Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Работа детей средней группы в паре: развивающие возможности методики в контексте ФГОС до«

Ирина Огородник
Консультация для педагогов «Работа детей средней группы в паре: развивающие возможности методики в контексте ФГОС до«

Реализация федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования преду сматривает осмыслениеи выбор педагогами

конкретных методик

образовательной деятельности B ДОО для эффективного решения

сформулированных

в нем задач

Предлагаю вам рассмотреть развивающие возможности методики работы детей

в паре в контексте фГОС ДО и теоретическое обоснование влияния работы в паре на

Публикация «Консультация для педагогов „Работа детей средней группы в паре: развивающие возможности методики в контексте ФГОС ДО„» размещена в разделах

развитии саморегуляции и самоконтроля ребенка,

Смысл методики

работы детей

паре состоит B Том, чТо задание

получает

не

каждый ребёнок группы в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его

выполнить совместно. Развивающие

зможности

этой

методики

при определенных

условиях состоят в развитии у детей саморегуляции и умения взаимодействовать в

паре.

Центральным компонентом развития умения взаимодействовать в паре является

умение договариваться. Отметим, что среди целевых ориентиров на этапе завершения

дошкольного образования во ФГОС ДО обозначено, что ребенок «активно

взаимодействует со сверстниками и взрослыми. способен договариваться, учитывать

интересы и чувства других».

Суть

умения

договариваться

состоит

m

движении

от

простого

получения

позитивного опыта

работы в

паре под руководством взрослого к готовности к

самостоятельному договору детей о том, кто, что и каким образом будет делать

Рассмотрим этот этап более подробно:

Первый этап этого развития приходится на средний возраст (4-5 лет). В этот

период воспитанники должны получить позитивный опыт работы в паре и группе

сверстников под руководством педагога.

Для дошкольника средством овладения собственным поведением может бытьи

действие

по образцу (правилу, примеру, данному в образной форме

Например, детям

паре даётся

задание

выложить

пирамидку из

палочек Кюизенера, соблюдая размер

Задание даётся обоим

Работу

детям.

детей

на

данном

этапе

можно

организовать

по

системе

«действующий-проверяющий».

«Действующий» ребёнок

будет

выполнять задание,

вести

наблюдение

а «проверяющий»

и

оценивать

правильность выполнения задания, при

необходимости указывать на ошибки и

обсуждать их

«Дейсгвующий»

«действующим».

ребёнок

исправляет

ошибки,

«проверяющий»

сообщает

педагогу

том, что их задание выполнено. Затем дети меняются ролями,

При такой организации работы в паре, ребенку находящемуся в игровой роли

«проверяющего», предоставляется вначале в речи взрослого сам «образ действия» (что

ему нужно будет сделать). Далее он делает это, получая опыт развернутой и внешне

выраженной и распределенной деятельности контроля, Этот опыт «образа действия»на следующем этапе работы в паре, когда ребенок будет в роли «действующего»

выступит ориентиром того, чТо

ему нужно будет делать, чтобы проверить себя, т. е.

послужит основой самоконтроля. Так будут создаваться условия для перехода внешне

выраженной формы деятельности во внутреннюю, интериоризованную форму

самоконтроля.

Ребенок,получивший на первом этапе роль «действующего», также слышит

«образ действия» для «проверяюшего» и сразу может применить егодля

самоконтроля. Обсуждая далее с «проверяющим» свои ошибки, он получает опыт

внешне выраженной деятельности контроля. Если ребенок несколько раз побывает

в одной и другой роли, то будут созданы благоприятные условия для развития у него

самоконтроля как важнейшего элемента саморегуляции.

То, что для дошкольника 4-5 лет контроль поведения другого ребенка

и готовностЬ

к самоконтролю

актуальная

задача

возрастного

развития,

подтверждает

классическое

исследование

освоения

правил

поведения

детьми

дошкольного возраста, проведенное В. А. Горбачевой Оно показало, что дети 3-4 лет

уже осознают следование или нарушение правила сверстником, не осознается вовсе

или осознается труднее соответствие правилу собственного поведения. В возрасте 5

лет дошкольники начинают осознавать, соответствует их поведение правилу или нет

Методика работы в паре облегчает это осознание соответствия собственного

поведения правилу или задаче

Еще одна развивающая

возможность методики работы детей

в паре состоит

в том, что она является гармоничным средством «объединения обучения и воспитания

в целостный

образовательный

процесс

на основе

духовно-нравственных

и социокультурных ценностей

и принятых в обществе правил и норм поведения

в интересах человека, семьи, общества» (подп. 5 п. 1.6 ФГОС ДО). Взаимодействуя

в паре,

ребенок

не только

обучается

накапливает

представления

об окружающем

мире,

но получает

важный

социальный

опыт,

осваивает

социальные

ценности

и нормы, у него развиваются социальные чувства и навыки поведения

Рассмотрим особенности методики работы в паре, обеспечивающие развитие у детей самоконтроля. В первую очередь это мотивирование летей на работу в паре. Педагог объясняет

работая

паре, когда один

ребенок

выполняет, a другой

проверяет, позволиТ

чТо,

им более правильно выполнить задание, исправить, если нужно, свои ошибки

Следующей

особенностью

подробная,

является

пошаговая

инстру кция

«проверяющему», которую слышит и «действующий»

Также данная методика предусматривает оказание педагогом помощи детям

в процессе работы в парах посредством вопросов по пунктам проверки. Воспитатель

поддерживает правильное выполнение задания с указанием на то, что успех достигнут

благодаря хорошей проверке парой выполнения задания

К особенностям методики следует отнести смену ролей в паре для выполнения

нового задания, работа в котором осуществляется аналогично, и проведение педагогом

анализа индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности у них

контроля и самоконтроля

Хорошо, завершить занятие заданием для пар детей на креативность

и творчество. Это поддержит баланс между «контролирующими» взаимоотношениями

между

детьми

и отношениями.

направленными

на совместный

поиска

нового,

оригинального, на создание совместного продукта,

в котором воплощены идеи

каждого ребенка,

Таким образом, методика работы дошкольников в паре является необходимым

и гармоничным

средством

реализации

задач

ФГОС

ДО и должна

занимать

соответствующее место в методическом обеспечении образовательной деятельности

в ДОО.

детей самоконтроля

Орг

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Консультация для педагогов «Скрытые возможности игры в домино для детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Скрытые возможности игры в домино для детей дошкольного возраста» Любимая игра многих детей - "Домино". Незатейливое с виду, будь то ягодки или животные, знакомые герои из мультиков, цифры или точки,.

«Возможности конструкта LEGO». Консультация для педагогов и родителей«Возможности конструкта LEGO». Консультация для педагогов и родителей Конструкторы LEGO предоставляют широкие возможности для творчества и развития моторики у детей и взрослых. С их помощью можно создавать.

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Работа детей средней группы в паре: развивающие возможности методики в контексте ФГОС до«
Опубликовано: 6 апреля 2025 в 07:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Работа детей средней группы в паре: развивающие возможности методики в контексте ФГОС до«» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Огородник (УИ 765950) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных