Татьяна Елисеева
Консультация «Использование дидактических игр при формировании лексико — грамматического строя речи дошкольников с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр при формировании лексико - грамматического строя речи дошкольников с ТНР
Подготовила учитель-логопед Елисеева Т. К.
2020
Публикация «Консультация „Использование дидактических игр при формировании лексико — грамматического строя речи дошкольников с ТНР“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка. С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с тяжелыми нарушениями речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь – это слова (основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, синтаксический - умения составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова и предложения.
Овладеть грамматическим строем речи – значит научиться правильно употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ТНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ТНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, в искажении общей картины речевого развития.
У детей с тяжелыми нарушениями речи имеется чёткое и хорошо осознанное различие некоторых грамматических форм; наряду с этим имеются грамматические формы, различие которых нестойко. Различение прилагательных по роду у большинства детей вообще отсутствует.
Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребенок эмпирически овладевает всей сложной системы грамматики русского языка.
Исследователи (Жукова Н. С., Спирова Л. Ф., Шаховской С. Н.) выделяют следующие неправильные сочетания слов в предложении при ОНР:
1. неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);
2. неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
3. неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);
4. неправильное употребление предложно – падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан);
5. неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);
Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов некоторых прилагательных (помалюскин стул – маленький, деревко – дерево, михная шапка – меховая).
Много ошибок дошкольники допускают при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит – идёт, вместо спрыгивает – прыгает, вместо пришивает – шьёт).
Выявляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже (я иглаю синей мятей – я играю синим мячом).
Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций. Характерные ошибки в употреблении предлогов:
- опускание предлогов (Паток лезит тумке – платок лежит в сумке);
- замена (кубик упай и тая-кубик упал со стола);
- недоговаривание (полезя а дево-полезла на дерево, посля а уиса-пошла на улицу).
Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна – окны, стулья – стулы).
Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула). Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных в роде, числе, падеже.
У детей дошкольного возраста с ТНР обнаруживается несформированность навыков практического словообразования:
- относительные прилагательные от существительных (морковь – морковный – морковенный);
- уменьшительно – ласкательная форма (ведро – ведерко – ведрочко)
Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей играми, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.
Важнейшим видом детской деятельности является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
Особой группой игр являются дидактические игры. Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической.
По мнению А. В. Менджерицкой, сущность дидактической игры заключается в том, что «дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность».
В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения, способы образования слов. Следует подчеркнуть (А. Г. Арушанова, что ребёнку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать у детей языковое чутьё, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности. Л. С. Выготский говорил, что «. из всех форм творчества словесное творчество является самым характерным для детского возраста».
Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.
Разработаны специальные игры и упражнения, которые предназначены для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения. Это хорошо известные игры: «Чего не стало?», Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др. Следует подчеркнуть, что в игре ребёнок не подозревает об истинном ёё назначении. Он видит и осознаёт игровую задачу: быть внимательным, запомнить, как стояли предметы, узнать игрушку по описанию и т. д. Ребёнок в играх и упражнениях приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания.
Работу нужно проводить по следующим направлениям:
1. упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
2. упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
3. составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
На первом этапе работы можно использовать игрушки, конкретные предметы. При рассматривании обращать внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Вводить приемы, помогающие выделять признаки предметов, сравнивать их. Затем переходить к работе с разрезанными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда.
1. При складывании какой – либо картинки, например из серии "Одежда", дети называют ее составные части. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память.
2. Дидактические игры - лото "Мебель", "Одежда", "Игрушки", "Овощи", "Фрукты", "Транспорт", "Инструменты" и т. д. используют и при формировании умения классифицировать предметы. Когда дети усвоили материал, можно проводить игры "Кто скорее соберет?", "Все ко мне", цель которых развивать умение соотносить предметы, обобщать их.
3. В игре "Кто больше запомнит, что из чего сделано?" дети по памяти называют металлические, бумажные, деревянные и другие предметы. За правильный ответ раздается детям разноцветный кружок. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.
4. Игра "Чей хвост, чья голова?" помогает решать несколько задач: изучать и закреплять названия диких и домашних животных, птиц; упражнять в образовании качественных и притяжательных прилагательных; в умении использовать цвета и оттенки. На завершающем занятии дети составляют описательные рассказы по определенной теме.
5. Цель дидактической игры "Что знаешь, расскажи" – обогащение словаря детей прилагательными, глаголами и наречиями. Детям первой команды предлагается рассказать, какой котенок: маленький, шустрый, пушистый, черный, ласковый, озорной, усатый. Вторая команда подбирает глаголы: сидит, бежит, прыгает, подкрадывается, мурлычет, мяукает, кусается, царапается. Третья команда называет наречия или прилагательные, характеризующие погоду, во время которой котенок отправился погулять (жарко (жаркая, холодно (холодная, пасмурно (пасмурная, ветрено (ветреная, солнечно (солнечная).
6. После знакомства детей со сложными предлогами можно провести игру "Что изменилось?". Цель игры - закрепление в речи детей предлогов на, возле, из-за, около, со, на и наречия между. Предложить детям сказать, где предмет находился раньше и где находится теперь.
7. Для формирования представлений о части суток использую игры: "Кто работает рано утром?", "Кто работает днем?", "Кто работает ночью?".
8. Игра "Было – будет" способствует уточнению представлений о прошлом, настоящем и будущем. Детям предлагается послушать короткие стихи и отгадать, было это или будет, таким образом, упражняя их в употреблении глаголов.
9. Есть целый ряд игр, которые формируют умение найти нужное слово: "Что вам нужно?", "Дополните предложение", "Скажи по-другому". Цель этих игр – научить подбирать слова, близкие по значению. Так, в дидактическом упражнении: «Составь предложение» детям раздаются картинки, изображающие животных, овощи, фрукты, птиц. Сначала дети отвечают на вопрос «Кто (что) нарисован (о) на картинке?». Затем логопед произносит только начало предложения: «В лесу живут…» И дети, у которых на картинке изображены звери, должны были продолжить.
10. При знакомстве детей со сложными предложениями, сначала предлагается детям составить предложения по образцу, самостоятельно придумать предложение по картинкам и демонстрируемым действиям. Для составления предложений со значением противопоставления используются пары картинок, на которых изображены противоположные сюжеты.
11. Придумывая предложения с разделительным союзом или, используется дидактическая игра "Что буду делать?" Предлагается одному из детей взять со стола два предмета и начать ими действовать за ширмой, а ребятам задает вопрос: "Что он делает?"
12. В дальнейшем используются дидактические игры "Прятки", "Кто у кого", "Подумай и скажи", "Закончи предложение". Цель этих игр - учить детей составлять сложносочиненные предложения.
Развитие словообразования
1. Образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Игра с мячом «Скажи ласково» Мячик маленький поймай, Да словечком приласкай. (Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет второе слово.)
2. Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды)
Игра «Для чего?» Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфета, мыло). Затем задает вопрос, где хранятся эти предметы. После названия предмета дети кладут его в ту емкость, в которой он храниться.
3. Образование притяжательных прилагательных.
Игра «Ералаш» Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги. Затем из частей составить целое изображение животного.
4. Образование относительных прилагательных от существительных.
Игра в мяч «Из чего сделано?» Вот предмет, а из чего люди сделали его? Логопед, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи». А ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные сапоги». Можно предложить составить детям предложения с данными словосочетаниями.
«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; «Какая каша?»
5. Образование глаголов движения с помощью приставок.
Игра «Поездка в деревню». Используется иллюстрация. Логопед начинает, ребенок договаривает: «Мы ехали, ехали, к речке. (подъехали, мост. (переехали, к горке. (подъехали, на горку. (въехали, с горки. (съехали, дальше. (поехали) и домой. (приехали).
6. Образование сложных слов.
Игра «Назови машину» Машина возит молоко. Как она называется? (воду, бензин, цемент, муку, лес)
Объясните, почему так называется? - рыболов (рыбу ловит). Листопад, ледоход, землекоп, самокат, пчеловод, пешеход, вездеход, ледокол, самосвал, лесоруб, паровоз, трубочист, пароход, самолет.
Назови одно слово вместо двух. Снег чистит – снегоочиститель.
7. Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных.
Ответить на вопрос «Как?» Утром светло, а днем. («как?») еще светлее. Вечером темно, а ночью. Осенью холодно, а зимой.
8. Работа над родственными словами.
Найди лишнее слово: Гора, горный, горе; Боль, большой, больница; Водить, вода, водный.
9. «Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе)
Развитие словоизменения
1. Именительный падеж существительных единственного и множественного числа
Игра в мяч «Один - много» Мы волшебники немного: Был один, а станет много. Логопед бросает мяч детям, называя существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.
2. Винительный падеж существительных
Игра «Огород» Логопед предлагает детям «посадить» овощи. Затем спрашивает каждого ребенка, что он делает: «Лена, что ты сажаешь?» («Я сажаю огурцы») «Ира, что ты посадила?» («Я посадила редис») «Дима, что ты посадишь?» («Я посажу капусту»).
3. Родительный падеж существительных.
Игра «Кто без чего?» Используются перфокарты с изображениями животных с недостающей частью тела: собака без ушей, корова без рогов и т. д. Логопед задает вопрос «Кто без чего?» После того, как ребенок все назвал, ему предлагают исправить ошибку –дорисовать.
4. Дательный падеж существительных
Игра «Кому что дадим?» На столе картинки с изображением корма для животных: сено, яблоки, орехи, грибы, молоко, мед и др. и животных: корова, лошадь, еж, белка, медведь и т. д. В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее возле соответствующей картинки с изображением животного, отвечая на вопрос: «Кому что дадим?» (Сено дадим корове, лошади; грибы - белке и т. д.)
5. Творительный падеж существительных
Игра «Составь предложение» Мячик прыгать я заставлю, Предложение составлю. Логопед бросает мяч ребенку, произнося при этом несогласованные слова, например: мама, гладить, утюг, платье. Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно логопеду.
6. Предложный падеж существительных
Игра «Где что растет». На столе слева находятся картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота. Справа - картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, ягод и т. д. Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут.
7. Предложно-падежные конструкции.
Игра «Исправь ошибки» Жил человек рассеянный на улице Бассейной. Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Помогите ему правильно прочитать и правильно понять предложения. Вот как он прочитал: «Дед в печи, дрова на печи», - Исправьте его. «На столе сапожки, под столом лепешки», - А как правильно? «Под столом портрет, над столом табурет», - Исправьте его.
8. Согласование глагола и существительного в числе
Игра «Умная стрелка» Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, подвижная стрелка, закрепленная в центре круга. На круге различные сюжетные картинки, изображающие действия. Логопед называет действие :рисует, играет, строят и др. Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают по ней предложение (Дети строят башню. Девочка играет в мяч.)
9. Совершенный и несовершенный вид глагола
Игра «Скажи правильно». Машина (ехать); Самолет (лететь); Корабль (плыть); Поезд (гудеть); Человек (идти) и т. д.
10. Глаголы будущего времени
Игра «Режим дня». Используется наглядный материал. - Что ты будешь делать завтра утром?
11. Согласование существительных с числительными.
Игра в лото «Два и пять». Детям раздают карточки лото с изображением двух и пяти предметов. Например, два помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок и т. д. Логопед называет предмет. Дети находят на карточке изображение предмета и определяют количество. Называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой. Выигрывает тот, кто правильно назвал количество предметов и раньше других закрыл все карточки лото.
12. Согласование существительных с порядковыми числительными.
Игра «Поезд» Используется наглядное пособие: паровоз и вагоны с пустыми окошками. В эти окна ребенок подбирает предметные картинки на определенный звук. - Сосчитай вагоны по порядку. - Найди пятый вагон от начала. Что находится в этом вагоне? - В каком по счету вагоне едет.?
13. Игры «Мой, моя, мое, мои», «Жадина» направлены на согласование притяжательных местоимений с существительными.
Для наибольшей эффективности дидактических игр и упражнений нужно соблюдать следующие условия:
- систематичность проведения;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчинённость заданий выбранной речевой цели;
- чередование и вариативность игр и упражнений.
Таким образом, применение специальных дидактических игр и упражнений в работе с детьми с ТНР позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи, вызывает у детей интерес, поддерживает положительный эмоциональный настрой, позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием, обеспечивает усвоение программного материала.