Получи документы

Консультация для воспитателей детского сада «Формы организации познавательно исследовательской деятельности»

Людмила Павлова
Консультация для воспитателей детского сада «Формы организации познавательно исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей детского сада «Формы организации познавательно исследовательской деятельности»

Примерный «алгоритм» подготовки занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов.

2. Определение типа, вида и тематики занятия - экспериментирования.

Публикация «Консультация для воспитателей детского сада „Формы организации познавательно исследовательской деятельности“» размещена в разделах

3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления. 5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования: сезонности, возраста детей, изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различной форме : дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д., с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Беседы познавательно-эвристического характера. Умение интересно, понятно и складно рассказывать и вести диалог — одно из важнейших интеллектуальных достижений ребёнка дошкольного возраста. Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Она строится на имеющихся у детей представлениях, полученных в процессе наблюдений, и направлена на углубление представлений о взаимосвязях, существующих в природе, на самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства. Особую продуктивно-познавательную функцию в ходе такой беседы играет вопрос. Существует следующая типология вопросов: на уточнение («Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что— то добавить?»);на поиск причин и доказательств («Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»);

Знаково - изобразительные средства. Использование знаков и художественных средств как формы организации экспериментирования. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента: ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности. Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное.

Лабораторные работы. Работа в лабораториях это комплекс форм организации экспериментальной деятельности. Наблюдения, опыты и серии опытов, фиксация и обработка результатов.

Киносеансы. При ознакомлении детей с природой в д/саду используют диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитателей формируют у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления которые протекают в природе длительное время. Организация киносеансов способствует накоплению опыта, активизации познавательной активности, способ закрепления, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков в области экспериментирования.

Прослушивание аудиозаписей. Организация прослушивания способствует накоплению опыта, активизации познавательной активности, способ закрепления, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков в области экспериментирования, расширение пространственных представлений и развитие слуха. Позволяет ощутить и осознать полноту мира.

Дидактические и развивающие игры, упражнения. Игры и упражнения развивают, расширяют познавательный интерес, а так же способствуют систематизации, прочному усвоению и обобщению знаний, умений и навыков, использованию знаний в жизни.

Сюжетно – ролевые игры. Деловая или сюжетно – ролевая игра активизирует и корректирует работу, способствует развитию умений в решении задач в определённых условия с предлагаемым сюжетом. Предварительная работа по организации сюжетно-ролевой игры: Подготовка схем-заданий по руководству игрой. Подготовка карточек анализа игровой деятельности. Изучение литературы по проблемам организации и руководства сюжетно-ролевой игрой. Определение сюжета распределение ролей.

Эксперименты и опыты. Планирование эксперимента – это процедура выбора числа и условий проведения опытов, необходимых и достаточных для решения поставленной задачи с требуемой точностью. Схема проведения эксперимента. Диагностический этап: 1) изучение литературы по проблеме; 2) ознакомление с передовым опытом. Прогностический этап: 1) уточнение формулировок проблемы, темы, целей, задач, гипотез; 2) организационно-подготовительный этап; 3) мероприятия по согласованию и утверждению эксперимента; 4) подбор объектов экспериментирования; 5) подготовка методических материалов; 6) подготовка исследовательского инструментария; 7) проведение разведывательного эксперимента. Практический этап: 1) мероприятия констатирующего эксперимента; 2) содержание и сроки формирующего эксперимента (мероприятия, темы, программа); 3) мероприятия контролирующего эксперимента. Обобщающий этап; 1) обработка полученных данных; 2) анализ данных и получение выводов; 3) написание отчетных материалов (указать формы отчетности).Внедрение; 1) отчеты о результатах; 2) применение в практике.

Рассматривание картин. Проводится после наблюдения или экскурсии. Рассматривание начинают от главного к второстепенному. Пейзаж, написанный художником, должен соответствовать тому, что ребята видели на прогулке. Это приучает их соотносить свой чувственный опыт с эстетическим воздействием картины. Если в старшей группе рассматривание пейзажных картин, как правило, является частью беседы, то в подготовительной это может быть и самостоятельным занятием.

Наблюдение за живыми объектами и явлениями природы. При наблюдении за животными нужно создать такую обстановку, чтобы оно вело себя свободно и естественно. Наблюдение за кроликом – для кролика сооружается загончик, вокруг которого на стульчиках размещаются дети. Руководя наблюдением за животным, воспитатель направляет внимание детей на его поведение: «что делает? Как продвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то действием рассматривает внешние признаки животного: «Как передвигается кролик (прыгает) А почему кролик прыгает, посмотрите на его ноги. (передние короткие, задние - длинные)» При ознакомлении детей с животным нужно подключать как можно больше анализаторов. В конце идёт обобщающий рассказ о животном (биологическая характеристика). Чтобы развивать самостоятельное наблюдение с детьми нужно играть в д/и «Кто больше увидит», «Кто лучше опишет клён».

