Получи документы

Консультация для педагогов «Методика успешного проведения занятий в дошкольном образовательном учреждении»

Елена Непейвода
Консультация для педагогов «Методика успешного проведения занятий в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация для педагогов.

МЕТОДИКА УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Публикация «Консультация для педагогов „Методика успешного проведения занятий в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах

Одной из ключевых обязанностей воспитателя в дошкольном учреждении является проведение занятий. Под занятием подразумевается особая дидактическая единица. Занятие – это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, чётко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью в соответствии с возрастом детей. [1].

Есть также такая трактовка занятия, как педагогического процесса, включающего в себя формирование, развитие, воспитание и обучение вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания [3].

В настоящее время благодаря ФГОС ДОО развитие ребенка осуществляется не в строгой учебной деятельности, а скорее в игровой манере. И задача воспитателя: создание таких условий и ситуаций, в которых ребята получили бы не только новую информацию, но и возможность самостоятельно приобретать опыт, участвуя в каждом этапе любой деятельности, происходящей в детском саду.

Поэтому важно организовать занятие так, чтобы оно затронуло абсолютно всех ребят, чтобы новые знания, которые педагог хочет донести могли быть восприняты, осознаны детьми. Заинтересованность детей в занятии – это важный и первый этап, который нельзя игнорировать, потому что физическое присутствие ребенка на занятии еще не означает его включенного внимания. Любой ребенок должен понимать и принимать, для чего ему все это нужно. Да, многие педагоги пользуются такой вводной частью как, например, приход в гости персонажа, или появление какого-либо громкого звука или музыки. И надо признать, что дети реагируют на такие зацепки, этим можно завлечь, но вот удержать внимание труднее. При этом не стоит также забывать, что дети должны оставаться субъектами собственной деятельности, согласно принципам дошкольного образования, описанным в п. 1.4 ФГОС ДОО. То есть образование должно строиться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становится активным в выборе содержания своего образования [2].

Даже при создании мотивационной ситуации, воспитателю следует продумать какое же начало взаимодействия выбрать.

Вот ряд модельных ситуаций, которые можно выгодно использовать для начала занятия : появление необычных предметов в группе, подготовка важного события (например, утренник, изготовление для себя развивающей среды, имитация приглашения в гости, участие в соревновании или конкурсе, подготовка сюрприза, поиск клада, получение письма, обучение ребят из младшей группы, проверить действенно ли чье-то предположение, использование предметов в новой деятельности и так далее. Вариативность велика. Из любой перечисленной ситуации воспитатель может вывести детей именно к той деятельности, которую он сам запланировал.

Второй этап любого занятия это осуществление планирования, где детям необходимо понимать, как они это будут делать. Педагогу не стоит пропускать этот момент, беря на себя всю организацию деятельности. Зачастую на этом этапе просто раздаются указания. А если дети из раза в раз будут действовать по указке воспитателя, они не научатся самостоятельности при решении различных задач. Ребята будут постоянно ждать помощи взрослого и в будущем им тяжело станет самим что-то планировать. Но пускать на самотек ситуацию тоже нельзя. Бывают разные занятия с разными задачами, поэтому возможно либо, чтобы ребята приняли одно общее решение для всех, либо дети должны принимать индивидуальные решения. Имитировать выбор за ребенка не допустимо, зато можно принять решение посредством голосования, считалочки, жребия, либо сославшись на правила. Так у детей останется чувство гордости и ответственности, за то, что это они сами так решили, так спланировали.

На третьем этапе занятия следует непосредственно реализация идеи. Ребенку необходимо понимать, что он делает это сам. А педагог держит ситуацию под контролем, но максимально не навязывает свою помощь, не доделывает, не отвечает на вопросы за детей, не оценивает ситуацию категорично, не прерывает деятельность, к примеру, видя, что вышло время. Наоборот, сам участвует в процессе, дает детям возможность осуществить самостоятельный выбор, ориентируется на все ответы, моделирует правдоподобные ситуации, гибок в общении, оказывает помощь только там, где его о ней просят. Помощь бывает разной. Педагог может стимулировать, направлять, а также обучать в процессе своей помощи. Ведь помощь не обязательно означает доделывание за ребенка. Помощь - это прежде всего включение ребенка в работу, стимулирование его самооценки, самоутверждение ребенка в своих возможностях, обучение по аналогии.

На этом этапе хочется отметить также о пространственной ориентировке педагога. Позиция «педагог напротив детей» или «педагог, обходящий детей кругами, будто надзиратель» не способствуют установлению контакта. Так как воспитатель стремится к партнерскому взаимодействию, то и вести себя в пространстве он должен так, чтобы дети не чувствовали дискомфорта [5]. В этом случае, можно сесть в кружок, разбиться на группы, встать не в главенствующей позе.

Еще один пункт, о котором не стоит забывать воспитателю, это о переключении внимания детей. Нужно это для того, чтобы внимание уставших, отвлекающихся, разбаловавшихся детей сконцентрировать и при этом избежать криков и ругани. В основе могут лежать какие-то двигательные упражнения, пальчиковая гимнастика, неожиданные вопросы, команды, задания или просьбы. Голос педагога должен быть успокаивающим, а приемы, которыми пользуется воспитатель: интересными, отличающимися от текущей деятельности детей. Чем меньше дисциплинарных реплик и больше игровых, переключающих внимание приемов, тем лучше эмоциональный фон занятия.

Последний этап в проведении занятия – это так называемая рефлексия. На данном этапе детям важно будет осознавать что и почему у них получилось. Это не повторение и перечисление того, что дети делали, не обобщение деятельности вопросом понравилось ли им или нет и не оценивание педагогом весь процесс. Общие речевые формулы, про то, что все молодцы, либо же обратное, когда подчеркиваются неуспехи конкретных детей, недопустимы.

Хорошо, если воспитатель задает открытые вопросы, на которые можно дать разные и развернутые ответы. Ведь, чтобы дети на занятии говорили, их надо правильно спрашивать. Иногда педагоги тратят время на то, чтобы перед тем как задать открытый вопрос, сначала задают закрытый, а потом все равно спрашивают развернуто (например, «Вам понравилась игра? Чем?»). В этом первом дополнительном вопросе нет никакой необходимости, он лишь отнимает продуктивное время для общения.

Педагогам необходимо формулировать открытые вопросы к детям. А закрытые вопросы не столь эффективны, они лишь могут помочь вспомнить содержание темы или фрагмент собственных знаний. Также закрытые вопросы, как правило, предполагают только односложный ответ [4]. Следовательно, открытые вопросы помогают вдохновить детей на построение собственных гипотез, на выдвижение собственного мнения.

Еще в последний этап я бы включила определенный ритуал, который помог бы завершить общение на эмоциональном подъеме. Пусть это будет такой способ, который воспитатель придумал или согласовал вместе с детьми. Здесь подойдет короткий емкий клич, или набор жестов – любой способ поставить радостную точку в завершении деятельности.

Работая со всеми 4 этапами согласовано и последовательно, не составит труда провести интересное занятие, на котором ребенок непосредственно принимает участие, а не только внемлет словам воспитателя. Ребенок чувствует, что его мнение интересно, идеи – услышаны, есть реакция от ведущего образовательную деятельность человека, его поддержали в проблемной ситуации.

Таким образом, проводя занятия поэтапно, с применением методов, расписанных в каждой части можно заметить, как буквально раскрываются дети, как загораются их глаза, как появляется интерес и желание к занятиям. Ведь в этом и состоит успех любого педагога.

Публикации по теме:

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении»Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим, одним из приоритетных.

Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные игры дошкольников. Методика и практика проведения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 45 детский сад «Ручеек» с. Кагальник Азовского района Мастер – класс.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Организация и методика проведения физкультурных занятий «Уголки» в старшем дошкольном возрасте Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки». Это универсальный.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Методика успешного проведения занятий в дошкольном образовательном учреждении»
Опубликовано: 12 января 2022 в 18:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД