Получи документы

Консультация для педагогов и родителей по использованию музыкально-дидактических игр с дошкольниками, имеющими нарушения речи

Голевко Елена Анатольевна
Консультация для педагогов и родителей по использованию музыкально-дидактических игр с дошкольниками, имеющими нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов и родителей по использованию музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста

имеющими нарушения речи.

Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека. От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

Публикация «Консультация для педагогов и родителей по использованию музыкально-дидактических игр с дошкольниками, имеющими нарушения речи» размещена в разделах

В последние годы данная проблема становится очень актуальной, так как наблюдается постоянное увеличение количества детей имеющих недостаточно чёткое звукопроизношение. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребёнок может вовремя получить помощь специалиста - логопеда.

Помощь детям с незначительными нарушениями речи можно оказать в условиях обычного детского сада. Такую помощь можно оказать на музыкальных занятиях, используя систему упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слов. Для более эффективной работы педагогу необходимо знать особенности речевого и музыкального развития детей.

Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе.

Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого аппарата. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать и родители и педагоги.

В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Лёгкость, с которой ребёнок воспринимает музыку, способность познавать её содержание и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения.

Музыка создает особое воздействие, направленное на исправление разнообразных речевых устройств, а введение слова в упражнение позволяет сохранить принцип ритмичности в движениях.

В чём же ценность дидактических игр и пособий в работе с детьми ОВЗ? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.

«Небо, воздух, земля»

Задачи: Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту реакции.

Ход игры:

1. Дети свободно сидят на стульях. Звучит легкая музыка. На слово «Земля» дети опускают руки вниз. «Небо» - руки вверх, «Воздух» - вытягивают перед собой.

2. Дети двигаются под марш по кругу. «Земля» - дети приседают, «Небо» - поднимают руки вверх, «Воздух» - руки в стороны. Движения выполняются без остановки.

«Барабан»

Задачи: развитие зрительной и двигательной памяти.

Ход игры: Дети на стульях в полукруге. На стуле сидит игрушечный заяц с барабаном. Педагог читает стихи :

Барабан зайчишка взял,

Лапкой звуки издавал.

Он по – разному играл,

И ребятам подражал.

Педагог под музыку марша исполняет на барабане длинные доли, дети должны повторить данный ритмический рисунок.

При повторе игры педагог исполняет короткие доли, дети по очереди должны повторить данный ритмический рисунок.

«Дружные бабочки»

Задачи: различение контрастной музыки и активизация внимания.

Игровой материал: бабочки разных цветов по количеству детей.

Ход игры: Педагог раздает детям бабочек парного цвета. Под веселую музыку дети в рассыпную двигаются по всему пространству музыкального зала. Рука с бабочкой как бы порхает вверху. По смене музыкального сопровождения каждый ребенок должен найти себе пару-бабочку такого же цвета.

«На чём играю»

Задачи: способствовать развитию умения на слух определять и отличать особенности звучания музыкальных инструментов.

Игровой материал: Карточки по числу играющих, с изображением музыкальных инструментов (барабан, маракасы, колокольчик, бубен, игрушка – Мишка.

Ход игры:

- В гости к нам пришел мишка, в его лапах мешочек. Тебе интересно, что в мешке?

- Мишка предлагает поиграть в игру, хочешь?

1 вариант. Мишка озвучивает музыкальный инструмент, а ты показываешь картинку, на которой он изображен, затем ищешь его в мешке.

2 вариант. Ты с закрытыми глазами исследуешь инструмент, не глядя на него, затем я, взрослый убираю его, а ты открываешь глаза, ищешь и показываешь его изображение.

«Шумящие коробочки»

Задача: развитие слухового восприятия.

Игровой материал: 10 – 12 коробочек, наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами.

Ход игры: Участники игры должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. Главный принцип заполнения коробочек – материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.

«Сыграй как я» Задачи: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, кубики, ритмические палочки и т. д.

Ход игры: Воспитатель предлагает прослушать, а затем исполнить на любом из предложенных инструментов ритмический рисунок из пяти – семи звуков. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

«Гуляй – отдыхай»

Игра на развитие музыкальных представлений

Задачи: Учиться слышать и определять настроение и характер музыки, отражать его в движении.

Игровой материал: Музыкальный центр, кассеты, диски с музыкальными произведениями

Ход игры: Воспитатель предлагает детям внимательно послушать музыку. Под колыбельную «спать» (присесть, сложить ручки под щёчку, под марш – маршировать, под плясовую – плясать, под лёгкую, быструю музыку – бегать. Воспитатель включает музыкальные отрывки в аудиозаписи. Дети выполняют действия в соответствии с характером музыки.

Рекомендуемый музыкальный материал : Г. Свиридов «Марш», А. Петров «Марш», С. Прокофьев «Марш», Гаврилин «Тарантелла», И. Штраус «Вечное движение», Р. Н. м. «Смоленский гусачок», «Барыня», «Ах, ты берёза», Глюк «Песня без слов», П. Чайковский «Утреннее размышление».

«Музыкальная лесенка»

Игра на развитие музыкального слуха

Задачи: Учить слышать направление движения музыки, показывать его жестом руки и на музыкальной лесенке.

Игровой материал: Музыкальная лесенка из пяти ступеней (из любого конструктора, металлофон, мелкие игрушки, соответствующие размеру лесенки.

Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне песенку «Лесенка» :

Вот иду я вверх!

Вот иду я вниз!

Затем показывает игрушку и ведёт её по лесенке вверх, напевая: Вот иду я вверх! Затем ведёт игрушку вниз, напевая: Вот иду я вниз! Затем предлагает поводить игрушку кому-то из детей. Воспитатель поёт, ребёнок ведёт игрушку. Слова можно изменять, соответственно изменяя темп и характер движения игрушки по лесенке: «Вот бегу я вверх! Вот бегу я вниз!», «Вот скачу я вверх! Вот скачу я вниз!». Затем отрывок песенки исполняется на металлофоне без слов. Ребёнок должен понять, куда вести игрушку, вверх или вниз. Остальные дети оценивают правильность выполнения задания.

«Приветствие»

Задачи: развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движений.

Музыкальный материал : попевка на материале имен, строится на тоническом трезвучии.

Ход игры: педагог : «Поздороваемся, споем: здрав-ствуй-те!». Педагог показывает «лесенку» правой рукой или перемещает руки по схеме: голова, плечи, туловище.

«А теперь поздороваемся с ручками и ножками» (отхлопывает и протопывает ритмическую структуру слова). Дети выполняют все действия по образцу.

Затем педагог к каждому ребенку : «Ты кто?» (пропевает на двух нотах и прохлопывает слоговую структуру слов).

Дети: «Ва-ся, Ка-тя и т. д.» (также поют и хлопают)

Публикации по теме:

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Консультация для родителей и педагогов «Музыкально — одарённый ребёнок или как распознать музыкальный талант» Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные.

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников»Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников» Воспитание музыкальной культуры ребёнка – одна из важных задач всестороннего развития дошкольников. Музыкальное воспитание предусматривает.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей по использованию музыкально-дидактических игр с дошкольниками, имеющими нарушения речи
Опубликовано: 18 сентября 2022 в 09:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов и родителей по использованию музыкально-дидактических игр с дошкольниками, имеющими нарушения речи» (включая файлы) размещена пользователем Голевко Елена Анатольевна (УИ 3047093) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД