Приложение МААМ

Консультация для педагогов Развитие связной речи детей 5–6 лет в экспериментально-поисковой деятельности

Елена Татаурова
Консультация для педагогов Развитие связной речи детей 5–6 лет в экспериментально-поисковой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

1. Система дошкольного образования переходит на новый этап – введение ФГОС дошкольного образования.

В настоящее время в ФГОС заданы ориентиры развития системы дошкольного образования и вносится ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

Особое внимание в контексте ФГОС обращается на личность ребенка, на неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность.

Публикация «Консультация для педагогов Развитие связной речи детей 5–6 лет в экспериментально-поисковой деятельности» размещена в разделах

2. Активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Важно, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять в жизни.

Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу, хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить».

Научив дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знания в действии.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

3. Реализация системно-деятельностного подхода по теме «Ужасно интересно все то, что неизвестно» повышает познавательную активность ребенка, способствующую открытию и познанию окружающего мира. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Правильно организованная деятельность развивает логическое мышление, умение выбирать нужные знания, сравнивать и анализировать. Опыты имеют большое значение для осознания причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

4. Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют расширить практические знания детей по каждой лексической теме, конкретизировать эти знания. Дети манипулируют предметами, отвечают на поставленный вопрос, делают самостоятельные выводы, находят решения проблемы, совершают открытия.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но и сделает сам. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизвестное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – дает возможность самовыражения ребенка.

5. В процессе эксперимента развивается речь, что является главной задачей педагогов в работе с детьми, у которых наблюдается отставание в речевом развитии. Во время занятий по экспериментальной деятельности происходит обогащение, активизация и актуализация словаря дошкольника (предметного, глагольного, признаков, наречий, ассоциативное и практическое связывание слова с характерными признаками предмета, дифференциация этих характеристик. Понятийный словарь, формируется в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь.

Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи : согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов. Эти грамматические конструкции ребенок усваивает на практике, в момент манипулирования предметами, что позволяет в дальнейшем быстрее находить языковые закономерности и овладевать ими.

6. На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий нужно суметь выбрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий как раз и происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и высказывать собственные действия, суждения, умозаключения.

Развивается и диалогическая речь: совместное наблюдение за природными явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями. Наблюдается стойкий эмоциональный подъем. Дети долго вспоминают все происходящие, рассказывают об эксперименте. С нетерпением ждут новые исследования. В этот момент возникает свободное общение между ребенком и взрослым. Это можно использовать для автоматизации звуков, что дает лучшие результаты, чем использование традиционных приемов, так как автоматизация звука в связной речи усложняется дополнительной задачей (постановкой гипотезы, поиском доказательств).

7. Формирование познавательной мотивации и активности у дошкольника, привитие вкуса к собственным открытиям в познании окружающего мира – главные цели системы работы с детьми, исходя из которых, были поставлены следующие задачи:

• Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.

Развивать креативность, подвижность, вариативность и гибкость мышления, умение находить решения поставленных задач.

• Учить находить причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности.

• Обогащать, активизировать и актуализировать словарь, формировать грамматический строй речи.

Развивать связную речь – монологическую и диалогическую.

• Воспитывать самостоятельность и активность, уверенность в собственных силах.

8. Способы мотивации детей к деятельности

• Создание игровой проблемной ситуации

• Сюрпризные моменты

• Проблемные вопросы

Экспериментирование и опыты

• Обращение к опыту детей

• Использование сказочных персонажей.

10. Ожидаемый результат.

• Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

• Ребенок может отвечать на поставленный вопрос, делает самостоятельные выводы, находить решение проблемы, совершать открытия.

• Ребенок способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

• Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовать способы решения задач (проблем).

• Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

• Ребенок адекватно владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие речи и коммуникативных навыков в театрально-игровой деятельности» Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься. Цель: Повышение компетентности педагогов, как театральная.

Консультация для педагогов «Развитие социальной уверенности у детей в процессе игровой деятельности» Дошкольное детство – это очень важный период становления личности ребенка. Социально неуверенные дети- не умеют взаимодействовать гармонично.

Консультация для родителей и педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Связная речь - развёрнутое изложение мыслей,.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у дошкольников» Связная речь представляет собой развернутое, законченное, грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных.

Консультация «Развитие связной речи у детей средствами театрализованной деятельности» Развитие связной речи у детей через театрализованную деятельность: · Во второй младшей группе; · В средней группе; · В старшей группе; ·.

Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация) Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи. В логопедии под ОНР (у детей с нормальным.

Педсовет на тему «Развитие связной речи в различных видах деятельности» Цель: Воспитание познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности. Задачи: 1. Определить основные направления логоритмического влияния.

Проект «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками» Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Развитие связной речи детей 5–6 лет в экспериментально-поисковой деятельности Система дошкольного образования переходит на новый этап – введение ФГОС дошкольного образования. В настоящее время в проекте ФГОС заданы.

Развитие связной речи дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые влияют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов Развитие связной речи детей 5–6 лет в экспериментально-поисковой деятельности
Опубликовано: 13 сентября 2016 в 19:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов Развитие связной речи детей 5–6 лет в экспериментально-поисковой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Татаурова (УИ 668835) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД