Папки-передвижки

Консультация для родителей «Что важно знать о кризисе трех лет»

Надежда Большанина
Консультация для родителей «Что важно знать о кризисе трех лет»

На протяжении жизни все мы не раз переживаем различные психологические кризисы — своеобразные ступени в своем развитии. Каждый из них может дать новый импульс, стать трамплином для дальнейшего формирования личности, а может и повернуть развитие вспять, лишить человека новых возможностей. Ребенок — не исключение: в раннем детстве ему суждено пережить несколько кризисов развития.

Публикация «Консультация для родителей „Что важно знать о кризисе трех лет“» размещена в разделах

В психологии рассматриваются 3 возрастных кризиса, которые переживает ребенок в дошкольном детстве: "кризис 1-го года" (новорожденности, "кризис 3-х лет" (переход от младенчества к дошкольному возрасту) и "кризис 7-ми лет" (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом).

«Кризис 3-х лет» - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка и взрослых. Этот период принято считать критическим, острым, но важным этапом в развитии самосознания ребенка. По Д. Б. Эльконину, «кризис 3-х лет» - это кризис выделения ребенком своего «я».

В этот период в поведении малыша начинает появляться целый комплекс явных изменений, от которых взрослые, особенно родители, могут прийти в отчаяние, так как ребенок становится неуправляемым, («его как будто подменили»).

Часто кризис начинается и протекает бурно: ребенок в одночасье становится неуправляемым. Но на самом деле так и должно быть.

Первым заметным признаком кризиса являются трудности взаимодействия с ребенком. Нарушается отлаженная система управления, стимулирования его поведения. В ней появляются сбои в форме протеста, неподчинения, капризов, своевольных выходок.

Резкое, казалось бы, ничем не обоснованное изменение в поведении ребенка — второй признак кризиса. У него появляются такие черты и особенности, которых раньше не наблюдалось. Они возникают как бы вдруг из ниоткуда. Прежде спокойный и покладистый ребенок вдруг становится возбудимым, капризным, требовательным. Демонстрация ребенком возрастающей самостоятельности и активности требует своевременной перестройки и от его близких.

Психологи характеризуют данный период как кризис социальных отношений, который связан со становлением самосознания ребенка.

A.C. Выготский в одной из своих лекций, посвященных "кризису 3-х лет", подробно охарактеризовал этот комплекс изменений, названных "Семизвездие симптомов ", включающих такие характеристики поведения ребенка как: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие ("я сам!", протест-бунт, обесценивание, деспотизм-ревность.

1. Негативизм — стремление сделать наоборот все, что предлагает взрослый, даже вопреки собственному желанию. Ребёнок может отказаться от прогулки, любимых сладостей, поступая наперекор своим собственным ощущениям и желаниям. Малыш отрицает всё, что предлагает ему взрослый.

2. Упрямство — ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого хочет, а потому, что он это уже потребовал. На самом-то деле он требует не чего-то конкретного, а чтобы с ним считались как с личностью. Он настаивает даже тогда, когда ему этого уже не хочется. Упрямство следует отличать от настойчивости. Например, ребёнок очень хочет получить игрушку и упорно добивается, чтобы ему ее дали, а получив, начинает действовать с ней, активно обследовать и играть, то это настойчивость.

3. Строптивость (от нем. trotz - «вопреки», «наперекор») — она направлена не против конкретного взрослого, а против всех норм воспитания, против привычных занятий и событий. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.

4. Своеволие — малыш стремится все делать сам, не терпит помощи со стороны взрослых. Эта возрастающая самостоятельность – важное завоевание, которое пока болезненно, но после кризиса примет нормальные формы. Взрослым при этом важно помнить, что нельзя противопоставлять упрямству и своеволию ребёнка свои упрямство и своеволие.

Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение.

5. Протест – бунт — ребенок находится в постоянном конфликте с окружающими, часто кричит, плачет. Это бунт против окружающих. Постоянно ссорится со всеми, ведет себя агрессивно: бросает мятую бумагу или кубики в пришедших гостей, на проявление внимания со стороны прежде любимой тети отвечает: «Уходи, ты плохая!» И т. п.

6. Обесценивание — он начинает ругаться плохими словами, может даже дразнить и обзывать родителей, отказывается играть с ними, резко меняет отношение к любимым игрушкам. Обесценивается всё то, что было привычно, интересно и дорого раньше.

7. Деспотизм — ревность - ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. Он придумывает тысячи способов, чтобы проявить свою власть. Ребёнок диктует всем свою волю и «находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними» (Л. С. Выготский). Проявляет ревность и агрессию к младшим и старшим членам семьи, требует постоянного внимания к себе.

