Получи документы

Консультация «Особенности ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством»

Бединская Наталья Александровна
Консультация «Особенности ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством»

Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Публикация «Консультация „Особенности ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством“» размещена в разделах

Декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в декоративно-прикладном искусстве яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.

В настоящее время происходит существенное обновление содержания образования как в школе, так и в дошкольных учреждениях. Среди педагогов заметно усиливается интерес к национально- этническим корням. Возможности использования наследия народной педагогики как части народной культуры в работе с детьми подчёркивали Ушинский К. Ф., Крупская Н. К., Макаренко А. С., Сухомлинский А. В. И др. В дошкольной педагогике прикладное народное творчество давно признано незаменимым средством для воспитания эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему и развитию элементарных навыков рукоделия.

Е. А. Флерина, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Т. А. Шпикалова, Б. М. Неменский проповедуют главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном, того края, где живёт человек. Не чувствуя, не понимая родное искусство, человек вряд ли способен чувствовать искусство, культуру человека другой национальности.

Искусствоведы доказали, что народное искусство как проявление творчества народа, являясь первоосновой профессионального искусства в силу своих художественных возможностей близко, доступно и понятно ребёнку.

1. Декоративное народное искусство близко по мотивам к природе (но окружающая действительность изображается обобщённо, стилизованно).

2. В народном искусстве нет ничего лишнего, в нём отобрано и сохранено главное, оно просто и выразительно.

3. Красочность, яркость произведений (насыщенные, контрастные цветовые сочетания характерны для большинства народных росписей).

4. Ритмичность узора, соответствие его общей композиции и форме предмета.

По утверждению Саккулиной Н. П., именно народное искусство даёт богатую пищу художественному восприятию ребёнка, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, у них возникает стремление научиться самим создавать прекрасное.

Таким образом, можно сделать вывод, что народное искусство многофункционально, высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности его детям делают его незаменимым средством воспитания ребёнка.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это дать возможность почувствовать детям себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Народное искусство, как уже отмечалось ранее, связано с действительностью и влияет на неё, поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, быту, нравам, традициям этого народа. Например, нельзя до конца почувствовать, понять всемирно известную дымковскую, если не знать русскую деревню, её историю, нравы, обычаи.

Главными задачами ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством являются следующие :

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства; понимание его особенностей; желания знать искусство местного края.

2. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.

3. Формирование обобщё нных знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной росписи (хохломской, дымковской, Городецкой, жостовской и др.);

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

4. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

5. Воспитание активности. Самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров.

Эти общие задачи могут быть конкретизировать по возрастным группам.

Первая, вторая и третья задачи предусматривают ознакомление детей с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, особенностями росписи, историей промысла.

Четвёртая и пятая задачи предусматривают обучение детей приёмам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов росписи не главное. Задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской, Городецкой или другой росписи, а приобщение ребёнка к истокам народного искусства, в результате которого дети, усвоив некоторые навыки, могут составить узор и почувствовать радость народного творчества.

Исходя из поставленных задач, методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:

1. Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Оба направления (блока) тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач ознакомления с народным творчеством.

Внутри каждого направления между отдельными занятиями, между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует всё большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений.

Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством – чувства, которые необходимо вызвать у детей. Поэтому важно, чтобы педагог сам знал это искусство, чувствовал его и мог выразить свои чувства внешне.

Какие формы и методы можно использовать? Хорошо, если можно организовать экскурсию на соответствующее производство (художественный цех, мастерские и т. п.). За неимением поблизости такового можно организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении. Подбор предметов, изделий не ограничен. Такая выставка может быть рассчитана на посещение её детьми дошкольных учреждений. Цель экскурсии – активизация детских чувств. А на этом фоне сообщение детям знаний об ассортименте изделий и их функциональном назначении, особенностях, своеобразии узоров, технологическом процессе изготовления. Очень хорошо, если детей встретит добрая волшебница Марья-искуссница, в лице воспитателя группы, которая покажет им чудо превращения какого-либо материала (деревянной заготовки) в изделие искусства (вазу, матрёшку, а затем поведёт их в мир декоративного творчества.

Подобное посещение мастерских, выставок должно быть неоднократным.

Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной форме историю промысла, будет полезен старшим детям.

После накопления знаний надо привести беседу обобщающего характера.

Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора. Цикл таких занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложенной выше, сосуществует и взаимодействует с нею, т. к. именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии. Этот цикл занятий выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания, характера познавательной деятельности. Поэтому использование методов и приёмов обучения должно быть системным.

