Мазурова Кира
Консультация для родителей «Ребенок от года до трех: осваиваем мир предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими. Именно в возрасте от года до 3 лет ребенок начинает усваивать существующие в обществе способы употребления различных предметов. Вначале он приучается использовать по назначению предметы быта : одежду, ложку, чашку, совок, лопатку, карандаш и т. п.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок от года до трех: осваиваем мир предметов“» размещена в разделах
Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия — развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.
Таким образом, психическое и физическое развитие человека происходит и в предметной деятельности. Ее содержание — это и есть усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Овладение ею влияет на освоение других видов деятельности. Ведь предметная деятельность — основа, родничок, из которого берет начало игра, труд, изобразительная деятельность и др.
Чтобы выполнить действие, ребенку приходится ориентироваться в пространстве, в пространственных свойствах предметов : соотносить движение руки, положение кисти со своеобразием того или иного орудия, то есть как бы примеряться к нему соотносить глубину ложки и тарелки (чашки, глубину ложки и характер пищи; расстояние от тарелки до рта, представлять движение. Вспомните, как вы, будучи уже взрослым, учились забивать гвозди молотком, рубить дрова топором и т. п. Вам приходилось делать то же самое: замечать, сравнивать, соотносить внешние признаки предметов, влияющие на процедуру действия, «примеряться» к ним, представлять движение.
Внешние свойства предмета должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия, иначе результат не будет получен. У ребенка сенсорные процессы находятся в начальной стадии развития, поэтому ему трудно осваивать действие.
Это значит, что малыш, во-первых, хорошо представляет себе конечный результат, то есть то, что должно получиться в итоге. В пирамидке, например, кольца должны быть расположены по мере уменьшения их величины. Во-вторых, он ориентируется в свойствах предметов, соотносит их между собой величину колец в пирамидке, расположение стержня и отверстия в кольце. В-третьих, малыш владеет движением, умеет удобно взять кольцо, примерить расстояние от коробки с кольцами до стержня и произвести точное движение — с первой попытки нанизать кольцо. И, наконец, ребенок на основе сенсорных ориентировок контролирует свои действия. Таким образом, действие оформилось структурно, выработался своего рода алгоритм его выполнения.
Теперь малыш уже гораздо легче осваивает другие, особенно подобные, действия. Научился, есть ложкой — легче, сноровистее совком насыпает песочек в форму-игрушку; научился застегивать пуговки крупные — осваивает более мелкие и т. п. То есть действия становятся более разнообразными. В итоге ребенок становится все более самостоятельным, все менее зависимым от вас. Он начинает ощущать свою умелость проявляет все больше инициативы: «Хочу сам делать». И в этих заявлениях, как мы уже отмечали, проявляется формирующаяся личность малыша. Уважительно к этому относитесь, берегите, лелейте эти проявления.
«Как помочь вашему ребенку освоить предметную деятельность?»
Во-первых, создайте условия для ее появления и полноценного развития. Это значит, что уже на первом году жизни малыша и сейчас, то есть на втором и третьем, надо побеспокоиться о своевременном и последовательном развитии его сенсорики, органов чувств.
Второе условие после года жизни : расширяйте круг предметов, осваиваемых ребенком. Это и специальные игрушки, дидактические материалы, и предметы быта.
Дело в том, что предметная деятельность, как и общение, не исчезает, а органически включается в другие виды деятельности, превращается в них в отдельные действия: в труде — действия с предметами труда. В изодеятельности — учится действовать с карандашом, кистью, глиной, бумагой и т. п. Таким образом, вы расширяете круг предметов, которые может освоить ребенок. Заметьте: не ограничиваете, не прячете от него все подряд, не отталкиваете: «Не мешай», а предоставляете их малышу и даете возможность действовать с ними. Более того, надо все сделать, чтобы ребенок сам захотел познакомиться с новым предметом и освоить его. Поддержите природное любопытство ребенка, его активность, стремление понять все новое. Ведь инициативность — ценнейшее качество личности.
Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия и с разнообразными предметами. Это могут быть предметы повседневного обихода, природные объекты (песок, вода, растения, а также специальные игровые материалы. Ребенок научится замечать физические свойства и качества предметов, разбирая и собирая кубы-вкладыши, пирамиды, матрешки, проталкивая малые предметы в соответствующие отверстия коробок, подбирая крышки к коробкам разной формы и величины, группируя однородные предметы по одному из признаков величина, форма, цвет. Можно использовать мозаику, палочки, геометрические формы различной величины, цвета.
Желательно иметь предметы восьми цветов : красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого.
Игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая различные свойства предметов.
«Найди кукле ее игрушки» — ребенок находит для куклы в платье определенного цвета игрушки разные по форме такого же цвета.
«Найди такую же палочку» — ребенок находит сначала из четырех, затем из пяти, шести и т. д. палочек разного цвета одну, обозначенную вами.
«Найди такой же квадрат (круг, треугольник, овал)» — ребенок выбирает сначала из двух, затем из трех, четырех различающихся по форме фигур нужную.
«Сделаем кукле бусы» — ребенок выкладывает ряд, чередуя предметы по цвету (например, красный — синий — красный, по форме (круг — квадрат — круг, по величине (большой — маленький — большой).
«Привяжем к шарику ниточку» — ребенок к кругу (овалу) определенного цвета находит палочку такого же цвета.
Все действия с предметами дети усваивают, играя, это увлекает их, создает хорошее настроение. При этом важно соблюдать основной педагогический принцип: от простого к сложному. Знания у детей еще очень малы, и они не могут ими гибко пользоваться, поэтому даже небольшое усложнение вызывает у них затруднения. Очень важно назвать предметы и признаки, показать и коротко объяснить детям, как действовать, какие правила выполнять. Необходимо, чтобы ребенок много раз сам повторял, варьировал действия, тем более что он любит повторять их много раз. Не мешайте ему в этом, а в случае неуверенности подбодрите его.