Сталкиваясь с подобным поведением, родители по-разному на него реагируют: пытаются отвлечь, не обращать внимания, наказывают. Но практически все родители говорят о том, что перемены в поведении детей оказались для них полной неожиданностью, они «не узнают своего ребенка», его «будто подменили» и т. п. Родители испытывают чувство растерянности и недоумения, не понимают, что происходит с их ребенком.

Поговорим подробнее о реакции родителей. Какие типичные ошибки могут совершить родители в этот непростой для них период?

Итак:

1. Типичная ошибка родителей заключается в отсутствии у них твердой позиции, они не определили, чего именно требовать от ребенка. Часто разные члены семьи не могут договориться друг с другом, что создает дополнительные трудности в решении ситуации. Нехорош также подход, требующий от ребенка полного повиновения родителям и ломающий при этом его волю.

2. Вторая ошибка - неготовность к изменениям в поведении ребенка, отсутствие знаний об особенностях этого возраста, стремление сохранить свой родительский авторитет любой ценой или, наоборот, излишняя мягкость и уступчивость.

3. Плохими советчиками родителям становятся те родственники или специалисты, которые дают общие советы, не разбираясь в деталях ситуации; при этом советы могут быть противоположны — от «не обращай внимания» до «ломай и заставляй всегда делать по-своему».

4. Неуверенность мамы в своих силах, ее желание соответствовать всем противоречивым советам, метание из крайности в крайность создают неблагоприятные внешние условия и привносят еще больше путаницы.

5. К совершаемым родителями ошибочным действиям относятся напрасные наказания, обвинения и «срывы» на ребенка, непоследовательность в действиях: то настаивают, то уступают.

Так или иначе через кризисный возраст в том или ином виде проходят все дети. Когда родители узнают об этом, многие из них испытывают облегчение. Ведь поначалу всем кажется, что «все дети как дети» и только «в моего как бес вселился».

За проявлениями кризиса скрывается положительная тенденция в развитии ребенка. Если родители уважительно относятся к его мнению, дают возможность проявить самостоятельность при решении непринципиальных вопросов, положительно оценивают его личность, указывая на недостатки поведения, формируют уверенность в их любви и заботе, подбадривают при неудачах и ценят достижения, то кризис протекает сглажено и не вызывает проблем.

Правильные действия родителей подразумевают понимание поведения ребенка, смысла его поступков. Они опираются на четкую позицию родителей, определяющую, когда и на чем настаивать и с чем в поведении ребенка мириться. Если ребенок видит, что мама спокойна и тверда в своих действиях, он вскоре отступает.

Ваши реакции и всегда, и в этой ситуации — понимание, терпение, последовательность.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что необходимо знать родителям о речевом воспитании?» Что необходимо знать родителям в области речевого воспитания? Речь –сложнейшая психофизиологическая функция человека. Она условный знак.

«Как важно уделять внимание детям!» Консультация для родителей «Чтобы вырастить ребёнка счастливым, нужно тратить на него в два раза меньше денег и в два раза больше времени». Эстер Селсдон Я очень часто.

Консультация для родителей «Что должны знать родители о Федеральных государственных стандартах дошкольного образования» Что должны знать родители о Федеральных государственных стандартах дошкольного образования. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о прививках!» Консультация для родителей на тему : «Что нужно знать родителям о прививках».(в соответствии с темой календарного планирования на март месяц).

Консультация для родителей «Что важно знать о ребёнке третьего года жизни, чтобы понимать его?» Очень часто у родителей возникает такой вопрос. Маленький несмышлёныш ведёт себя так, что волей – неволей, ради его же собственного благополучия,.

Консультация для родителей «Что важно знать о ребенке трех лет, чтобы лучше понимать его» (О кризисе ребенка трех лет) Наконец-то вашему ребенку ровно три года. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает, разговаривает. Ему многое можно доверить, ваши требования.

Консультация для родителей «Игра — это важно»Консультация для родителей «Игра — это важно» Памятка для родителей «Игра – это важно» Чему обучается ребенок в игре? 1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.

Консультация для родителей «Заикание. Что должны знать родители о заикании» СПРАВКА Заикание - это мышечное явление, которое возникает из-за судорог в области голосовых связок или мышцах языка, губ либо дыхательного.

Проект «Знать об этом должен каждый, безопасность — это важно!» Тема однодневного проекта «Знать об этом должен каждый, безопасность - это важно!» Программное содержание: Закрепить знания детей по правилам.

Сборник стихотворений «Знать ребёнок должен каждый, безопасность — это важно!» «Знать ребёнок должен каждый, безопасность — это важно!» Правила безопасного поведения дома Если кто-то в дверь стучит, На вопрос «Кто там?»-молчит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Что важно знать о кризисе трех лет»
Опубликовано: 29 сентября 2015 в 10:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД