МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Развитие творчества ребенка в процессе рисования»

Елена Нестеренко
Консультация для воспитателей «Развитие творчества ребенка в процессе рисования»

«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

М. Шклярова

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога-воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие творчества ребенка в процессе рисования“» размещена в разделах

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводится лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем рисовать. Фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Наша задача научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный процесс можно включить размазывание краски пальчиками, рисование поролоном, нитками, пластилином и т. д., а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс. Такие занятия подарят детям новые ощущения, радость от выполненной работы.

Я проанализировала и отобрала для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку – дошкольнику:

Нетрадиционные техники позволяют маленьким художникам, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах, расширяют творческие возможности детей.

Современные исследователи доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активно нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание детей дошкольного возраста рассеянно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности снижается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения за детьми показывают: характер сюжета рисунков, выполненных, например, с помощью оттиска или печати, у таких детей становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Это, с одной стороны, а с другой - изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребёнок становится всё более уверенным в своих силах. Дальнейшее творчество приносит ему всё больше радости, даже от обычной работы с кистью и красками. Вот тогда можно ещё раз обратиться к традиционной технике рисования.

Самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы ещё будет так рисовать. Значит, ребёнку понравился процесс рисования и он хочет продолжения этой деятельности.

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, повышают самооценку. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Практика моей работы с дошкольниками показала, что нетрадиционные техники эффективны для создания выразительных образов и развития творческих способностей детей. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники рисования техники рисования открывают большие возможности развития творческих способностей, фантазии, воображения у детей. Границы нетрадиционных способов изображения можно постоянно расширять, сочетая их друг с другом, придумывая новые.

Дерзайте, фантазируйте и к вам придёт радость - радость творчества, удивления и единения с вашими воспитанниками.

приложение

РИСОВАНИЕ ПО МОКРОМУ ФОНУ

При рисовании акварелью по сырому листу используется эффект мягкого растекания красок на листе, их смешивание, в результате чего образуем плавные, тонкие переходы цветов и оттенков. Следует учитывать скорость высыхания смоченного водой листа и его объема, сложность рисунка. Поверхность листа смачивается водой и сразу начинаем рисовать по мокрому фону акварельными красками. Можно сочетать разные краски.

МОНОТИПИЯ ПЕЙЗАЖНАЯ

Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади. Лист бумаги сгибается пополам. На одной половине рисуются, например, часть осеннего пейзажа. Лист складывается и проглаживается ладошкой. Лист разворачивается – получается зеркальный рисунок. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на «водной глади» водоёма.

КЛЯКСОГРАФИЯ

Основой данной техники рисования является клякса. В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому задачей воспитателя является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно – творческой деятельности детей. Задачей данного вида рисования понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем с одной краской, потом с несколькими.

РАЗДУВАНИЕ КРАСКИ

Несколько похожа на кляксографию техника, при которой на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист при этом не складывают, а берут трубочку (для коктейля или полую часть от шариковой ручки, её нижний конец направляют в центр кляксы, затем с усилием дуют в трубочку и раздувают краску от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой – либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовывают обычной кистью или с помощью фломастера. Усилия по раздуванию краски способствует активной работе лёгких.

НАБРЫЗГИ

Краски нужного цвета разводим в блюдечке с водой, обмакиваем в краску старую зубную щетку. Направим щетку на лист бумаги, резко проводим по ней карандашом или палочкой по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

РИСОВАНИЕ МАНКОЙ

Сначала простым карандашом прорисовывается контур изображения, по которому наносится клей ПВА. На клей насыпается манка. Через 1-2 мин. лишняя манка стряхивается.

РИСОВАНИЕ СВЕЧОЙ – ФОТОКОПИЯ

Рисунок наносится при помощи водоотталкивающего

материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотоплёнки.

ПЕЧАТЬ

Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами: при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

Это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый приём позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно – выразительное средство.

РИСОВАНИЕ МЕТОДОМ ТЫЧКА

Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то этот способ не вызовет у них ни каких сложностей. Для тычка достаточно взять какой-либо предмет например, ватную палочку, опустим его в краску и ударим им по листу сверху вниз. Если тычок делаем целенаправленно, например по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получим интересным, неоднородным. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт орнаментом или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.

РИСОВАНИЕ ПОРОЛОНОМ

Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.

НИТКОГРАФИЯ

Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывается и прижимается другой лист. Придерживая его рукой, нитку выдергивает за свободный конец. Детали дорисовываются.

БАТИК

Это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалим, проглаживаем, натягиваем на рамку или на коробку из-под конфет, или делаем паспарту любой формы. Рисование производим гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

ГРАТТАЖ

Это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натираем свечой, по восковому слою наносим тушь, в которую добавляем несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение может цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапываем до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый, так как процесс трудоемкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображению.

«Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами»

Социально- экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы.

Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка. Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность является устойчивым увлечением практически всех детей. В процессе изобразительной деятельности ребёнок приучается думать, анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Нами была поставлена цель:

Развитие творческого воображения дошкольников способами нетрадиционных форм изобразительной деятельности.

Для реализации цели определили следующие задачи:

1. Развивать способность видения окружающего (умение наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет объекта, способность сохранять целостное эмоциональное впечатление).

2. Учить видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления, создавать новые образы.

3. Учить детей нетрадиционным техникам изображения.

