Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Татьяна Глазкова
Консультация для воспитателей «Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время одно из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок», в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Одна из них – сказкотерапия. Среди методов сказкотерапии для детей дошкольного возраста чаще всего используют рассказывание сказок, их совместное придумывание и разыгрывание.

Что такое сказка? Захватывающая вымышленная история, которая позволяет ребенку всего за 15 20 минут пережить новые эмоции, понять, к чему приводит тот или иной поступок, и примерить на себя роль любого персонажа. Все эти особенности взяли на вооружение психологи, придумав сказкотерапию. Наиболее эффективен этот метод при работе с детьми дошкольного возраста, особенно восприимчивыми к жанру сказки. Вовремя рассказанная волшебная история с правильно подобранными персонажами и сюжетом для ребенка так же важна, как сеанс психотерапии для взрослого. С помощью сказки можно влиять на поведение ребенка, снизить уровень агрессии, помочь избавиться от стеснительности или жадности, преодолеть страхи (например, боязнь животных, страх одиночества, темноты, докторов, уколов, пережить расставания и потери (к примеру, гибель любимой кошки). Сказкотерапия помогает ребенку одновременно и разобраться в себе и своих переживаниях и наладить отношения с окружающим миром. Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.

Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, так как она обращена к чисто детскому началу каждого человек. Через восприятие сказок мы стараемся развить в детях его внутренний мир. Сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться. Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь и это особенно важно, когда она запутана, стеснена или загнана в угол. Метод учитывает эмоциональный интерес ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями. Сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Она должна быть максимально близкой и понятной ребёнку, поэтому сюжетная линия истории может быть выстроена при учёте его интересов и увлечений.

Можно использовать как известные народные или авторские истории, так и специально придуманные под ту или иную проблему сказки.

В определенном смысле терапевтический эффект имеет любая сказка, как минимум потому, что заставляет ребенка расслабиться, отвлечься, перенестись в вымышленный мир. Но сказки, используемые психологами, работают более целенаправленно и решают конкретные задачи.

Разида Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет виды сказок в ракурсе отдельно взятых проблем:

- по преодолению страхов;

- для снижения гиперактивности;

- для преодоления гиперактивности;

- для преодоления агрессивности;

- направленные на работу с расстройствами поведения;

- по преодолению проблем, связанными с отношениями в семье (случаи с разводом родителей, появлением новых членов семьи и пр.)

- в случае потери любимых родственников или животных.

В качестве детских терапевтических сказок используются :

- притча

- сказка

- басня

- легенда или миф

- былина

- анекдот

- детектив.

Согласно еще одной типологии, сказки бывают следующих видов:

Дидактические сказки способствуют процессу обучения, прививают любовь к чтению, счету, письму. Нередко персонажами такой сказки становятся цифры или буквы.

Для медитативных сказок характерно отсутствие отрицательных персонажей и конфликтов. Такие истории формируют позитивный взгляд на мир, помогают расслабиться.

Диагностические сказки помогают выявить основные особенности характера ребенка, его взгляд на вещи, понять, есть ли у него какие-то проблемы.

Чтобы повлиять на поведение ребенка (выработать терпение, преодолеть стеснительность) используют сказки психокоррекционные.

Психотерапевтические ставят перед ребенком вопросы, требующие от малыша дальнейшего обдумывания и поисков решения.

Художественные — народные и авторские — способствуют воспитанию нравственности.

Как обычная сказка становится терапевтической?

В сказках, используемых психологами, главный герой похож на ребенка, находится в схожих обстоятельствах или наделен теми же качествами. Выстраивая параллели с окружающей его действительностью, малыш может понять, как себя вести в той или иной ситуации.

Безусловно, при наличии серьезных проблем, страхов, переживаний, сеанс сказкотерапии должен проводиться профессиональным психологом, но если ваша цель — воспитание, мягкое, ненавязчивое влияние на поведение малыша, организовать лечение сказкой можно и педагогом.

Вначале нужно определить проблему, с которой вы хотите помочь справиться ребенку и, исходя из этого, выбрать основную идею сказки.

После придумайте главного героя. Если ребенку 2 4 года, в качестве героя лучше выбирать любимую игрушку, животное. Начиная с 5 лет в сказки можно вводить людей — принцесс, рыцарей, супергероев или просто маленьких мальчиков и девочек.

Далее стоит определиться с сюжетом. Пусть он будет максимально приближен к ситуации, на которую вы хотите повлиять. Опишите жизнь главного героя так, чтобы ребенок мог найти сходство с собой. Но при этом не стоит делать сказку слишком реалистичной, сохраните условность повествования. Расскажите подробно о проблеме, с которой сталкивается главный герой, поясните, как его поступок влияет на других персонажей. В итоге всех приключений герой должен принять верное решение, осознать свои ошибки и найти выход из ситуации. Даже терапевтическая сказка должна иметь счастливый конец.

Сюжеты сказок разнообразны :

- Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказки отлично подойдут младшим и средним дошкольникам, так как детям от 1,5 до 5 лет легко идентифитировать себя с животными.

- Бытовые сказки. Эти истории рассказывают о сложностях обычной жизни, отношениях в семье, способах разрешения конфликтов. Эти сказки не лишены юмора и иронии, они подойдут более старшим детям (школьникам).

- Сказки о превращениях. Подходят детям с низкой самооценкой, с ощущением, что их не любят, застенчивым детям, а также приемным.

- Страшные сказки. Колдуньи, лешие и прочая нечистая сила – основные персонажи таких историй. Такие сказки дети могут сочинять даже сами: с помощью переживания тревожных ситуаций дети избавляются от напряжения и страха. Обычно «страшилки» как терапевтический метод используют для детей от 7 лет.

- Волшебные сказки. Эти сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребенка. Они больше всего нравятся детишкам 6 – 7 лет.

Осознав проблему ребенка, с которой нужно поработать, вы можете подобрать народную сказку, одну из сказок отечественных или зарубежных авторов или же придумать историю самостоятельно.

Список сказок, которые имеют терапевтический эффект.

Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье:

- «Морозко»

- «Крошечка-Хаврошечка»

- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

- «Снегурочка»

- «Аленький цветочек»

- «Золушка»

Для детей, которые переживают кризис, стресс, невроз:

- «Спящая красавица»

- «Госпожа Метелица»

- «Царевна – Лягушка»

- «Серая Шейка»

Для приемных детей, детей с низкой самооценкой:

- «Мальчик – с пальчик»

- «Гадкий утенок»

Для преодоления страхов:

- «Красная шапочка»

- «Гуси – лебеди»

- «Волк и семеро козлят»

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике.

Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить, развивает.

Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.

Публикации по теме:

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста Обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Вот и дети моей группы на непосредственной.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста провокации по методу РоджиоИспользование в работе с детьми дошкольного возраста провокации по методу Роджио Использование в работе с детьми дошкольного возраста провокации по методу РОДЖИО. Чтобы заинтересовать детей к художественной литературе.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста «рыбки-тренажера»Использование в работе с детьми дошкольного возраста «рыбки-тренажера» Использование в работе с детьми дошкольного возраста "рыбки-тренажера", для правильного формирования захвата пальчиков и наклоне карандаша.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида» КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОЙ РАБОТЕ.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 декабря 2021 в 17:50
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД