Раиса Михайловна Федоренко
Консультация для воспитателей на тему «Сюжетно-ролевая игра в жизни детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему :
«Сюжетно-ролевая игра в жизни детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель Федоренко Р. М.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Сюжетно-ролевая игра в жизни детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поскольку способствует развитию личностной сферы ребенка и отвечает его основы, мотиву, стремление войти в мир взрослого человека, которая является предметом игры как носитель определенных функций, вступающие в определенные отношения с другими людьми.
Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые игры являются основным видом деятельности дошкольника.
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Общение ребенка это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
При организации сюжетно – ролевых игр, особенно важно учитывать индивидуальные особенности ребят. Систематическое наблюдение за играми детей позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявит его умение согласовывать свои активные действия с действиями товарищей. Дети замкнутые молчаливые, требует особое внимание и заботы со стороны взрослого, так как они долгое время не могут вступит в контакт. Обычно в детской группе выделяется 2-3 ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполнять их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами.
Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре со звучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. На конец, развитие содержания их игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности, игра является свободной. В игре он делает только то, что сам хочет.
В каждой игре, в том числе и в сюжетно - ролевых, есть свои правила. Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям общественной жизни, к людям, к вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
Воспитатель предлагает ребенку ведущую роль, а сам берет дополнительную. Так как в 5-ти летнем возрасте основной способ обучения — это совместная игра, то для начала поиграйте вместе : пусть он понаблюдает за Вами и начнет потом действовать самостоятельно. Вы только будете руководить этой игрой.
Так как сюжетно-ролевые игры имеют очень большое значения для развития детей, их творчества, мы решили с напарницей пополнить наши игровые центры атрибутами, сделанными своими руками. В этой идеи нас поддержали родители (законные представители) и принесли много полезных материалов, предметов, которые раньше лежали у них без дела, а теперь приобрели "новую жизнь" радуют деток. Я провела мастер –класс для родителей, на котором сделали своими руками куклы для театра. Папа Семена, сделал нефтяную вышку, дети с большим удовольствием играют в игру «нефтяники».
На первый план выдвигается игра СЕМЬЯ, но не менее важны игры в магазин, в больницу, и т. п. Такие игры дают возможность ребятам примерить на себя роли доктора, пациента, мамы, папы, братика, сестренки, друга, продавца, проявить заботу и участие в другом человеке с точки зрения выбранной роли, то есть получить определенный социальный опыт. Поэтому, играя с детьми в ролевые игры, мы учим их правильному поведению, правильному выражению заботы, любви, уважения, правильному пониманию принятых ролей.
Формирование основ социально - коммуникативного развития с помощью сюжетно-ролевых игр ведет к более гармоничному развитию личности, оказывает положительное влияние на всю последующую деятельность человека в обществе. Через игру ребенок, как бы переходит в мир правил человеческих отношений. В игре развивается мораль самого ребенка.
«Семья»
Каждый ребенок часто представляет себя на месте мамы или папы. Дошкольнику нравится разыгрывать различные семейные сценки, при этом часто меняясь ролями.
Цель: воспроизвести бытовую жизнь семьи, научиться создавать самостоятельно обстановку для данного сюжета с использованием игрушек и других вещей; формирование чувства ценности семейных отношений, взаимопомощи, любви; вовлечение в трудовую деятельность по дому через игровой процесс; создать понимание, что такое семейный бюджет, совместное ведение хозяйства.
Подготовка: предложить дошкольникам вспомнить, как отмечают праздники дома, например, день рождения члена семьи; обсудить, чем заняты родители дома, как семья проводит свободное время, как дома наводят порядок, готовят еду, встречают гостей; выбрать тему. каждому малышу обязательно надо выделить самостоятельную роль в игровом сюжете.
«Кафе»
Дошкольники должны уже знать правила поведения в общественных местах. Сюжетно-ролевая игра «Кафе» детям поможет понять, как надо правильно себя вести.
Цель – знакомство с общественными местами, работой и обязанностями официанта, повара, директора кафе, формирование культуры поведения.
«Супермаркет»
Цель: учить детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия, приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;
выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог
развивать интерес к игре; воспитывать уважение к труду взрослых.
Предварительная работа:
Беседа «Поведение в общественных делах»
Экскурсия в магазины с родителями, наблюдение за работой продавца, покупателя, кассира.
Дидактические игры.
«Больница»
К сожалению, все сталкиваются в своей жизни с заболеваниями, как следствие, с врачами. Сюжетно-ролевая игра «Больница» знакомит непосредственно с работой врачей.
Цель – раскрытия смысла деятельности медицинского персонала. расширять знание о профессии врача, воспитать чувство сострадания, доброты к больным. Ребята учатся проявлять внимательность, чуткость.
«Ателье»
Дети старшего дошкольного возраста должны иметь информацию о разных видах трудовой деятельности, уважать, ценить чужой труд, понимать, что создание любой вещи требует много сил, времени и труда.
Цель – познакомить с работой портного, модельеров, закройщиц, научить ценить труд, предоставить знание о работе в ателье, привить уважение к людям трудовой профессии.
Воспитатель знакомит дошкольников с работой ателье. Рассказывает, чем занимаются портные, что делают закройщики, как снимают мерки. Действия. Клиент приходит в ателье. Вместе с портным выбирает фасон, цвет материала, оформляет заказ. Портной снимает мерки, делает выкройки, шьет изделие. Примерка в ателье, подгонка по фигуре. Клиент получает готовый заказ и оплачивает его.
«Почта»
Сюжетно-ролевая игра «Почта» позволяет познакомиться с тем, как организована работа в почтовых отделениях связи, прививает уважение к труду почтальона и других почтовых работников.
Цель – увеличить словарный запас, выучить и понимать значение новых слов: посылка, бандероль, заказное письмо.
Развить умение выслушивать, быть вежливыми, умение работать в коллективе, воспитывать интерес к игре.
Предметы: конверты, марки, коробки для посылок, журналы, газеты.
«Парикмахерская»
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
уточнить правила поведения в парикмахерской.
способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и выполнения игровых действий.
формировать дружелюбные взаимоотношения детей в игре.
развивать умение самостоятельно распределять роли воспитывать культуру общения в игре.
Расширить словарный запас детей :
«парикмахер», «маникюрша», «стрижка», «укладка», «сушка», «клиент», «прическа».
Беседа с детьми о работе парикмахерской. Рассматривание иллюстраций «причесок», «декор»
Игровые роли: парикмахер, маникюрша, кассир, клиент.
«ПДД»
Цель: формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и на улице.
обобщить знания детей о правилах дорожного движения, закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице;
закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков; развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания;
воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание следовать им;
воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
экскурсии на перекресток, к светофору; беседы о правилах поведения и передвижения пешеходов на улицах, закрепили понятия пассажирский, грузовой, специальный транспорт
«Строители»
Цели: уточнение представлений детей о рабочем – строителе; воспитание у детей интереса и уважения к труду взрослых; формирование детского коллектива, на развитие творческих способностей.
развивать творческие способности;
воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций, беседа с детьми о работе труда строителей, рассказ воспитателя о труде строителей - воспитатель обращала внимание детей на то, что каждый человек на стройке выполняет определё нную работу: каменщик возводит стены, сварщик приваривает лестницу к стене, электрик проводит свет, плотник вставляет рамы и двери, штукатуры и маляры делают поверхность стен ровной и красивой.
«Нефтяники»
Цель : уметь совместно обдумывать содержание деятельности, объединяться в группы, распределять роли, находить способы достижения цели;
развивать у детей инициативу воображения, способность настойчиво, в течении относительно длительного времени осуществлять свои замыслы,
воспитывать умение действовать в соответствии с взятой на себя ролью и общим игровым замыслом, подготовить необходимые условия для игры, делать постройки.
Предварительная работа: беседы о профессии нефтяников, оформление плаката рассматриваниеиллюстраций «Буровая», «Бурильщик», «Нефтяник», «Первая добыча», «Пожарная часть», «Лаборатория»;
чтение книг: «Как искали нефть», «Золото Самотлора».
Экспериментальная деятельность: знакомство с рельефом почвы: песок, глина, вода, нефть, камень. Опыты с песком, глиной, водой.
Познакомить детей со свойствами нефти и ее полезности в жизни человека.
«Пожарные»
Цель: закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; формирование положительных взаимоотношений между детьми;
развивать интерес к игре, воспитывать уважения к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим. Подготовка к игре: просмотр фильмов о работе пожарных; предложить детям на отдельном занятии нарисовать пожарную машину, самих пожарных, проводить с детьми ознакомительные беседы о первичных средствах пожаротушения, как вызвать пожарных, закрепить с детьми знания своего домашнего адреса, номера телефона пожарной службы и т. д.
Затем педагогом организовываются различные игры, викторины, загадки на закрепление темы о деятельности пожарных.
Предварительная работа:
Экскурсия в пожарную часть. Цикл бесед по плакатам на противопожарные темы
«Космонавты»
Цель: обогащать и систематизировать знания детей о работе космонавтов, о полетах в космос; учиться налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать соблюдать правила игры. формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет, учить до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия: развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей, воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей, а также любознательность, желание быть похожими на космонавтов.
Предварительная работа: рассматривание иллюстративного материала.
Чтение художественной литературы (А. Андреев «Звёздный») и очерков о космонавтах.
Просмотр фильмов о космонавтах.
Рисование на тему «Космос».
Разучивание песни и стихов о космонавтах.
Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры.
Создание проблемной ситуации:
Слышится запись SOS. Воспитатель предлагает детям определить, что за запись, откуда она слышится и что она обозначает. После ответов детей предлагает отправиться в космос и выяснить, что же там произошло.