Экскурсии и целевые прогулки. Организуя наблюдения в природе во время экскурсии или прогулки, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета или явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животным – характер движения, издаваемые звуки и т. д. Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, от сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Итоги наблюдения заносим в дневники или календарь.

Работа в уголках природы. Наблюдение за растением, правильный уход за растением, изучение внешнего строения растений их сравнение, проведение опытов и экспериментов с растениями. Высевание и выращивание рассады. Проращивание семян.

Экологическая тропа. Экскурсии и целевые прогулки. На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Для детей важно, чтобы усвоение научных знаний об окружающей природной среде сочеталось с личным участием в разнообразных практических делах. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для занятий. Таким образом, на тропинке в зависимости от возраста детей можно проводить наблюдения, игры, различного вида занятия, опыты, эксперименты и экскурсии. Организованную метеостанцию можно использовать как мини лабораторию, а фитоогород или клумбы и грядки как опытнический участок.

Акции добрых дел. Январь Акция «Покормим птиц». Февраль : «Любопытные следы». Март: «Вместе с мамой на природу». Праздник «День Земли». Акция «Десант чистоты». Май «Травник». Акция «Детский сад – цветущий сад» на лучшее оформление групповых участков, приуроченной к «Дню весны и труда». Июнь «Здравник».«Праздник русской берёзки». «Праздник чистоты и здоровья».

Предметные недели. Цель предметных недель: • Развивать интерес всех детей к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм; • Развивать стремление детей 2-й младшей подгруппы к наблюдению, сравнению, обследованию, стимулировать развитие всех видов. Простейшему экспериментированию с предметами и материалами; • Развивать познавательную активность детей средней подгруппы; помогать осваивать средства и способы познания; обогащать опыт исследовательской деятельности и представления об окружающем; • Учить детей старшей подгруппы организовывать собственную деятельность экспериментирования по исследованию свойств и качеств предметов и материалов, обсуждать цель и ход эксперимента с другими детьми, побуждать самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы; развивать познавательную активность и любознательность.

Кружковая деятельность. Организация кружка «Юные исследователи» В кружковой деятельности участвуют 10-12 детей. В данной деятельности реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах : занятия, которые проводятся в вечернее время, 2 раза в месяц. самостоятельная деятельность детей совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником На занятиях у детей вызывается интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить детей к самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности дети учатся способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если? В совместной деятельности – закрепляются полученные ранее знания и представления. Таким образом формы организации опытно экспериментальной деятельности могут быть достаточно разнообразны и увлекательны

Публикации по теме:

Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада»Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада» Тема: «Уборка участка детского сада» [/b] Программное содержание. Формировать умение трудиться сообща со взрослыми, осознавать значимость.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Консультация для воспитателей «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня в ДОУ» Уже в дошкольном возрасте начинается вхождение детей в мир математики. Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование.

Консультация для воспитателей «Творческие выставки детских работ в группе детского сада, как форма взаимосвязи с семьёй»Консультация для воспитателей «Творческие выставки детских работ в группе детского сада, как форма взаимосвязи с семьёй» Выставка творческих работ в детском саду является очень важным мероприятием не только для детей, но и для педагогов, а также родителей.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Создание условий для исследовательской деятельности на участке детского садаСоздание условий для исследовательской деятельности на участке детского сада Естественная потребность детей к познанию окружающего мира стала значимой частью образовательной деятельности в детском саду. Дети-маленькие.

Темы проектов для старшей группы детского сада. Консультация для воспитателей Предлагаю вниманию педагогов детских садов подборку тем краткосрочных проектов в старшей группе детского сада: Бабушки и дедушки – самые.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе детского садаУголок познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада Представляю вашему вниманию уголок познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Уголок расположен в удобном.

Занятие по организации исследовательской деятельности «В стране волшебников-следопытов»Занятие по организации исследовательской деятельности «В стране волшебников-следопытов» Тренировочное занятие по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет «В стране волшебников-следопытов». Цель: Ознакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей детского сада «Формы организации познавательно исследовательской деятельности»
Опубликовано: 16 сентября 2021 в 19:42
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей детского сада «Формы организации познавательно исследовательской деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Павлова (УИ 1961538) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД