Получи документы

Консультация для воспитателей «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»

Гусалова
Консультация для воспитателей «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»

Деньги – это средство воспитания,

и с ними необходимо знакомить

уже в дошкольном возрасте».

Макаренко Антон Семенович

13 апреля 2017 года между Банком России и Министерством образования и науки РФ подписан Перечень мероприятий в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017 -2021 годы.

Публикация «Консультация для воспитателей „Финансовая грамотность детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок – дошкольник не освоит ту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставят задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность дошкольников – это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитания бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги.

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому, что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта и трудолюбие. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут приниматься через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста.

Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы и современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально – экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Работу по знакомству ребенка с миром экономики и финансов логически надо выстраивать от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий: «труд», «профессия», «потребность», «деньги» - к более сложным финансовоэкономическим явлениям: «товарно – денежные отношения», «купля – продажа», «бюджет» и др.

Перечень базовых финансово-экономических понятий :

- труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга;

- деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата;

- личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство;

- сбережения, копилка, кошелек, сейф;

- покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дёшево;

- долг, должник, заем;

- план, экономия;

- потребность, капризы, желание, возможность;

- торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки;

- подарок, реклама;

- богатство, бедность, жадность, щедрость.

Формирование финансовой культуры у дошкольников направлено на :

• любовь к труду

• уважение к результатам труда взрослых

• умение считаться с потребностями семьи

• тратить деньги, прежде всего на то, что необходимо

• проявлять терпение при достижении желаемого

• ответственно относится к чужим вещам

Что лежит в основе финансовой культуры

Деньги не растут на деревьях. Деньги – продукт труда. Я уважаю деньги не потому, что на них можно все купить, а потому что они являются эквивалентом человеческого труда. Деньги- это форма благодарности за ту пользу, которую ты принес обществу. Любой труд почетен.

Деньги -ресурс ограниченный. Они призваны удовлетворять, по крайней мере, в первую очередь, потребности (т. е. то, что необходимо для качественного физиологического выживания и первоочередные платежи, а не желания или хотелки.

Деньги не главная цель в жизни, а один из видов товаров, позволяющих облегчать обмен между продуктами труда людей.

Формы и методы, которые необходимо воспитателю использовать в своей работе: чтение, беседы, игры, загадки, пословицы, решение ситуационных задач, творческо-трудовая деятельность, раскраски, интерактивные мини спектакли, возможности в анимации представляемого материала, видео- и звуковых материалов и пр.

Предметно – пространственная экономическая среда является необходимым условием для успешного осуществления педагогического процесса.

При построении ППЭС необходимо соблюдать следующие положения:

- статичность и подвижность предметного окружения;

- гибкость;

- комфортность;

- открытость – закрытость ППС.

Предметно – пространственная экономическая среда предусматривает наличие зоны, которая бы обеспечивала самостоятельную деятельность ребенка и способствовала переносу экономических знаний в игровую и трудовую деятельность.

Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Семья формирует отношение ребенка к здоровью, учебе, близким, работе, деньгам. Только объединение детского сада и семьи дает полноценный опыт и практику «экономического поведения».

Литература

1. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры / авт. -сост. Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселева. - Волгоград : Учитель. – 186 с.

2. Смоленцева А. А. введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно – методическое пособие. – СПб. : «Детство – Пресс», 2001.

Приемы работы с детьми:

1. Загадки

Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет. (Монета).

2. Вопросы к детям:

- А какие бывают деньги?

- Скажите для чего нам нужны деньги?

Ответы детей : покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать….

3. Игра «Что можно купить за деньги? «Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет, то не хлопайте.

( Показать картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т. д)

4. Кто из вас знает за что можно получить деньги? (за труд-зарплата, за хорошую учебу-стипендия,пенсия, клад и т. Д.)

Все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы и расходы.

Игра:

«Доход - расход»

- Я начну читать сейчас.

Я начну, а вы кончайте

Хором мне вы отвечайте: доход или расход

Мама получила зарплату - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграла приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

5. Просмотр мультфильмов, где герои сказок покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги. («Муха-цокотуха», «Буратино «Трое из Простоквашино», «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик», «Сказка о Попе и его работнике Балде» и т. Д.).

6. Чтение басни Крылова «Стрекоза и муравей»

1. Как Крылов называет Стрекозу в начале своей басни?

2. Что делала Стрекоза все лето?

3. Что произошло со Стрекозой с приходом зимы?

4. К кому Стрекоза, замерзнув и проголодавшись, обратилась за помощью?

5. Кем Стрекозе приходился Муравей?

6. Что попросила у Муравья Стрекоза?

7. Что ответила Стрекоза на вопрос Муравья о том, почему она не работала все лето?

8. Что предложил делать Стрекозе Муравей зимой?

- Вот видите, дети, даже сказочные персонажи живут, так же как и люди. Надо не только уметь отдыхать, играть и резвиться, но и уметь трудиться. А трудимся мы для того, чтобы наши потребности и желания были удовлетворены. Но свои потребности и желания нужно ограничивать.

7. Беседы с детьми старшего возраста

Например:

- Что мы можем купить? (Дети перечисляют все возможные покупки.)

- Все ли, что продается, нам необходимо покупать? (Нужно спросить у детей поочередно, что они уже покупали и что хотели бы купить.)

Многое можно купить, есть вещи, которые необходимы: это пища, жилье, одежда. Их нам необходимо покупать. А нужен ли нам в группе, например, подъемный кран или грузовик? А может, нам нужен столярный станок? Что еще, на ваш взгляд, нам не нужно? А без чего мы в группе не можем обойтись?

- Всегда ли мы должны покупать что хотим? Ответы детей.

Да, ребята, прежде чем что-то покупать, надо задать себе вопрос: «Нужна ли мне эта вещь?»

Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.

Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность»Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность» Добрый день уважаемые коллеги! Прежде чем перейти к вопросу о функциональной грамотности, я «подъитожу» то, что звучало на заседании РП (М)О.

Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая»Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая» Наступил весенний месяц май. Он принес нам еще один весенний праздник – 1 Мая. 1 Мая – один из общереспубликанских праздников в Республике.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей»Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.

Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность»Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность» В своем мастер-классе я хочу рассказать вам как своими руками, изготовить кейс-лепбук. Лепбук- универсальное дидактическое пособие для.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 декабря 2020 в 23:19
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД