Инесса Никитина
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей. Пальцы помогают говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук у детей. Пальцы помогают говорить.
По образному высказыванию ВА Сухомлинского истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. Это верно, потому что у детей степень координации движений руки отражает способность мозговых центров управлять этими движениями. Следовательно, уровень развития тонкой моторики у детей может служить одним из показаний функциональной зрелости головного мозга.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики рук у детей, Пальцы помогают говорить“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Рука настолько связана с нашим мышлением, переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.
Современные исследования показывают, что развитие движений пальцев рук находятся в тесной связи с развитием речи. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы способствуем развитию речи у ребенка.
Мелкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка.
Особое внимание в своей работе я уделяю тонкой моторике. Уровень развития речи и качество тонкой моторики взаимосвязаны.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, я активизирую и соединение зоны, отвечающей за речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки, как орган речи, такой же как артикуляционный аппарат.
В своей работе я использую такие виды упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей как :
• массаж кистей рук и пальцев
• пальчиковая гимнастика
• использование тренажеров и массажеров
• шнурование
• лепка и аппликация
• оригами
• застегивание и расстегивание пуговиц
• работа со спичками
• рисование и штриховка
• работа с трафаретом
• нанизывание бусин на леску
• дидактические игры и задания направленные на развитие мелкой моторики
Для развития мелкой моторики рук у детей я :
1. стимулирую речевое развитие путем тренировки пальцев :
• освоение детьми комплексов пальчиковой гимнастики
• развивать у детей умение оперировать мелкими предметами
• овладение детьми приемами самомассажа и расслабления
• развитие тактильной чувствительности рук.
2. определяю этапы работы по развитию мелкой моторики рук у детей.
3. изготовляю дидактические игры по данной теме.
4. веду работу по развитию мелкой моторики рук у детей совместно с логопедом, психологом и родителями.
Работу провожу систематически со всеми детьми, ежедневно уделяя по 3-5 минут на музыкально-ритмических и физкультурных занятиях, НОД и во время прогулок. С детьми, затрудняющимися выполнять движения, занимаюсь индивидуально. Для развития мелкой моторики использую различные мозаики, пирамидки, шнуровку, застегивание и расстёгивание пуговиц, складывание из палочек (спичек, семян, фигурок, нанизывание бус на цветную проволоку, плетение косичек, перебирание «четок», упреждение с эспандером, разглаживание мягкой фольги ногтем, подушечками пальцев, особенно указательным, средним и большим.
А главное – провожу специальное упражнение: гимнастику для пальцев, которая стимулирует развитие речи. Тренировку пальцев начинаю с массажа – поглаживание кистей рук в направлении от пальцев к запястью. Массаж каждого пальца – боковые края перебираю большим и указательным пальцами, а затем:
1. сжать и разжать кулаки
2. ладонь – кулак – ребро
3. пальчиками поманить кого либо
4. соединить большой и указательный пальцы (колечко) и др.
Работа с пластилином хорошо развивает мелкую моторику, укрепляет мускулатуру пальцев, вырабатывает точность движения руки и пальцев.
В играх с пластилином у детей я развиваю силу пальцев, ловкость, гибкость, дифференциация движений. Использую дощечки, покрытые пластилином. На дощечках детям удобно выкладывать из различного материала: горох, фасоль, семена тыквы, пуговицы различной величины и др. Даю возможность детям самостоятельно выбирать материал для выполнения заданий.
Овладеть навыками пользования ножницами детям сложно, поэтому в начале дети учатся, как правильно держать ножницы: в одно кольцо - большой палец, в другое – средний и безымянный.
Оригами – изготовление поделок из бумаги. Это очень сложный вид деятельности, детям с общим недоразвитием речи трудно выполнять сложные поделки. Делая игрушки из бумаги, дети знакомятся с бумагой: (тонкая, мнется, рвется, из нее можно делать забавные игрушки (кораблик, птичку и т. д.) Сначала дети учу складывать бумагу вдвое, вчетверо, прямо и по диагонали, гармошкой. Затем детям показываю последовательность этих операций с пояснением. Во время работы детям оказываю помощь, а после занятия обыгрываем получившиеся игрушки.
Во время проведения НОД в физкультминутки включаю различные виды пальчиковой гимнастики. На прогулках в теплое время года после наблюдения за живыми и неживыми объектами предлагается детям с помощью пальцев рук изобразить : «дом», «скворечник», «кошку», «собаку», «деревья» и др. Пальчиковые упражнения использую в конце прогулки.
Летом, прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок. Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в чистый сухой песок, просеивают его между ладонями
Строительство дорог, тоннелей, мостов рисование по мокрому песку пальцами или палочками, выкладывание узоров из мелких камешков - увлекательное занятие.
С удовольствием дети играют в археологов – проводят раскопки в песке.
Уже в старшей группе готовлю руку ребенка к письму. С первых занятий знакомлю детей с гигиеническими требованиями: как правильно сидеть за столом, как правильно расположить на столе лист бумаги, держать карандаш. Работа ведется по принципу от простого к сложному.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, поэтому работу по развитию мелкой моторики надо начинать задолго до поступления ребёнка в школу.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я стараюсь убедить родителей в необходимости уделения должного внимания упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движения руки. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Целенаправленные преднамеренные действия возникают у ребёнка в процессе воспитания и обучения его взрослым.
В уголке для родителей помещаю рекомендации и описание упражнений по развитию мелкой моторики : описание упражнений для пальцев, пальчиковые игры, и др. Здесь же родителям даю советы относительно заданий, выполнение которых служит прекрасным средством развития детей : можно помочь маме на кухне (перебрать горох, рис, лепить пельмени, потрудиться на дачном участке (прополоть грядки, собрать ягод и др.). На родительских собраниях провожу НОД, обязательно включая в них приёмы развития мелкой моторики. Устраиваю выставки пособий и игр способствующие развитию мелкой моторики рук, которыми можно заняться как в детском саду, так и дома.
Моя цель: донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять : чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребёнка.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет:
«Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функций».