Получи документы

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические аспекты организации питания в дошкольном учреждении»

Наталья Альбертовна Самойлова
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические аспекты организации питания в дошкольном учреждении»

Консультация для педагогов

«Психолого-педагогические аспекты организации питания

в дошкольном учреждении».

Цель: познакомить с психологическими аспектами организации питания в МАДОУ.

Одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания.

Публикация «Консультация для педагогов „Психолого-педагогические аспекты организации питания в дошкольном учреждении“» размещена в разделах

Ученые доказали, что правильное питание в детстве определяет и длительность человеческой жизни, и сроки трудоспособности. Кроме того, от питания зависит, в каком возрасте и какая хроническая патология появится у человека.

В дошкольном возрасте формируется модель пищевого поведения, если она неправильно сформирована, это впоследствии приводит к нарушению здоровья.

Пищевое поведение – это отношение человека к приему пищи, ее составу и количеству в обычных условиях и при различных стрессовых ситуациях. Проще говоря, у каждого человека вырабатывается свой стиль поведения за столом. Свои предпочтения и пищевые привычки, свои любимые и нелюбимые блюда, любимое время приема пищи и предпочтительная окружающая обстановка в этот период (в кругу семьи, друзей, дома, в ресторане, кафе, на даче, у телевизора или компьютера, читая книгу или слушая музыку и т. д.).

Проблемой здорового пищевого поведения детей обеспокоены исследователи во многих странах мира. Правда, причины этого различны. В странах с низким социально-экономическим уровнем жизни решаются проблемы недостатка полноценного питания, нехватки витаминов и микроэлементов. В странах с высоким уровнем доходов населения главная проблема избыточный вес детей.

Факторы, меняющие пищевое поведение ребенка:

1. Влияние значимых людей (и взрослых и других детей) на развитие предпочтений ребенка в еде и связанных с едой привычек. Ребенок - существо социальное. Образец отношения к приему пищи, вкусовым предпочтениям, которые дает семья, обладает огромной силой для него.

Ребенок смотрит, что делает взрослый и сверстник, и повторяет его действия, как бы моделируя их.

Мать, является наиболее близким человеком, образцом для подражания. С ней ребенок чаще общается, делится впечатлениями, ее больше, чем остальных членов семьи слушается. Если дома часто готовят полуфабрикаты или употребляют готовую еду, ребенок чаще ест ее дома и, следовательно, больше к ней привык. В результате родители уверенны, что это и есть его любимая еда.

Проводился эксперимент. Детей, которые любят морковь, сажали с детьми, которые любят фасоль. Через 4 дня менялись вкусовые предпочтения.

Как мы с вами можем использовать этот вывод?

2. Влияние зрительного обучения.

Детям, отказавшимся есть определенные фрукты и овощи, демонстрировали фильм, в котором старшие дети ели эту пищу с большим удовольствием и показывали, что это очень вкусная еда. После просмотра фильма большинство детей стали есть овощи и фрукты, подражая героям видеоролика.

3. Влияние рекламы на выбор еды. Чем больше времени дети смотрят телевизор, тем чаще они одолевают родителей просьбами приобрести им еду, которую они видят на экране. (Конфеты, шоколад, чипсы, фаст-фуд).

4. Неофобия – боязнь употребления в пищу новых продуктов и блюд. Неофобия – естественный защитный механизм. Этот механизм существует с рождения и в норме, значительно ослабевая, переходит во взрослую жизнь. Пик неофобии приходится на 2 – 6 лет, а к подростковому возрасту она значительно уменьшается, уступая место экспериментированию с новыми продуктами, напитками, табачными изделиями. Мальчики более избирательны в еде, чем девочки, но как избирательность в еде связана с полом ребенка, пока не известно.

Для преодоления неофобии детям обычно необходимо около 15 проб нового блюда. Неофобия связана с тем, покупают ли данные продукты родители ребенка, и способен ли он их назвать.

Как мы с вами можем использовать этот вывод? (Необходимо называть блюдо, рассказывать из каких продуктов оно состоит. Приучать детей к «непопулярным» продуктам следует, давая небольшие порции. Называть чем было это блюдо до того, как попало в тарелку, как оно выросло, перерабатывалось и т. д. В таком контексте следует обсуждать пищу растительного происхождения, а не животного. Это способствует повышению доверия и вероятности употребления его в пищу. Желательно подачу каждого блюда сопровождать «сообщением» о том, как надо правильно его есть. В чем его основная польза, кто его любит и т. д., выражать уверенность, что все дети хорошо справятся с ним и оценивать результат.

Рекомендации

по психологическим аспектам организации питания в ДОУ.

Так как дети большую часть дня проводят в ДОУ, то основная нагрузка по их кормлению лежит на сотрудниках ДОУ. Вот некоторые рекомендации, которые помогут воспитателям упростить данный процесс и сделают его приятным:

1. Приход ребенка в детский коллектив почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями.

В первые дни пребывания нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если он не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время кормите его, даже если остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае не заставляйте – это усилит отрицательное отношение к коллективу.

2. Важно довести до сведения родителей, что не следует кормить ребенка завтраком до прихода в детский сад.

Это снижает аппетит и способствует формированию отрицательного отношения к употреблению пищи.

3. Хорошо, если воспитатели будут есть, вместе с детьми.

Дети склонны копировать поведение взрослых, поэтому важно, чтобы они видели, что их воспитатель с удовольствием ест пищу, которую предлагают им.

4. Вводить новые блюда в рацион детей нужно в игровой форме.

В связи с этим интересны такие приемы, как: загадывание детям загадок о продуктах, беседы-рассуждения, введение ребенка в проблемную ситуацию, в которой он должен сделать самостоятельный выбор.

Педагогу необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Эти рассказы должны быть краткими, простыми и яркими, например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (кефир, творог, рыба) помогло вам». «На прогулке вы бегали очень хорошо – это все овсяная каша». «Съедим салат из свеклы, и ваши щеки будут красивыми, румяными» и т. д.

Дети дошкольного возраста впечатлительны, чрезвычайно доверчивы и внушаемы. Поэтому если взрослые допускают при ребенке частые разговоры о том, «что он ничего не ест, мало ест», «привередлив в еде», сами подают пример излишней, чрезмерной разборчивости в пище – это отрицательно влияет на аппетит ребенка.

Оформление блюда – очень важно для дошкольника. Его интересует не только, что он ест, но и как выглядит пища. Как она подана, сколько ее, насколько она ароматна и т. д. Он весьма чутко прислушивается не только к разговорам взрослых о тех или иных блюдах, но и к мнению своих сверстников, поэтому никогда, ни в детском саду, ни дома, взрослый не должен позволять себе выражать вслух негативное отношение к продуктам питания. Еда должна быть не только вкусной, но и аппетитной, внешне привлекательной.

Своевременная и постепенная подача пищи на стол.

Важным фактором обеспечения психофизиологических условий приема пищи является своевременная подача пищи и постепенная смена блюд - смену блюд следует производить после того, как ребенок съест предыдущее блюдо. Не следует спешить - ребенок может немного подождать и это даже хорошо: быстрая еда, плохо прожеванная пища, искажает ощущения насыщения и в итоге, плохо влияют на здоровье.

Цветовое оформление стола.

Психологи советуют, что цветовое оформление стола желательно соотносить с временем года, эмоциональным состоянием детей, видом самого застолья (праздничный стол, день рождения, и т. д.) Например, весной, стол может быть выдержан в желтом, розовом, белом, зеленом тонах.

Желтый цвет активизирует, а следовательно, способствует общению сидящих за столом. Розовый цвет - настраивает на спокойный лад, расслабляет. Зеленый цвет успокаивает. Однако сам по себе он скучен. Его необходимо дополнять: пусть это будет хотя бы маленький букет весенних цветов.

Летний стол должен быть разноцветным и жизнерадостным. Стол следует декорировать голубым и бирюзовым цветами. Цвет воды и неба вызывает ощущение широты, ясности, свежести. В жаркий летний день голубой цвет дает ощущение прохлады, а бирюзовый - еще и возбуждает аппетит.

Осенью, когда особенно хочется тепла и уюта, и накрытый стол должен действовать успокаивающе, подходят такие тона: охра, болотный, коричневый, беж. Это цвета земли, они излучают тепло, успокаивают, прогоняют плохое настроение.

Зимой, чем сильнее непогода, тем праздничнее должен быть стол. Если ландшафт серый или белый, желательно избегать этих оттенков за столом. Лучше использовать тона, которые излучают тепло. Это, прежде всего пурпур - цвет великолепия и праздника. Красный цвет возбуждает. Еще в древности он считался символом жизненной силы и любви.

В сервировке стола цветовая гамма – одно из важнейших моментов, пренебрегать, которыми нельзя. При подборе посуды следует учитывать, как она будет сочетаться со скатертью, а при подборе скатерти - какая посуда имеется в наличии.

5. Воспитателям ДОУ не следует, заставлять ребенка есть или доедать.

Вредны уговоры, запугивания, обещания типа: «Если поешь, дам.», «Ешь, а то Маша съест», «Не будешь есть, не пойдешь на прогулку», а также отвлечения на игрушки, игры, используемые с одной целью - чтобы ребенок съел всю порцию.

Ребенок не всегда (в силу возраста, особенностей стиля нашего с ним взаимодействия) может сказать «не хочу». Но при этом он подает нам явные сигналы: отворачивается, делает вид, что у него другие важные занятия, разбрызгивает содержимое ложки, играет с едой.

Уже во взрослом возрасте, кто-то из нас «малоежка», кто-то не знает чувства насыщения, от того, что в детстве нас кормили насильно. (Нарушено пищевое поведение). Единственно правильная тактика поведения – не настаивать на том, чтобы ребенок съел всю порцию, если ему не хочется. Максимум, что мы можем себе позволить, это уговорить ребенка взять первую ложку. Ведь иногда ребенок отворачивается от еды, не зная, что ему предлагают.

У ребенка аппетит может пропасть из-за отрицательных эмоций во время еды.

Это могут быть боли в животе, это могут быть ссоры или наказания перед едой или непосредственно за обеденным столом. Например, ребенок опоздал к столу, получил замечание, иногда нам этого кажется недостаточно, начинаем это бурно обсуждать. Сидит ребенок за столом, и крупные слезы падают в тарелку, и нет, чтобы взрослым остановиться. Начинается второй шквал возмущения, уже по поводу того, что он не ест. Возникает стойкая анорексия (отсутствие аппетита).

Вред и страдания ребенка при насильном кормлении неизмеримо больше, чем, например, от разбитой коленки, которую помажут зеленкой, и она через 5—10 минут заживает.

Людмила Каневская, прекрасный врач и ученый, показала в своей докторской диссертации, что часто повторяющиеся отрицательные эмоции в детстве могут способствовать возникновению у детей инфаркта миокарда, когда они станут взрослыми.

Дело в том, что отрицательные эмоции вызывают спазмы кровеносных сосудов, в том числе и коронарных сосудов, доставляющих кислород и питательные вещества к сердцу. Я не знаю в жизни детей больше таких систематически повторяющихся отрицательных эмоций (если не считать семей, где пьют, дерутся и пр., как муки за столом и муки за пианино.

Другой ученый установил связь между насильным кормлением в детстве и раком желудка во взрослом состоянии. Частое торможение выделения желудочного сока во время приема пищи фиксируется нервной системой и, в конце концов, развивается воспаление слизистой желудка с нулевой кислотностью желудочного сока, которое считается предраковым заболеванием.

Поэтому, прежде всего ребенок не должен чувствовать волнения взрослых по поводу того, что он не ест, не должен видеть и тени беспокойства на их лицах. Надо прекратить всяческие разговоры в присутствии ребенка о том, что он не ест, а также перестать, без конца напоминать: «Ешь, ну, пожалуйста, ешь!» Или спрашивать: «Почему ты не ешь?» Или угрожать: «Не съешь — не пойдешь гулять», «Не съешь — поставлю в угол».

Надо в определенный час (завтрака, обеда или ужина) спокойно пригласить ребенка к столу вместе с другими детьми. Если ребенок не ест или отвечает: «Не хочу» — предложить попробовать блюдо еще через 20 минут, когда уже все кончат есть. Не хочет — пригласить только к следующему приему пищи (через 2,5—4 часа).

Если ребенок сел за стол, поковырял ложкой или вилкой в тарелке и отвернулся, надо с невозмутимым видом убрать почти нетронутую тарелку, как будто, так и надо.

Еще никто с голоду не умирал по причине отсутствия аппетита. Количество требуемой организмом ребенка пищи, склонность к худобе или полноте (если ребенок не болен) могут зависеть от индивидуальной интенсивности обмена веществ (преобладание расщепления или усвоения пищи, деятельности желез внутренней секреции.

Дети, которых систематически кормят насильно, могут отреагировать пищевыми неврозами, непереносимостью рядом продуктов. В будущем такие дети нередко страдают негативизмом и зависимостями. Вряд ли все это сделает ребенка здоровее и счастливее.

Принудительный откорм животных для набора ими веса является широко распространённой практикой — ей подвергаются верблюды, телята, куры и так далее. Особенно сильному откорму подвергаются утки и гуси, разводимые для производства фуа-гра — увеличенной печени. В настоящее время в разных странах существуют тенденции к запрещению насильственного откорма животных как практики, причиняющей страдания. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

Ребенок, который терпеть не может определенную пищу, чувствует к ней отвращение, провоцирующее рвоту. Если ребенка наказывают и заставляют, есть неприятную ему пищу, то происходит следующее:

• Он подавляет отвращение, начинает быстро заглатывать еду (с тем, чтобы избежать отвратительного вкуса) и пытается, со временем все более и более успешно, вообще ничего не почувствовать. Так у него развивается отсутствие вкуса, оральная фригидность. Оральная фригидность («онемение вкуса», потеря аппетита) играет значительную роль в нарушении развития "Я". Она препятствует появлению переживания наслаждения, равно как и отвращения. Таким образом, если ребенка заставляют, есть то, что ему не нравится, впоследствии, он становится безразличным, равнодушным, неразборчивым в отношениях с другими людьми.

• Ребенок пассивно сопротивляется. Дети плотно закрывают рот, когда их просят съесть что-нибудь невкусное, или закрывают уши руками, когда не хотят слушать. Это происходит снова и снова. В психической сфере возникает сдерживание контакта при общении. Это игнорирование присутствия других; блуждание мыслей; вежливое, но безразличное слушание; притворный интерес; навязчивая склонность противоречить. В повседневной жизни часто можно услышать следующее замечание: «Что вы сказали? Я о чем-то задумался! Пожалуйста, повторите еще раз».

Кормление ребенка, когда он не хочет и тем, что он хочет, является и воспринимается ребенком как насилие.

6. Не надо сажать детей во время приема пищи спиной к двери.

Такое положение в пространстве способствует появлению тревожности. Потребность в безопасности - это главная, базовая потребность, и от ее удовлетворения зависят все остальные, в том числе и потребность в пище. Кроме того, тревожность снижает аппетит.

7. Крайне отрицательно влияют на аппетит, формирование вкусовых привычек грубые замечания, одергивания.

Например: «Не чавкай», «Как ты держишь вилку!», «Не кроши», «У тебя не руки,

а крюки» и т. д. Если ребенок неправильно держит вилку, дружелюбно, мягко поправьте его, вполголоса комментируя свои действия, и в заключение обязательно похвалите.

8. Приятная музыка, которая нравится детям, также способствует повышению аппетита.

Музыка не должна быть очень быстрой и громкой, чтобы не отвлекать на себя все внимание ребенка. Во время приема пищи оно должно быть сосредоточено на еде.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учрежденииФотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учреждении Фотоотчёт " Окна Победы" в дошкольном учреждении. Завтра, первого мая, стартует всероссийская акция «Окна Победы», которая проходит в.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении»Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим, одним из приоритетных.

Консультация для воспитателей «Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Ведущий вид деятельности дошкольника – ИГРА. В сюжетно-ролевой игре отображается представление дошкольника об окружающем мире, профессиональных.

Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения для младших школьников Автор: Цветкова Татьяна Евгеньевна. Тема методического материала: Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические аспекты организации питания в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 23 марта 2022 в 14:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД