Папки-передвижки

Консультация для педагогов ДОУ «Современные формы взаимодействия с семьей»

e.ba
Консультация для педагогов ДОУ «Современные формы взаимодействия с семьей»

Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром : с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т. д., и т. п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует. Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Современные формы взаимодействия с семьей“» размещена в разделах

Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой и рассматривается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строится на основе единого понимания.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует совершенствованию их взаимоотношений.

Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.

Планируя ту или иную форму работы, педагоги всегда исходят из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираются следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность.

В сотрудничестве дошкольного учреждения и семей воспитанников используются разные методы и формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные, цель которых – обогатить родителей воспитанников педагогическими знаниями. Формы сотрудничества педагогов с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные, наглядно – информационные, досуговые, познавательные.

К коллективным относятся: презентация дошкольного учреждения, родительские собрания, конференции, «Круглые столы», тематические консультации, беседы, Дни открытых дверей, дискуссии по какой – либо существующей проблеме в воспитании и образовании детей, «Устные журналы», лекции, тренинги, родительские клубы и кружки, «Гостиная для родителей», родительские конференции, педагогические брифинги, совместная проектная деятельность, акции, мастер - классы

К индивидуальным – посещение семьи, педагогические консультации, беседы с родителями, тренинги, анкетирование, социологические опросы и срезы.

Наглядно – информационные формы организации общения педагогов с родителями условно разделены на две подгруппы: информационно – ознакомительную и информационно – просветительскую. В эти формы входят : ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения через наглядную информацию; особенностями воспитания детей в виде информационных проспектов для родителей, буклетов, папок – передвижек, открытый просмотр занятий и других видов деятельности детей; выпуск стенгазет, мини – газет, организация мини – библиотек; записи на магнитофон бесед с детьми; видеофрагменты и видеофильмы организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, праздников, развлечений; фотовыставки, выставки детских работ и семейных работ и др.

В последнее время широко используется работа с родителями через персональные сайты ДОУ. На сайтах существуют странички: «Гостиная», «Для вас, родители», «Наши группы», «Дополнительные образовательные услуги», «Прием детей в детский сад» и др. На данных страничках родители всегда могут найти для себя полезную информацию, задать вопросы заведующему, педагогам и специалистам ДОУ.

С расширением сети Интернет родители активно привлекаются к участию во Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной нетрадиционной форме относят проведение педагогами ДОУ совместных досугов, праздников, утренников, конкурсов с родителями и детьми, чаепитий, празднование Дней именинников группы, Юбилейных событий и др.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Данная форма работы строится коллективно, на основе открытости, инициативы, диалога, искренности в общении, отказа от критики и оценки партнера по общению. Например, в познавательной форме нетрадиционным методом можно провести родительское собрание по мотивам телевизионных игр: «КВН», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца». А также организовать мастер – классы, экскурсии, консультации, семинары - практикумы и др.

Актуальной задачей во взаимодействии с родителями продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и помощи специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких – то конкретных и важных случаях и вопросах семьи.

Таким образом, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Литература:

1. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.

2. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья : методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.

3. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002 – 147с.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт)«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей Детский сад и семья – два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети выросли.

Консультация для педагогов «Формы работы с семьей» Педагогический консилиум. В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, педагога-психолог, учителя логопед, медсестру, членов.

Консультация для воспитателей «Современные формы работы с родителями в ДОУ» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» А. С. Макаренко.

Основные направления и формы взаимодействия с семьей Основные направления и формы взаимодействия с семьей Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной.

Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей»Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей» Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Повестка дня. 1. Вступительное слово воспитателя Коготковой А. И. 2. Пальчиковые.

Семинар-практикум «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе» Самоанализ семинара-практикума Вашему вниманию представлены материалы семинара-практикума, проведённого в детском саду №4 «Родничок». В.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие.

Современные формы взаимодействия с семьей как условие внедрения ФГОС дошкольного образования В связи с переходом работы дошкольных учреждений по ФГОС, настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

«Эффективные формы взаимодействия с семьей в ДОУ». Консультация для воспитателей Слайд1 Эффективные формы взаимодействия с семьей в ДОУ Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Современные формы взаимодействия с семьей»
Опубликовано: 13 декабря 2015 в 11:02
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД