МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста»

Татьяна Коновалова
Консультация для воспитателей «Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста»

Консультация для воспитателей «Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста»

Период раннего детства – чрезвычайно интенсивный в плане развития : физического, психического, социального. У ребенка формируются фундаментальные личностные новообразования, в том числе эмоции. Именно в раннем возрасте происходит интенсивное развитие речи, формирование словаря детей. Формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего речевого развития ребенка. Формирование словарного запаса занимает важнейшее место в дошкольном образовании, а вопрос о его состоянии и методике развития является одним из актуальных вопросов. В условиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах

В наше время всё чаще сталкиваемся с проблемой того, что недостаточно развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей. Один из них – это развитие мелкой моторики рук. Данное направление выбрано неслучайно, так как очень важно уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Соглашаясь с мнением ведущих психологов и педагогов, что игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, работа по формированию словаря детей будет эффективна через применение игр, на основе использования игрушек пальчикового театра.

Педагоги практики считают, что использование игрушек пальчикового театра вызывает у детей раннего возраста наибольший интерес, речевую активность, эмоциональную отзывчивость.

Пальчиковый театр - показ, инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Пальчиковый театр -набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. Пальчиковый театр представляет уникальную возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик и поиграть, или одеть его на специальную подставку и разыгрывать сказку на столе.

Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей. Пальчиковый театр используется на занятиях по формированию математических представлений у детей например, сказка Теремок, лягушка-квакушка и зайчик - побегайчик вдвоем, потом втроем, и т. д., для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «Справа-слева», «рядом». В ходе игры ребенок, повторяя движения взрослого, активизирует моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. С их помощью игрушек пальчикового театра можно рассказывать любимые стихи, сказки, потешки. Незамысловатая игрушка развивает интонацию, исполнительские умения, творческие способности в передаче образа героя из сказки.

Пальчиковый театр, как дидактический материал имеет множество функций:

- стимулирует развитие мелкой моторики;

- знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

- помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева,, друг за другом и т. д.);

- развивает воображение, память, мышление и внимание;

- помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

- формирует творческие способности и артистические умения;

- знакомит с элементарными математическими понятиями.

Работа с детьми по обыгрыванию сказок, песен, потешек на основе использования игрушек пальчикового театра строится следующим образом:

Чтобы потешка, песенка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Данный вид деятельности включает несколько этапов:

1 этап – Предварительная работа - знакомство с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, песенки (кошка, коза и т. д.) :

На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.

1. Рассматривание игрушки пальчикового тетра

2. Дидактические игры с игрушками

3. Пропевание песенок, потешек

2 этап – Знакомство с песенкой, потешкой

рассказывание потешки, песенки

повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением игрушки пальчикового театра

беседа по содержанию

обыгрывание с игрушкой пальчикового театра

Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.

3 этап - Повторение потешек, песенок - повторения необходимы не только на одном и том же занятии, необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время, это помогает закрепить и расширить знания детей :

рассказывание песенок, потешек с использованием игрушек пальчикового театра

рассматривание иллюстраций,

чтение без показа иллюстраций,

проговаривание отдельным ребенком (с использованием игрушек пальчикового театра)

проигрывание диалогов героев.

Использование этих приемов помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

4 этап – Внесение потешек и песенок с использованием игрушек пальчикового театра во все виды детской деятельности:

использование в режимных процессах,

элементы и игры драматизации,

использование в режимных процессах,

элементы и игры драматизации,

дидактические игры «Узнай потешку» (показ игрушки пальчикового театра, а ребенок читает потешку,

использование игрушек пальчикового театра в процессе ООД.

В адаптационный период чтобы установить контакт с детьми, вызывать положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитатель использует в работе обыгрывание песенок, потешек с использованием игрушек пальчикового театра.

Персонажи и образы наших пальчиковых игр – гуси, волк и зайчик - нравятся детям двух лет, они с удовольствием повторяют за взрослыми. Детям трудно проговаривать текст, им достаточно выполнить движения вместе со взрослым или с его помощью. Пальчиковые игры побуждают к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр :

•Перед игрой педагог обсуждает её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

•Выполняет упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивает наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

•Выбрав два или три упражнения, воспитатель постепенно заменяет их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

•Ставит перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

•Педагог никогда не принуждает. Пытается разобраться в причинах отказа, если возможно, поменяет игру.

•Стимулирует подпевание детей, «не замечает», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряет успехи

Занятия театрализованной деятельностью способствуют развитию у детей не только психических функций но, и, формируют художественные способности, творческий потенциал, межличностное взаимодействие, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку увидеть прекрасное в окружающем мире, приобщают его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному», многократно повторялся один и тот же содержательный материал, одни и те же игры на разных занятиях. При этом целесообразно использовать игры-разминки («Кто кричит?», «Птички в саду», упражнения («Как воет ветер?», этюды («Зайцы», «Котята», игры-импровизации («Дружок», «Снежинки», пальчиковую гимнастику («Ладушки, ладушки», «Пальчики гуляют»,

Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол - наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста»
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 18:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД