Ольга Рисованная
Консультация для педагогов «Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему : «Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда»
Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. Одной из таких форм взаимодействия являются индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда.
Основными задачами совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя являются:
Публикация «Консультация для педагогов „Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
2. Формирование правильного произношения.
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
4. Развитие навыка связной речи.
В основе слаженной работы учителей-логопедов и воспитателей лежат следующие принципы:
• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
• Принцип единства непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
• Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.
• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
• Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем:
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
6. Формирование связной речи.
7. Закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Форма взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей :
Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда осуществляется во второй половине дня. В "Тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя" записываются задания для работы с подгруппой детей, индивидуально.
Воспитатель проводит ежедневные занятия или 2-3 раза в неделю со всеми детьми-логопатами.
На групповых занятиях у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.
На индивидуальном занятии воспитатель реализует задания, разработанные учителем-логопедом специально для каждого ребенка, которая обычно включает:
1) упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
2) упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;
3) упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;
4) работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;
5) лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.
Отработанные учителем-логопедом на групповых и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах, поскольку воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять с детьми новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную жизнь.
Продолжительность индивидуального речевого занятия воспитателя с ребенком, имеющим нарушения в речевом развитии, 10-15 минут.
ТРЕБОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РЕЖИМА
Воспитатель не должен:
1. торопить ребёнка с ответом;
2. перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи;
3. заставлять ребёнка произносить фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками;
4. давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить;
5. выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.
НЕОБХОДИМО: Постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.
Если ребё нок заикается:
1. не подчёркивать своего особого внимания к его речи (не замечать заикания);
2. оградить от насмешек товарищей;
3. перейти с данным ребёнком к простейшей форме ответа на выдохе, голос чуть ниже обычной громкости, исключить убыстрённый темп речи;
4. не требовать трудных и длинных ответов.
Организация занятий по заданию учителя-логопеда с детьми
Индивидуальные задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях.
Правила работы при выполнении домашних заданий.
1. Организация занятий воспитателями по заданию учителя-логопеда осуществляется посредством "Тетради взаимосвязи". В нее учитель-логопед записывает задания для детей-логопатов на неделю, в течение которой воспитатели должны выполнить эти задания.
2. Домашние задания выполняются систематически,1 раз в неделю, точно по рекомендации логопеда.
3. Речевой материал, необходимый при выполнении определенного задания, учитель-логопед размещает в специальной папке для воспитателей.
4. Домашние задания ребёнок выполняет совместно с родителями. Педагог даёт инструкцию о том, что ребёнок по мере сил должен выполнять задание самостоятельно. Не надо делать всё за ребёнка – это материалы для его развития!
5. Выполнение всех заданий обязательно.
6. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание.
7. Ваша речь должна быть образцом для ребёнка – чёткой, неторопливой, спокойной. Применяйте понятные слова и выражения.
Существуют этапы постановки звука:
• изолированно;
• в слогах;
• в словах;
• в предложениях;
• дифференциация смешиваемых звуков;
• в самостоятельной речи.
8. Когда звук поставлен, на этапе автоматизации звука нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
- взрослый рассказывает о предстоящем упражнении;
- показывает его выполнение;
- упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя ему говорить, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение.
Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всегосформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо учитывать следующие правила.
Правила проведения дыхательной гимнастики:
1. Помните, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
- Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно.
- Некоторые упражнения пальчиковой гимнастики выполняются сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, конструкторами и т. п., раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т. е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя.
Если воспитатель знает, что ребёнка заберут до вечера, он должен найти время для индивидуального занятия в первой половине дня, между зарядкой и завтраком.
Коррекционная работа вне занятий : проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Для осуществления успешной речевой коррекции важна системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.
Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи детей.