки. Образные и сюжетные игрушки содействуют творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, углубляет, расширяет и закрепляет свой социальный опыт.

Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание их назначения. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

Именно с помощью игрушек дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, природе. По мнению известного психолога Г. А. Урунтаевой, главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Во время знакомства с предметами, игрушками и способами пользования ими взрослый стремится стимулировать любое желание ребенка с нарушениями в развитии исследовать окружающий мир. Такое общение посредством игрушек помогает формированию восприятия и двигательных навыков «особого» ребенка, развитию его мышления и речи.

При грамотном выборе и поддержке взрослого игрушки способствуют разностороннему развитию ребенка с ОВЗ. Так, они могут формировать и развивать познавательную и личностную (эмоционально-волевую, коммуникативную) сферы ребенка.

Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ :

1. Соответствие возрасту ребенка;

2. Подбор материала с постепенным усложнением;

3. Связь содержания с системой знаний ребенка;

4. Учет структуры дефекта;

5. Соответствие коррекционной цели занятия;

6. Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными);

7. Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

8. Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям.

Перечисленным требованиям, в первую очередь, отвечают дидактические (развивающие) игрушки. Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов ребенка. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком соответствующую определенному возрасту обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления, речи. Правильно подобранные по цвету, форме, величине, количеству, дидактические игрушки являются прекрасным средством развития детей с любыми нарушениями в развитии в любом возрасте и не только обогащают чувственный опыт ребенка, но и учат мыслить. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка с ОВЗ на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию.

Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. С помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину, выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. п. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свойства предметов (большой – маленький, качества (твердый – мягкий, легкий – тяжелый, количество (один, много, мало, форму (шар, куб, круг, кольцо, знакомится с динамическими свойствами предметов.

Итак, для детей с ограниченными возможностями здоровья нужны, в первую очередь, познавательные игрушки, которые расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, формируют определенные умения и навыки. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа “Почтового ящика”, доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки; головоломки для развития образного, пространственного и творческого мышления.

Игрушки, предполагающие развитие личностной сферы ребенка, используются им в сюжетно-ролевой игре. Это фигурки животных и людей, растений, предметы обихода, профессиональной деятельности человека (набор доктора, повара, продавца, транспорт. Среди игрушек ребенка должно быть все, что необходимо для воспроизведения игровых сюжетов (в магазин, почту, больницу, дом, гараж, детский сад и т. д.). Это разнообразные игрушки, копирующие реальные взрослые вещи: посуда, мебель, машины, строительный материал. Для сюжетно-ролевых игр необходимы различные мелкие предметы, которые могут быть заместителями продуктов, лекарств, то есть все то, что понадобится ребенку для реализации сюжетного замысла. Очень хорошо, если взрослые позволяют ребенку использовать коробки, деревянные бруски, палки, камни - всё, что так помогает в игре детям, к чему взрослые зачастую относятся как к ненужному мусору.

В освоении социального мира, мира взаимоотношений между людьми могут помочь игрушки, предназначенные для театрализации: пальчиковые куклы, куклы-перчатки, настольно-плоскостной театр, марионетки, с которыми можно разыгрывать разнообразные сюжеты. Здесь также могут использоваться конструкторы, представляющие собой тематические наборы: по сказкам, видам животных (домашние / дикие, зонам обитания, типу поселения (деревня / город). С их помощью ребенок может разыгрывать разнообразные сюжеты, наблюдаемые им в реальной жизни или являющиеся предметом его фантазий.

Для полноценного развития малыша необходимы звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты: ударные (бубен, барабан, металлофон, кастаньеты) и духовые (дудочки, свистульки, губные гармошки, гудки). Они развивают чувство ритма, музыкальную культуру, способствуют развитию слухового восприятия и внимания, формированию речевого выдоха и профилактике заболеваний органов дыхания.

Родителям и педагогам не следует забывать и о народной игрушке. «Она способствует формированию эстетического вкуса, базовых представлений о национальной культуре, обеспечивает связь времен. На сегодняшний день можно найти игрушки-забавы : курочки, мельница, мишка-верхолаз, раскачивающийся бычок, дергунчики (обеспечивающие кроме всего перечисленного еще и осознание причинно-следственных связей, также упомянутые выше свистульки, и, конечно, сюжетные фигурки, композиции, различные изделия народных промыслов, предназначенных для росписи (деревянные и глиняные)».

Важность присутствия в игровом пространстве малыша народных игрушек заключается еще и в том, что эти объекты выполнены из натуральных материалов, обладают естественной цветовой гаммой и адекватно отражают окружающий мир. Это особенно ценно в условиях распространенности игрушек из синтетических материалов (пластмасса, вспененные полимеры, пластизоль, часто окрашенных в яркие, вызывающие цвета, обладающих нереальными свойствами, так как формирующиеся органы чувств ребенка должны воспринимать сигналы из окружающего мира, соответствующие реальности.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для родителей: «Ошибки в воспитании детей» Воспитывая своих детей, мы исходим из своего личного жизненного опыта. Мы считаем, что воспитываем правильно, и каждый из нас мечтает вырастить.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных.

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей»Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» С древних времён различные формы театрального действа служили.

Консультация «О воспитании у детей желания и умения преодолевать трудности» .

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

Консультация для родителей «Папа может! Или Роль отца в воспитании детей» В преддверии праздника настоящих мужчин – Дня защитника Отечества, хочется поговорить о наших дорогих, сильных, любимых, в общем, самых.

Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 летПроект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 лет Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3 -7 лет Автор: Письменная Елена Геннадьевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Дидактическая игрушка в сенсорном воспитании детей с ОВЗ»
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 20:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД