Консультация для педагогов «Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда»

Ольга Рисованная
Консультация для педагогов «Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда»

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя- логопеда и воспитателей. Одной из таких форм взаимодействия являются индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда.

Основными задачами совместной коррекционной работы учителя- логопеда и воспитателя являются:

1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

2. Формирование правильного произношения.

3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

4. Развитие навыка связной речи.

В основе слаженной работы учителей- логопедов и воспитателей лежат следующие принципы:

• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

• Принцип единства непосредственного коррекционно-педагогического процесса.

• Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.

• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

• Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем:

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

7. Закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Форма взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей:

Выполнение воспитателем заданий учителя- логопеда осуществляется во второй половине дня. В "Тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя" записываются задания для работы с подгруппой детей, индивидуально.

Воспитатель проводит ежедневные занятия или 2-3 раза в неделю со всеми детьми- логопатами.

На групповых занятиях у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.

На индивидуальном занятии воспитатель реализует задания, разработанные учителем- логопедом специально для каждого ребенка, которая обычно включает:

1) упражнения на развитие артикуляционного аппарата;

2) упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;

3) упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;

4) работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;

5) лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Отработанные учителем- логопедом на групповых и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах, поскольку воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять с детьми новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную жизнь.

Продолжительность индивидуального речевого занятия воспитателя с ребенком, имеющим нарушения в речевом развитии, 10-15 минут.

ТРЕБОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РЕЖИМА

Воспитатель не должен:

1. торопить ребёнка с ответом;

2. перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи;

3. заставлять ребёнка произносить фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками;

4. давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить;

5. выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.

НЕОБХОДИМО: Постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.

Если ребёнок заикается:

1. не подчёркивать своего особого внимания к его речи (не замечать заикания);

2. оградить от насмешек товарищей;

3. перейти с данным ребёнком к простейшей форме ответа на выдохе, голос чуть ниже обычной громкости, исключить убыстрённый темп речи;

4. не требовать трудных и длинных ответов.

Организация занятий по заданию учителя- логопеда с детьми

Индивидуальные задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях.

Правила работы при выполнении домашних заданий.

1. Организация занятий воспитателями по заданию учителя- логопеда осуществляется посредством "Тетради взаимосвязи". В нее учитель-логопед записывает задания для детей- логопатов на неделю, в течение которой воспитатели должны выполнить эти задания.

2. Домашние задания выполняются систематически,1 раз в неделю, точно по рекомендации логопеда.

3. Речевой материал, необходимый при выполнении определенного задания, учитель-логопед размещает в специальной папке для воспитателей.

4. Домашние задания ребёнок выполняет совместно с родителями. Педагог даёт инструкцию о том, что ребёнок по мере сил должен выполнять задание самостоятельно. Не надо делать всё за ребёнка – это материалы для его развития!

5. Выполнение всех заданий обязательно.

6. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание.

7. Ваша речь должна быть образцом для ребёнка – чёткой, неторопливой, спокойной. Применяйте понятные слова и выражения.

Существуют этапы постановки звука:

• изолированно;

• в слогах;

• в словах;

• в предложениях;

• дифференциация смешиваемых звуков;

• в самостоятельной речи.

8. Когда звук поставлен, на этапе автоматизации звука нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

- взрослый рассказывает о предстоящем упражнении;

- показывает его выполнение;

- упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя ему говорить, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение.

Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всегосформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо учитывать следующие правила.

Правила проведения дыхательной гимнастики:

1. Помните, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

- Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

- Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно.

- Некоторые упражнения пальчиковой гимнастики выполняются сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, конструкторами и т. п., раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т. е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя.

Если воспитатель знает, что ребёнка заберут до вечера, он должен найти время для индивидуального занятия в первой половине дня, между зарядкой и завтраком.

Коррекционная работа вне занятий: проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Для осуществления успешной речевой коррекции важна системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.

Только тесная взаимосвязь в работе учителя- логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи детей.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ»Фотоотчет «Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ» Вся коррекционно-развивающая работа в условиях Логопункта ДОУ направлена на достижение положительной динамики в развитии речи детей. Свою.

Индивидуальная работа с детьми Индивидуальная работа Д/игра «Собери ромашку». Цель: автоматизация звука в речи, дифференциация звуков. Д/игра «Какая картинка лишняя?».

Индивидуальная работа с детьми по профилактике и коррекции плоскостопия Тема "Веселый зоосад" (в старшей группе) Цель: • воспитывать у детей интерес и желание заботиться о своем здоровье, прививать элементарные.

Конспект СОД воспитателя «Домашние животные» с детьми подготовительной логопедической группы по заданию логопеда Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 компенсирующего вида Московского района Конспект совместной.

Консультация для педагогов ДОУ и родителей «Работа с детьми с ОВЗ. Детский аутизм» Консультация для педагогов ДОУ и родителей «Работа с детьми с ОВЗ. Детский аутизм». Подготовила: воспитатель первой категории Кишкорева.

Консультация для педагогов «Индивидуальная беседа с родителями» МДОУ «Детский сад № 87» г. Ярославль воспитатель Грицук Ю. Н. Индивидуальная беседа с родителямиЦель индивидуальной беседы: получение информации.

Консультация для педагогов «Эйдетика — работа с одаренными детьми» «Эйдос» означает «образ». Данная методика подразумевает включение образного мышления. Конечно, многие не воспринимают его всерьез, считая.

Консультация «Индивидуальная работа с детьми, нуждающимися в коррегирующей гимнастике» Консультация «Индивидуальная работа с детьми, нуждающимися в коррегирующей гимнастике» В дошкольном учреждении физической культуре придаётся.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда»
Опубликовано: 14 марта 2019 в 11:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Сценарий развлечения в средней группе «Новоселье в новой группе»
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «НОВОСЕЛЬЕ В НОВОЙ ГРУППЕ» Воспитатель МКДОУ №37 п. Сельцо: Прытова Валентина Ивановна Цель: развитие...
Консультация для родителей «Плохие слова»
Консультация для родителей на тему: «Плохие слова». - Недавно мой Вовочка пошел в сад. Господи, каких он там только гадостей не набрался. Ругается,...
Конспект занятия по аппликации «Осеннее дерево» во второй младшей группе
Задачи: продолжать знакомить с техникой обрывной аппликации ( разрывать полосочки бумаги на кусочки. Развивать чувство формы, цвета, композиции,...