Получи документы

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр на занятиях и вне занятий»

Алла Ткаченко
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр на занятиях и вне занятий»

Когда мне было поручено подготовить консультацию по теме "Использование дидактических игр на занятиях и вне занятий", я решила сделать презентацию.

В время собрания я предложила коллегам поиграть в дидактическую игру, что существенно расслабило коллектив и настроило на позитив.

Презентация во вложении.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование дидактических игр на занятиях и вне занятий“» размещена в разделах

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Структура дидактической игры :

- дидактическая задача (цель, состоящая из игровой и обучающей;

- содержание игры

- игровые правила;

- игровые действия;

- окончание игры, подведение итогов.

Цели дидактической игры :

1) познавательная — это то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами ему нужно в данной игре передать;

2) воспитательная — это те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.

Классификации дидактических игр :

- По содержанию: математические; сенсорные; речевые; музыкальные; природоведческие;для ознакомления с окружающим миром; по изобразительной деятельности

- По дидактическому материалу : словесные; настольно-печатные; с предметами и игрушками; с картинками; компьютерные дидактические игры

- По числу участников: коллективные; групповые; индивидуальные

Игры по формированию математических представлений

Это игры направленные на развитие у ребят логического мышления. Дети учатся: сравнивать и группировать предметы, по внешним признакам, по их назначению;

производить анализ, синтез, решать поставленные задачи

Дидактические игры по в развитии речи детей

Это разнообразные словесные игры. В ходе игры ребенок комментирует свои действия, рассказывает, о том, как он выполнял задание или как нашел выход из проблемной ситуации, отвечает на вопросы взрослого, общается со сверстниками.

Дидактические игры в эстетическом воспитание детей

Это игры, обучающая задача которых направлена на знакомство детей с произведениями искусства, театра. Так же оформление дидактической игры прививает ребенку чувство прекрасного, формирует эстетический вкус.

Дидактические игры в нравственном воспитании дошкольников.

В процессе игры воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Основные виды дидактических игр :

1. Словесные игры

2. Настольно-печатные игры

3. Игры с предметами

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Словесные игры можно объединить в 4 основные группы:

1. Игры, которые помогают формировать умение выделять главные признаки явлений и предметов: «Отгадай-ка», «Да – Нет», «Магазин»

2. Игры, которые развивают у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать нелепицы, делать логические выводы: «Похожий – не похожий», «Бывает – не бывает»

3. Игры, которые учат обобщению и классификации предметов по различным признакам: «Назови одним словом», «Кому что нужно?»

4. Игры на развитие сообразительности, внимания, выдержки, быстроту мышления, чувства юмора: «Глухой телефон», «Краски», «Садовник» и так далее.

Настольно-печатные игры

Разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании :

- Подбор картинок по парам.

- Подбор картинок по общему признаку.

- Запоминание состава, количества и расположения картинок.

- Составление разрезных картинок и кубиков.

- Описание, рассказ о картине с показом действий, движений.

Дидактические игры с предметами

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Эти игры что очень важны для развития отвлеченного, логического мышления.

Для детей младшей группы используют предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам. С возрастом используют предметы, в которых разница между ними становится менее заметной

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Правила, которые воспитатель должен учитывать в работе с дидактическими играми :

1. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры.

2. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр.

3. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку.

4. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности.

5. Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты

6. Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).

7. Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Организуя знакомую детям игру, целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр на экологических занятиях с дошкольниками Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня.

«Использование дидактических игр в жизни детей» Консультация для родителей Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей.

Использование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях для развития музыкального слуха детей Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 12 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА МУЗЫКАЛЬНЫХ.

Консультация для педагогов: «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому.

Консультация для воспитателей «Дыхательные упражнения на музыкальных занятиях в детском саду» Для взрослых не секрет, что ребёнок-дошколёнок любит петь и танцевать, что счастливые моменты его жизни всегда сопровождает музыка. Музыкальные.

Консультация для воспитателей «Использование физкультурного оборудования на занятиях и в самостоятельной деятельности»Консультация для воспитателей «Использование физкультурного оборудования на занятиях и в самостоятельной деятельности» Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно. И не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет.

Консультация для воспитателей «Организация музыкально-дидактических игр с дошкольниками» Музыкальный руководитель: Горохова Л. В., муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38, г. Апшеронск. «Дайте.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ» Среди многих проблем последнего времени, касающихся.

Консультация для воспитателей «Руководство воспитателя во время проведения дидактических игр» Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность,.

Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию»Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию» Применение информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию В наш современный век информационного и технического прогресса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр на занятиях и вне занятий»
Опубликовано: 22 января 2017 в 12:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД