Венера Азнабаева
Консультация для педагогов «Телесно-ориентированные методы в психокоррекционной работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Телесно-ориентированные методы в психокоррекционной
работе с детьми»
План:
1. Актуальность.
2. Ориентирование в схеме тела.
3. Тело в контакте.
4. Эмоциональная сфера.
5. Речь как основа и показатель совершенства.
1. Актуальность.
Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).
Публикация «Консультация для педагогов „Телесно-ориентированные методы в психокоррекционной работе с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи. Если ребёнок не может подражать взрослому в упражнениях на крупную моторику, то ему трудно выполнить с логопедом задания, где участвуют более тонкие движения мимических мышц, языка, губ. Не говоря о таком тонком процессе как дыхание (а ведь именно на выдохе мы говорим) и ребёнок с речевым нарушением, а особенно заикающий должен это чувствовать.
Включение телесно-ориентированных техник позволяет корректировать и психомоторную функцию, и эмоциональное состояние и поведенческие нарушения.
Ведь физика нашего тела – это зона доступного, понятного контроля. Когда ребёнок научится контролировать эмоции, затем поведение – а это контроль, на этом фундаменте легче строить обучающие занятия.
Методы, которые будут предложены в консультации могут быть использованы как в работе с детьми, так и со взрослыми.
2. Ориентирование в схеме тела.
Упражнение «Солнечный лучик»
Цель: Ознакомление детей со строением и основными частями тела с использованием собственного тактильного контакта.
Ход.
Механизм этого упражнения основан на принципе: куда идёт мысль, туда и направляется энергия. Поэтому дети быстро устают на занятиях, где нужно долго слушать, сидеть, выполнять учебные задания, то есть направлять внимание не на себя, а на другой объект. И упражнения типа «солнечный лучик» помогают быстро восстановить энергетический потенциал.
Суть упражнения в том, что взрослый проговаривает текст, называя участки всего тела. Например: ребятки, к вам пришёл солнечный зайчик, он скользнул на щёчки (дети гладят называемый участок, носик, ушки, грудь, ручки, ножки, спинку и т. д.
3. Тело в контакте.
Упражнение «Расслабляющие растяжки»
Цель: осознание телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установление различных способов контакта.
Ход.
С помощью этого метода можно косвенно воздействовать на мышцы лица, вызывая непроизвольно выражение покоя и удовольствия. Можно предложить родителям на родительском собрании.
Общие правила расслабляющих растяжек:
- не делать, если части тела очень чувствительны и легко повреждаемые; имеются острые заболевания; недавно перенёс операцию; беременность.
- не массировать кости и позвоночник, не касаться открытых ран, инфицированных участков, волдырей, родинок;
- избегать избыточного давления на колени;
- сильно не давить на уставшие мышцы, акупрессурное воздействие на лимфатические железы.
4. Эмоциональная сфера.
В норме с возрастом у ребёнка возрастает способность осознавать и контролировать свои эмоции. Однако сама по себе эмоциональная сфера ребёнка качественно не развивается – её необходимо развивать.
а) Упражнение «Арт. терапия».
Цель: Развитие самоконтроля за эмоциональными проявлениями, приятие собственных эмоциональных реакций и способов реагирования.
Ход.
Вспомните, ситуацию, в которой вы не смогли поступить так как вам хотелось бы, вспомните эмоцию, возникшую при этом. Вы можете нарисовать или эту эмоцию, или своё неотреогированное настроение, или ситуацию которая разрешилась так как вы хотели бы. В конце рисования необходимо рисунок порвать.
б) Упражнение «Баланс»
Цель: Уравновешивание нервной системы.
Ход.
Дети с удовольствием выполняют упражнения на баланс. При этом все упражнения на равновесие успокаивают нервную систему.
«Ласточка», «Баланс на носочках», «Удержи мешочек на ноге», «Пронеси мешочек на голове», «Ножка вперёд (назад, вбок)».
в) Запрет на телевизионные, агрессивные фильмы.
г) Дыхание: попеременное дыхание правой и левой ноздрёй.
д) В аудиоформате есть техника для взрослых О. Гадецкого «Работа с обидами».
е) упражнение «Шарик».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход.
Надо надувать шарик представляя, что в него вдувается своя обида или другие негативные эмоция. Взрослый говорит: ваши обиды пропадут, когда шарик сдуется.
5. Речь как основа и показатель совершенства.
Тезисы:
- когда человек много говорит, особенно если он критикует, осуждает, матерится – расходуется энергия;
- для человека важно научиться говорить правду приятными словами;
- если мы кого-то критикуем, то мы берём его плохие черты себе, а также берём качества той личности, которую хвалим. Поэтому детям полезно читать сказки о хороших героях. А взрослым предложить провести эксперимент: один день никого не критиковать.
- важно научиться принимать критику, чем ниже уровень человека, тем больше оправданий вы от него услышите, чем спокойнее выслушивает критику – тем выше уровень развития.
- правило разумной речи – перед тем как сказать резкое, досчитайте до 10. в жизнеописании великих людей говориться, что они никогда не отвечали сразу на обвинение и старались не говорить в гневе.
- важное правило – избавиться от претензий. Первый шаг это благодарность. В этом мире мало кто кого благодарит. В основном все высказывают претензии. Давайте в конце нашей встречи поблагодарим свою соседку, найдём за что её можно поблагодарить.
Упражнение «поблагодарите друг друга …».