Получи документы

Консультация «Моделирование духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе отечественной социокультурной ориентации»

Малюкова Татьяна Александровна
Консультация «Моделирование духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе отечественной социокультурной ориентации»

В современных условиях, когда обществом потеряны существовавшие ранее принципы и нормы морали, а новые еще размыты, в числе важнейших задач воспитания стоит духовно-нравственное воспитание ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так как часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, составляет до 40 % общего объема она может включать различные направления и программы.

Публикация «Консультация „Моделирование духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе отечественной социокультурной ориентации“» размещена в разделах

Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

Задачи:

• интеллектуальное и духовное обогащение детей;

• элементарное знакомство с православной верой;

• формирование представлений доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;

• возрождение русских национальных традиций и обычаев;

• сохранение нравственных семейных ценностей

Стратегические принципы организации духовно-нравственного воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении на основе отечественной социокультурной традиции во многом совпадают с общепедагогическими, но имеют свою специфику. Основные принципы :

• системность, основанная на интеграции отечественных традиций семейного и общественного воспитания в контексте единых социокультурных ценностей и технологий

• культуросообразность освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественной культуре и образу

• Неформальный характер взаимодействия участников воспитательного процесса (педагогов, детей, родителей) в ходе освоения социокультурной традиции

• планирование воспитательной работы в соответствии с социокультурными доминантами годового календарного круга (природного, гражданского, народного, традиционного религиозного);

• интерактивность, предполагающая использование активных личностноориентированных педагогических технологий в процессе духовно-нравственного воспитания детей, методической работы с педагогами и взаимодействия с семьями воспитанников;

социокультурная и психологическая адаптивность содержания программ духовно-нравственного воспитания, предполагающая непротиворечивость предлагаемого содержания «Федеральным государственным требованиям к основной общеобразовательной программе дошкольного образования»2, запросам, проблемам и возможностям семей и педагогов дошкольных образовательных учреждений как участников воспитательного процесса

• возрастной и индивидуальный подход в воспитании.

Ценностный социокультурный ряд духовно-нравственного направления :

• Героическая история нашей Родины,

• Подвиг,

• Святая память,

• Мужество,

• Благодарность,

• Любовь к ближним и Отечеству,

• Милосердие,

• Мудрость,

• Жизнь,

• Труд,

• Семья,

• Забота,

• Праздники,

• Слово.

Вся работа по духовно-нравственному воспитаниюдолжна осуществляться по трем направлениям:

• самообразование педагогов;

взаимодействие с родителями;

• совместная деятельность с детьми

Самообразование педагогов

Это:

консультации

• семинары;

• изучение передового опыта и литературы.

• Курсы по православию

Ребёнок подражает поведению взрослых. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью и включает в себя:

• собрания на духовно- нравственные темы

• собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;

• лектории для родителей;

• открытые показы воспитательно- образовательного процесса;

• вечера вопросов и ответов;

• проведение совместных мероприятий;

• собеседования на диалоговой основе;

• анкетирование и тестирование;

• индивидуальные и групповые консультации;

• наглядные виды работы (информационные стенды для родителей,

• стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);

• визиты домой;

• экскурсии;

• привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;

• привлечение родителей к подбору произведений устного народного

творчества определенной тематики;

• выставки совместного творчества

Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье.

Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Она включает:

Духовно-образовательное направление. (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)

Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В работе выделяю следующие направления:

•. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)

•. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .

• Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).

Как показывает опыт, исследования в результате систематической работы по данному направлению у воспитанников осознанно формирмируютсясоциокультурные ценностные ориентации, на основании чего, нами сделаны следующие выводы:

1. У воспитанников появиляется устойчивый интерес и потребность в общении со сверстниками и близкими людьми, на основе проявления эмпатии, бесконфликтного и позитивного отношения к людям разных возрастов, разной национальности.

2. Воспитанники осознают нравственную ценность поступков людей; искреннее проявляют собственное сопереживание, сочувствие в общении с близкими людьми и сверстниками, интересоваться их настроением, эмоциональным и физическим состоянием, проявляют уважительное отношение к интересам членов семьи, выполняют правила, принятые в семье, поддерживают семейные традиции.

3. Дети активнее проявляют познавательный интерес об истории России и её культурных достояниях, основных исторических событиях и выдающихся людях страны, об истории семьи, её родословной и семейных реликвиях.

4. Воспитанники уже самостоятельно могут применять полученные знания в различных видах творческой, предметно-продуктивной и коммуникативной деятельности, что позволяет говорить о положительной реализации социокультурной деятельности на основе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Моделирование духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе отечественной социокультурной ориентации»
Опубликовано: 25 апреля 2021 в 16:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД