Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»

Светлана Курышева
Консультация для педагогов «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»

Маленький человек пришёл в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Изучение народных обычаев, традиций, промыслов, нравственно - патриотического развития, духовного совершенствования детей.

Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней.

Публикация «Консультация для педагогов „Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством“» размещена в разделах

Все мы – родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в учёбе, делах, разносторонне развитыми, воспитать личность. Созидательное начало личности – умение поставить гуманные цели, найти способы их реализации и довести до совершенства замысел – это присуще только творчески развитому человеку.

Искусство сохраняется людьми, потому что является важным средством воспитания, формирования всесторонне развитой, гармоничной личности.

Искусство несет в себе образы других эстетических ценностей и само является ценностью. Выделяют несколько функций искусства.

1. Эстетическая функция. Искусство формирует эстетическое сознание (эстетические чувства, развивает интересы и вкусы, побуждает в ребенке стремление создавать новое.

2. Коммуникативная функция. Расширяет социальный опыт детей – их взаимодействие с другими людьми, природой, обществом.

3. Познавательная функция. Наглядно показывает ребенку явления природы, виды деятельности людей, общественные отношения.

4. Воспитательная функция. Выступает как средство воспитания – нравственного, эстетического.

5. Оздоровительная, медицинская функция. Способно успокаивать и утешать людей, снимать стрессы.

Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений - вот важная задача, которую мы стремимся осуществить в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Мы пользуются музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающей жизни, формирования его личности. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели – воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально-художественное впечатление, каждый музыкально-художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», – писал он.

Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Искусство всегда оперирует художественными образами. Специфическими особенностями музыкального искусства является то, что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах. Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере, с сюжетом (в программной пьесе, с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры. Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством различных упражнений.

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Формирование личности ребенка Детский возраст является решающим в развитии и формировании познавательных процессов, точно так же, как и в развитии личности. В детстве.

Формирование словаря детей младшего возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ Слайд 1 Уважаемые председатели и члены.

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Актуальность. В современных социально-экономических условиях возрастает актуальность изменения социального заказа общества на подготовку.

Формирование экологических представлений младших дошкольников в процессе ознакомления с потешками о кошках Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №68 «Золотой петушок» г. Йошкар –Олы» «Формирование экологических.

Консультация для педагогов «Факторы, влияющие на развитие личности ребенка» Консультация для педагогов: " Факторы, влияющие на развитие личности ребенка". Под факторами понимаются те противоречия, которые становятся.

Консультация для педагогов «Оценка и отметка. Их роль в развитии личности ребенка» Оценка и отметка. Их роль в развитии личности ребенка Оценка и отметка – важнейшие составляющие оценочной деятельности ребёнка, но не одно.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

План самообразования «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Раздел плана Сроки Формы работы Практические выходы Изучение методической литературы 01.09.2016г. -20.05.2017г. Повышение знаний, сбор материала,.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Труд и формирование личности ребенка Основы трудолюбия закладываются в семье. Трудовым воспитанием занимаются родители, бабушка и дедушка,немаловажным может быть и вклад старших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»
Опубликовано: 11 ноября 2019 в 21:10
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД