Светлана
Консультация для родителей «Готовим детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте.
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте,вплотную подводит его к серьезному этапу-овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст-эт возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.
Публикация «Консультация для родителей „Готовим детей к школе“» размещена в разделах
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии, четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание,знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки,глазомера, чувство ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.
Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо-сложные навыки,которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к серьезному последующему обучению и письму.
Многие важнейшие предпосылки успешного обучения грамоте закладывается в ходе естественного развития речи ребенка (в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями).
Становление предпосылок происходит в процессе кропотливой работы над всеми сторонам речи ребенка: при развитии речевого слуха (фонематического и фонетического) и чистого звукопроизношения, при формировании словаря и грамматического строя устной речи. В предшествующие годы данным составляющим речи было уделено много внимания.
В пять-шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии каждого ребенка, о и расширить круг умей и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной формы речи.
В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).
На этом этапе важно вновь вернутся к артикуляции звуков, уточнить их звучаие. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношении по звучанию. Упражнять детей в умении дифференцировать подобные звуки следует после знакомства с акустическими и артикуляционными особенностями. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.
Овладение четкой артикуляцией, умениями дифференцированно воспринимать звуки на слух, определять их место и последовательность в слове-важные моменты, способствующие успешному обучению, чтению и письму.
Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом, свободно. Произношение других звуков связанно с тем,что губы, язык, зубы образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха. Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных. Воспитатель вводит условные обозначения этих звуков: гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные-синим.
Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных и согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами-буквами. Буква демонстрируется в виде заглавной и строчной (большой и маленькой). В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта.
Изучение буквы в рамках подготовки к обучению грамоте предполагает восприятие и запоминание ее целостного образа. Особое внимание уделяется умению соотносить букву с соответствующим звуком.
Дети закрепляют образы букв, упражняются в их узнавании через выбор буквы из цепочки букв разной величины, цвета, материала; украшают буквы, вырезают их из различных печатных источников и т. п.
Дошкольники ищут образы знакомых букв в зашифрованных рисунках, что позволяет им дифференцировать похожие по изображению буквы.
Особое внимание уделяется формированию умению выделять отдельные части буквы (составляющие элементы). В мысленном плане и практическим путем дети учатся проводить анализ синтез частей, составляющих буквы. В процессе этой деятельности они учатся называть форму, величину каждого элемента буквы, ее местоположение, сравнивают между собой сходные буквы.
В содержание подготовки к обучению грамоте включено первоначальное ознакомление с предположением и словами. Сэда входят:составление нераспространенных и распространенных предложений, правильное и отчетливое их произнесение; разделение предложения на слова, последовательное выделение их их предложения; определение количества слов; умение слышать отдельные предложения в потоке речи:
Данная работа осуществляется разнообразными приемами. Наиболее эффективным является использование простых схем предложений. Каждое предложение выделяется из небольшого высказывания(2-3 предложения) и обозначается прямоугольником (полоской бумаги).
___
| |
|___|
Затем вычленяются отдельные слова. Они обозначаются короткими линиями, которые вписываются в прямоугольник.
___
| ___ ___ ___ ___ | | |
|___|
Наша Таня громко плачет.
Детям предлагаются задания на анализ готовых высказываний и предложений.
Они составляют предложения по заданным схемам, опорным словам. Активно
используется игровое упражнение "Живые лова".
Подготовка детей к обучению письму.
Письмо-сложный навык, и в полном объеме он не доступен ребенку -дошкольнику. Поэтому в детском саду проводится целенаправленная работа по подготовке к обучению письму. В нее включены:
1. Подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики; формирование умения правильно держать карандаш (ручку, фломастер);правильное распределение мышечной нагрузки руки).
Развитие мелкой моторики осуществляется на занятиях и в основном в свободной деятельности детей. Широко используется пальчиковые игры(3-4 раза в день,ручной труд.
Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный - сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.
Для формирования правильного захвата карандаша проводится игровая гимнастика для большого и указательного пальцев. Например:
a) Для большого пальца-упражнение "Скакалочка"
Дети сидят на стульчиках или стоят. Ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения. Крутить "скакалочку" нужно сначала в одну сторону, потом в другую. Дети сопровождают игру четверостишием:
Как у нашей Аллочки
Новая скакалочка.
Вертит быстро Аллочка
Ручки у скакалочки.
б) Для указательного пальца -упражнение "Складной ножичек"
Ребенок кладет указательный на край стола. Первая фаланга осторожно сгибается и ложится на стол. Вторая фаланга при этом находится перпендикулярно первой, а третья фаланга располагается параллельно первой.
в) Для большого и указательного пальцев -упражнение "Урожай".
Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.
Ненапряженные пальцы (большие и указательные) образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются. образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови.
При выполнении упражнения необходимо чередовать напряжение с расслаблением (репка-свекла-морковка-свекла-репка и т. п.)
Выполнение упражнения можно сопровождать следующими стихами:
Вырастала репка Корешочком удалась,
Желтая и крепкая. Поедим ее мы всласть.
Перед домом свекла И морковки урожай
Смотрит прямо в окна. Сладкой,сочной собирай.
Для многократного выполнения упражнения можно использовать стишок, позволяющий педагогу контролировать количество выполненных упражнений:
Эй ребята,не зевай! Здесь возьмем морковку,
Собираем урожай! За морковкой -свеклу,
С этой грядки-репку, А теперь - и репку,
С этой грядки-свеклу, Что сидит так крепко.
Здесь возьмем морковку. Положили? И опять
Положили? И опять Начинаем собирать.
Начинаем собирать.
Повторив упражнение необходимое количество раз, педагог заканчивает его следующими словами:
Хоть и пальчики устали,
Урожай мы весь собрали.
Для развития "содружества" пальцев (щепоти) используются упражнения с карандашом("Покрути карандаш двумя пальцами;тремя пальцами") и без карандаша ("Посолим суп", покорми цыплят").
Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение, быстрое чередование расслабления и силового напряжения. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.
Формирование правильного распределения мышечной нагрузки рук осуществляется :
в играх типа "Мозаика", "Конструктор";
при работе со штампами;
в ручном труде (например, работа с иголкой).
Причем во всех этих направлениях работы одновременно формируется навык работы тремя пальцами (щепоть).
2. Аналитико-синтетическая деятельность.
Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит
анализ и синтез только печатных букв (заглавных) .
Анализ включает в себя умение ребенка определять, сколько элементов в образе буквы и какие они. Например. , в печатной букве А три элемента-палочки:две длинные и одна короткая.
С помощью синтеза ребенок собирает целостный образ буквы из необходимых элементов.
Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов (елочка, снежинка, домик и др.)
3. Подготовка к технике письма (развитие пространственной ориентировки; написание горизонтальных линий слева направо и вертикальных линий сверху вниз).
4. Формирование элементарных графических умений (упражнения, подготавливающие к письму).
Каждое занятие включает в себя обязательный момент-подготовку к обучению письму, связанную работой с буквами. Последовательность работы в данной части занятия покажем на примере буквы Н.
1) Анализ образа буквы. воспитатель показывает вырезанную из бумаги букву. Спрашивает:
-Сколько элементов в букве (три). Какие элементы (палочки)
Всели палочки одинаковые (Нет. Две палочки длинные, а одна- короткая)
2) Анализ образа буквы. Воспитатель предлагает детям убедиться в правильности своих наблюдений. Детям раздают по одной букве, которую они разрезают ножницами на составляющие элементы. Вырезанные элементы дети выкладывают на столе. Воспитатель снова спрашивает детей, сколько элементов получилось и какие они.
3)Синтез образа буквы. Воспитатель предлагает собрать из образовавшихся элементов букву Н (по принципу работы с буквенным конструктором).
Примечание. Все элементы, полученные в процессе работы, ребенок складывает в конверт. Так постепенно создается буквенный конструктор.
4) Промежуточный тап (используется не всегда) Когда дет познакомились с несколькими буквами,можно предложит им задания на дифференциацию образов букв. Например: Сложить из получившихся элементов любую букву. Дети могут выложить буквы А,П,Н.
В конце учебного года воспитатель вместе с детьми рассматривает накопленные в процессе работы элементы букв и классифицирует их. На основании этого дети приходят к выводу: элементов, из которых складываются буквы, не так много. Основные элементы:палочки (полоски)-длинные и короткие; полуовалы-большие и маленькие. Для некоторых букв нужны дополнительные элементы ^короткие полоски-"хвостики"-для Д,Щ; "крючок"-для Ч). А буква О состоит из одного элемента-овала.
Т. Н. Доронова по программе "Радуга"