Лариса Юрина
Консультация для воспитателей «Формирование творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности
В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Современная педагогическая наука рассматривает воображение как важнейшую сторону детского творчества. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса : умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.
Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека – его роль в преобразовании окружающего мира. Деятельность педагога направлена прежде всего на формирование и развитие творческого воображения.
Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты воображения как акта творчества : умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.
В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.
С ростом общего уровня развития ребенка возрастает роль самодеятельных форм поведения. Творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей влечениям самого ребенка может быть реализована в ходе театрализованной деятельности.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения;
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание). Театрализованная деятельность представляет широкий спектр средств для развития творческой деятельности, в том числе игра-драматизация, театрализованные игры.
Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи – сказочные герои, придуманные детьми. Они «преодолевают возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с воспитателем.
Содержание творческих сюжетных игр предполагает использование основных творческих приемов и методов : фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари); изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач); психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности, техники и приемы саморегуляции [79]; сказкотерапию (по методике Т. Д. Зинкевич и А. М. Михайлова); элементы групповой дискуссии.
Таким образом, развивая воображение, творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности каждого ребенка, строить все воздействия с их учетом.