4. Развивать у дошкольников активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и выборе наиболее выразительных средств в создании образов.

Планируя работу с детьми, мы опирались на рекомендации педагогов-психологов А. М. Страунинг, М. Г. Дрезниной, А. В. Никитиной, Л. Ю. Субботиной, О. М. Дьяченко. Работа осуществлялась поэтапно.

На первом этапе проводились игровые упражнения, творческие задания, направленные на формирование у детей умений преобразовывать, видоизменять знакомые предметы для создания новых образов «На что похожи фигуры», «Дорисуй», «Волшебные превращения», «Волшебный кружок», «Весёлый квадрат». Для воплощения придуманных образов использовались изобразительные средства- краски. Дети заполняли лист красками, уточняли, на что похож рисунок и придумывали название своей картинке. Использовали опыт М. Г. Дрезниной «Игры на листе бумаги». Детям предлагалось изобразить разные по характеру линии: весёлая, спокойная, хитрая, волнистая, зубастая. Характер изображённых линий напоминал им море, шторм, волны и т. д. Упражнения развивали в ребёнке понимание своего собственного видения и отношение к происходящему. Для изображения ранее усвоенных линий детям предлагали игру «Лабиринт», где они научились находить и обыгрывать разнообразные формы при пересечении линий. Дошкольники обыгрывали получившиеся в результате пересечения линий формы, дорисовывали разные детали, фигуры.

Итак, одним из эффективных приёмов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций являются дидактические игры, упражнения, наблюдение, творческие задания.

На втором этапе проводилась специальная работа по развитию изобразительных навыков с помощью нетрадиционных методик, разработанных А. В. Никитиной, А. М. Страунинг. Разнообразие способов рисования рождало оригинальные идеи, развивало фантазию, воображение, вызывало желание придумывать новые композиции. Дети освоили такие трудоё мкие способы: кляксография с трубочкой, монотипия, пальцевая живопись, точечный рисунок, рисование верёвочкой. Каждый из методов - это маленькая игра. Учиться рисовать можно не только карандашами, мелками, кисточкой, но и верёвочкой. Обучение детей рисованию верёвочкой строилось в определённой последовательности. Занятие начиналось с рассказывания истории о новом приключении верёвочки. Затем проводилась пальчиковая гимнастика. В основной части занятия дети выкладывали рисунок с помощью верёвочки, приклеивали, раскрашивали получившийся рисунок красками, стараясь не выходить за края контура. В конце занятия организовывали выставку работ для просмотра и оценки её детьми.

На первых занятиях работа была направлена на освоение техники работы с верёвочкой. Сначала дети работали по образцу, выкладывая верёвочки по заданному рисунку. На следующих занятиях учили детей выкладывать с помощью верёвочки воздушные петельки. Сначала упражняли на узоре, затем выкладывали петельки - лепестки по кругу до замыкания рисунка, используя всю длину верёвочки. В дальнейшем перешли к изображению образов задуманными детьми.

Овладев различными нетрадиционными методами рисования, дети могли проявить творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

На третьем этапе направляли дошкольников на поиск способов создания образов и умение переносить знакомые приёмы работы в новую творческую ситуацию. Предлагали разные темы по рисованию : «Пришельцы из космоса», «Сказочная птица», «В стране роботов». Дети проявляли большой интерес к рисованию. Один и тот же художественный образ передавали, используя разные выразительные средства, приёмы изображения. Чтобы ребёнок был свободен в творчестве, мы придерживались, следующих правил:

- предоставить детям свободу выбора места, вида, содержания, предметов и технологий;

- уважение к детям и результатам их творчества;

- помощь и своевременная поддержка оказывается только индивидуально;

- создание в группе условий для самостоятельной работы по изодеятельности;

- организация в группе выставки детских работ и для её просмотра приглашение детей из других групп, родителей.

Достичь успехов в развитии творческого воображения у детей возможно в тесном сотрудничестве с семьёй. На мастер-классе познакомили родителей с практическими играми, упражнениями, позволяющими развивать детскую фантазию, творчество, воображение. Повышение профессиональной компетентности родителей по вопросу творческих способностей детей проходило в разных формах: родительское собрание «Детские фантазии», консультации «Ваш ребёнок пяти- шести лет», «Советы родителям», наглядная информация «Воображение и талантливость», «Поиграем с детьми». Проведение конкурсов детского творчества «Мой любимый детский сад», «Дорога не терпит шалости», «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу».

Большой интерес детей и родителей вызвали практические занятия, выставки совместного творчества, изготовление плакатов, конкурсы рисунков, персональные выставки детей.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создаёт у детей лично значимый для каждого ребёнка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает её эффективность. Отмеченные успехи в развитии творческого воображения старших дошкольников подтверждают, что использование нетрадиционных приёмов рисования, способствуют познанию окружающего мира, самораскрытию, самосовершенствованию личности ребёнка.

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Коммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельностиКоммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельности .

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Консультация для родителей о развитии ребенка в процессе сюжетно-ролевых игрКонсультация для родителей о развитии ребенка в процессе сюжетно-ролевых игр Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех.

Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки.

Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка»Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка» «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В жизни ребенка игра занимает большое место. Она развивает его личность,.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности.Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности. .

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие творчества ребенка в процессе рисования»
Опубликовано: 18 июля 2021 в 06:45
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД