МААМ-картинки

Консультация для родителей «Экскурсия как особая форма воспитания и обучения детей» для старшего дошкольного возраста

Анна Спивак
Консультация для родителей «Экскурсия как особая форма воспитания и обучения детей» для старшего дошкольного возраста

Экскурсия как особая форма

воспитания и обучения детей

старшего дошкольного возраста

Материал подготовлен

воспитателем старшей группы

МБДОУ № 12 Спивак А. В.

Со временем человечество накопило богатый опыт обучения и воспитания подрастающего поколения. Большую лепту в этот процесс внесли такие педагоги, как Я. А. Коменский, заложивший основы теории обучения, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт, К. Д. Ушинский, Д. Дьюи и многие другие.

Публикация «Консультация для родителей „Экскурсия как особая форма воспитания и обучения детей“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Все они пришли к выводу, что воспитание и обучение детей дошкольного возраста - целостный единый педагогический процесс, направленный на решение задач разностороннего развития ребенка. А экскурсии, прогулки дают возможность в естественной обстановке знакомить дошкольников с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Во время экскурсий дети начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.

Правильно организованная экскурсия укрепляет здоровье детей, совершенствует физическое развитие, развивает познавательные интересы, воспитывает устойчивое внимание, наблюдательность, формирует способность к анализу и синтезу, совершенствует все стороны речи

На основе расширения знаний об окружающем воспитываются патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине.

Для решения вышеперечисленных задач немаловажную роль играет выбор маршрута экскурсии. Это могут быть и культурные объекты (библиотека, театр, концертный зал, музей и др., и природные ландшафты (парк, сквер, река, канал и др., производственные заведения (ателье, мастерские) и т. д. Родители должны обеспечить непосредственное знакомство детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохозяйственного и другого труда, характерными для той местности, где они проживают. Учет краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания экскурсий обеспечивает наглядность, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления создает благоприятные условия для развития познавательных интересов.

При планировании системы экскурсий нужно иметь в виду следующее:

- экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, что диктуется особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности, познавательных интересов;

- для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте или явлении проводятся повторные экскурсии. Повторные экскурсии раскрывают перед ребенком изменения, новые качества и свойства в том объекте, явлении, который он наблюдал на предыдущей экскурсии. Целесообразно намечать повторные экскурсии на тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;

- на каждой экскурсии образовательные и воспитательные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно планировать объем знаний и умений; продумывать, какие чувства, отношения, нравственные качества, эстетические переживания будут активизированы.

В силу того, что не каждый родитель имеет педагогическое образование, целесообразно проконсультироваться с педагогами детского дошкольного учреждения, который посещает дошкольник. Здесь им будет обязательно оказана помощь, дана консультация относительно всех вопросов, которые могут возникнуть при организации экскурсии, прогулки.

Экскурсия имеет определенные структурные части, неразрывно связанные между собой: подготовительный этап, ход экскурсии, последующая после экскурсионная работа.

Подготовка детей к предстоящей экскурсии необходима в силу того, что ее результаты во многом зависят от психологической установки, которая создается у детей на подготовительном этапе экскурсии. Для этого используются такие педагогические приемы и средства:

- сообщение новых, интересных для детей сведений о предметах и явлениях, с которыми им предстоит встретиться на экскурсии (о маскирующей окраске животных, об электричестве, которое приводит в движение не только домашнюю технику, но и транспортные средства - троллейбус, трамвай);

- актуализация опыта детей;

- использование произведений искусства (художественная литература,

репродукции картин, музыка, песни) с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка, так как это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие.

В ходе самой экскурсии используются различные методы обучения и воспитания, но ведущим является наблюдение. Сначала детям предоставляется возможность познакомиться с объектом в целом. Непосредственное восприятие можно усилить художественным словом: сами родители или ребенок по просьбе родителей могут прочитать стихотворение (отрывок). От целостного восприятия объекта (явления) нужно вести дошкольника к его анализу, что дает основу для углубленного познания. При этом используются вопросы разных типов:

- нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (как называется, какие части, какими обладает качествами, особенностями);

- активизирующие мышление, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения (для установления связей, отношений);

- стимулирующие деятельность воображения, побуждающие к творческому мышлению, к выводам, суждениям.

Пояснения на экскурсии должны касаться того, что дети непосредственно воспринимают, и быть краткими, точными.

На некоторых экскурсиях основным методом обучения становится беседа, например, с представителем профессии, с которой знакомят ребенка (работник почты, повар, продавец, библиотекарь, агроном, экскурсовод и др.). План беседы необходимо продумать заранее.

В процессе экскурсии важно поддерживать мыслительную активность детей. С этой целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: нужно поинтересоваться, что ребенок воспринимает, что его заинтересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.

В конце экскурсии (прогулки) подводится итог: что узнал, увидел. Можно предложить рассказать о том, что понравилось, что было особенно интересно. После экскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств, отношений, зародившихся на экскурсии. Для этого используются следующие приемы:

создаются наиболее благоприятные условия для обогащения словаря, пробуждения чувственного опыта ребенка. Ведь увеличивая словарный запас, ликвидируя разлад между образом предметов, увиденных на экскурсии и словом, намного сознательнее станет жизнь дошкольника, сколько неудобств будет устранено. Поясним на примере: так, мы можем горячо любить природу, знать, представлять каждое дерево местности, в которой мы живем, но назвать все деревья по имени мы не можем. И наоборот, мы знаем ряд имен, присвоенных деревьям; когда одно из этих имен нам встретится при чтении, мы знаем, что речь идет о дереве, а не о чем другом, а представить себе это дерево, найти его в лесу мы не сумеем. Большинством людей разнообразный мир животных, птиц, насекомых, растений и т. п. воспринимается в подобном разъединении представления предмета и обозначающего его слова.

Не объяснять надо ребенку, что то, или другое слово означает: словесное объяснение образа не создаст. Но, опираясь на чувственное восприятие, надо вызвать образ и к нему прикрепить слово. Культура наблюдения, обогащая дошкольника представлениями, попутно сознательно обогащает его лексикон, знакомит со словами полноценными, насыщенными конкретным содержанием.

Подводя итог, можно констатировать, что система специальных методических приемов, сочетающаяся с общеизвестными методическими рекомендациями об организации экскурсий как особой формы обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, способствует формированию познавательной деятельности, развитию речи, развивает словоохотливость, желание поделиться общими, по-разному воспринимаемыми впечатлениями. Правильно организованная экскурсия оттачивает точность наблюдения, увеличивает глубину восприятия, формирует интерес к экспериментированию и поисковой деятельности.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Мастерим открытку ко Дню Победы»Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Мастерим открытку ко Дню Победы» День Победы – самый памятный и торжественный из всех праздников в нашей стране. День Победы связал и объединил каждого из нас, объединил.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с праздником Ивана Купалы Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 "Теремок" г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Консультация для родителей «Любовь к животным как форма воспитания»Консультация для родителей «Любовь к животным как форма воспитания» Творятся в мире Чудеса - Сегодня днем Я встретил пса! Красивого, Огромного, Совсем-совсем Бездомного! И я привел его Домой, Кормил Вареной.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром»НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром» Задачи: Образовательные: -закреплять представления детей об осени, её характерных признаках, об осенних явлениях природы; -закреплять обобщающее.

Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. Консультация для педагогов Одной из задач, стоящих перед современном дошкольном образовании, является применение инновационных педагогических технологий. Перед педагогами.

Экскурсия как форма обучения детей с ОВЗЭкскурсия как форма обучения детей с ОВЗ Экскурсия – одна из форм обучения, которой в нашем детском саду уделяется большое внимание. Прежде всего, это обусловлено своеобразием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Экскурсия как особая форма воспитания и обучения детей» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 апреля 2022 в 18:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД