Антонина Хараброва
Консультация «Фонематический слух — основа правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но ребенка можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Публикация «Консультация „Фонематический слух — основа правильной речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Игры для развития слухового внимания
«Отгадай, что звучит»
Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т. д. и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребенку просто сесть спиной к взрослому.
«Угадай, что делать»
Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз.
«Где позвонили»
Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.
«Угадай, кто сказал»
Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.
Игры для развития фонематического слуха
«Так ли это звучит?»
Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова, отмечая многообразие слов, их разное и сходное звучание.
«Звуковые песенки»
Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа ау, как дети кричат в лесу, или как кричит ослик Иа, или как плачет ребенок (уа, как мы удивляемся (оо)и другие. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем второй. Потом ребенок с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» составленную им схему.