Юлия Кузьмина
Консультация для воспитателей «Календарь как средство формирования представлений о времени у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – формирование у педагогов представлений о технологии знакомства дошкольников со временем с помощью календаря.
Задачи:
1. Дать знания и представления о календаре, их разных видах.
2. Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду.
3. Изучить технологию работы детей с календарём.
Наглядный материал:
отрывной календарь;
календарь на 1 месяц (разлинованный лист формата А1 на 1 месяц);
дидактический материал «Круглый год».
Публикация «Консультация для воспитателей „Календарь как средство формирования представлений о времени у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2023
Ознакомление дошкольников с календарем
Календарь — это система счисления продолжительных промежутков времени. Длительные промежутки подразделяются на сутки, недели, месяцы, годы и века.
Ознакомление детей с календарем в детском саду облегчает им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с месяцами и днями недели. Дети запоминают, в какие дни недели какие проводятся занятия, какие праздники празднуются в данном месяце, кто именинники месяца, и когда можно планировать традиционные дела группы, например, день Генеральной уборки или Кулинарный день.
Для того чтобы сложная система взаимосвязанных единиц времени была четко осознана детьми, её легче всего представить в виде модели календаря. Знакомя детей с моделью календаря, мы строим работу таким образом, что дети активно взаимодействуют с материалами этой модели и, переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладевают эталонами времени.
Модель календаря помогает детям наглядно представить длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. В свое время Ф. Н. Блехер писала, что ОТРЫВНОЙ КАЛЕНДАРЬ дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел один месяц - наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени, Ф. Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности времен года, месяцев, их названий. Она рекомендовала использовать в работе с детьми календарь как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок — это день, а чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.
При создании модели календаря как наглядного пособия мы используем не только отрывной календарь, но и разлинованный и пронумерованный в соответствии с общепринятым месяцем лист ватмана формата А1 на один месяц. Ячейки в таблице имеют размер листка отрывного календаря и располагаются в 5 рядов по 7 столбиков.
Работу с календарями мы с детьми проводим ежедневно на утреннем круге. Мы смотрим на отрывной календарь и видим вчерашнее число. После того, как дети назовут число, месяц и день недели на верхнем листке отрывного календаря, желающие отрывают этот листок и приклеивают на лист месяца, который у нас в группе располагается на стене. Так дети осознают, что ВЧЕРА прошло, и наступило СЕГОДНЯ.
Далее дети называют число, месяц и день недели сегодняшнего дня, и мы снова смотрим на месяц, чтобы понять, что особенного происходит в этот день: праздник, день рождения или традиционное дело группы.
По окончании года, в декабре, мы выкладываем все месяцы года по кругу, подсчитывая их количество, определяя порядок их следования, предоставляя детям возможность увидеть все 365 дней в году и почувствовать значимость и важность каждого прожитого дня.
Кроме того, что дети учатся отслеживать дни, недели, месяца и времена года, они также учатся планировать вместе с педагогами культурную жизнь группы.
Так, 1 числа каждого месяца мы с детьми обсуждаем и записываем словами либо условными значками все важные события месяца на заранее расчерченном и пронумерованном месяце. Дети самостоятельно (или с помощью педагога) рисуют значки и записывают слова либо имена именинников в соответствующих ячейках. Это дает детям понимание жизни в детском саду как наполненного разными интересными и важными событиями отрезка времени. Они учатся не только планировать события, но и ждать их наступление, развивая тем самым не только логические представления и связи, но и эмоционально-волевую сферу.
Также, заканчивая одно время года, и начиная следующее, мы используем дидактический материал «Круглый год». Это карточный материал в виде круга, в центре которого располагается карточка ГОД. Вокруг этой карточки по кругу выкладываются цветные карточки названий ВРЕМЕН ГОДА. И далее – названия МЕСЯЦЕВ с изображением природы, характерной для этого времени. Также каждый месяц года нумеруется соответствующими карточками.
Работу с этим материалом мы практикуем в первый день месяца очередного времени года. Чтобы у детей сформировалось эмоциональное представление смены времени года, мы делаем эти дни особенными, цветными. Так 1 декабря – белый день, 1 марта – зеленый день, 1 июня – красный день, а 1 сентября – соответственно желтый день. Особенность таких цветных дней заключается в том, что все дети и педагоги приходят в детский сад в одежде соответствующего цвета, которую накануне подбирали дома вместе с родителями. Дети с огромной радостью и удовольствием ждут эти цветные дни.
Производя все эти действия с моделями календарей и дидактическим материалом, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени. Внесение нового календаря на новый год помогает детям осознать текучесть, повторяемость календарного года и его необратимость (прошедший год не возвращается, а начинается подобный, но новый). Систематическая работа с календарем способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности.
Таким образом, работа с календарем и моделью календарного года в виде разлинованного месяца на ватмане облегчает задачи обучения и развития детей.