Принципы ознакомления дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства :

1. Народное искусство доступно, понятно и интересно дошкольникам, поскольку особенности развития народного искусства, его символики во многом отражены и в детском творчестве.

2. Народное декоративно-прикладное искусство широко используется в оформлении детского сада. Это народная игрушка (дымковская, филимоновская, тверская, богородская, предметы с хохломской, городецкой, жостовской росписью и пр.). В каждом детском саду имеются разные предметы русского народного декоративно-прикладного искусства, а также народов нашей страны.

3. Элементы различных росписей используются для создания дидактических игр и пособий.

4. С помощью различных росписей дети более глубоко и наглядно знакомятся со знаково-символической функцией цвета и символикой растительного, животного мира, неживой природы.

5. Для обучения и формирования детского декоративного творчества используются только подлинные предметы народного искусства и их изображения (фотографии, слайды).

Для ознакомления с декоративно-прикладным искусством сначала выбираются знакомые образы, украшенные геометрическим узором (полосы, круги, кольца, точки). Эти виды проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, выделяются новые средства выразителности, характерные особенности, традиции каждого вида. Воспитатель все время возвращается к знакомому виду. Затем привлекаются виды с растительным узором (городец, хохлома, жостово).

Работа строится в следующих направлениях:

- знакомство детей с определенным видом народного декоративно- прикладного искусства, с некоторыми сведениями о промысле, содержанием, их назначением, материалами, характерными признаками, средствами выразительности;

- знакомство детей с различными видами орнаментов: геометрическим, растительным, зооморфным, антропоморфным, комбинированным;

- изучение законов построения различных композиций орнаментов.

Основная цель такой работы — формирование эстетических представлений у дошкольников об особенностях народного декоративно-прикладного искусства, его видах и специфике различных росписей.

При этом решаются следующие задачи:

- учить различать виды декоративно-прикладного искусства;

- знакомить с промыслами и их особенностями;

- изучать разнообразие и свойство материалов, используемых в различных видах декоративно-прикладного искусства;

- учить сравнивать реальные и стилизованные образы;

- учить выделять средства выразительности.

Занятия-повторения. Дети повторяют материал, который они уже изучали. Целесообразно вносить изменения, усложнения, рассматривать аналогичные произведения, чтобы дети учились анализу произведений, умели определять выразительные средства.

Игра как форма ознакомления доступна и многофункциональна.

Сюжетно-ролевые игры.

«Ярмарка мастеров» (для детей старшего дошкольного возраста). Дети выступают в качестве народных умельцев, каждый из которых представляет свой промысел, свое ремесло. На ярмарке нужно не только продать свой товар, но и его прорекламировать, рассказать о нем, чтобы заинтересовать покупателей. На протяжении всей игры звучат песни, проводятся конкурсы.

«Мастерицы» (для детей старшего дошкольного возраста). Дети делятся на «мастериц», которые занимаются изготовлением различных поделок, «царя», выступающего в качестве ведущего и управляющего процессом игры, «царевичей», которые должны выбрать себе мастерицу, способную выполнить какое-либо задание.

Дидактические игры.

Игры-вкладыши:

«Собери посуду» (для детей разных возрастных групп). Детям предлагается из отдельных элементов составить набор посуды, сохранив при этом рисунок и колорит.

«Подбери узор» (для детей разных возрастных групп). В набор игры включается плотная основа, в которой сделаны прорези в виде различных мотивов и отдельно элементы этих мотивов. Детям необходимо соотнести элементы с основным рисунком, чтобы получить целостное изображение.

«Рукавички для зайки» (для детей младшего дошкольного возраста). Цель — учить детей соотносить крупные детали разной формы с основой, чтобы заполнить недостающие элементы. При этом важно подобрать детали и по форме, и по цвету.

Игры с карточками:

«Где, чей домик» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). В набор входят карточки с изображением различных предметов народного декоративно-прикладного искусства. Детям необходимо классифицировать карточки таким образом, чтобы разделить их по промыслам.

«Как работают мастера» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Игра направлена на формирование умения детей определять последовательность этапов создания того или иного произведения.

«Что из чего» (для детей старшего дошкольного возраста). Дети учатся определять особенности создания различных произведений, соотнося с материалами, из которых они могут выполняться.

«Где чей узор» (для детей среднего и старшего возраста). Цель игры — формировать умение выделять характерные особенности у различных росписей и объединять карточки с изображением расписных изделий по ведущим признакам.

«Одень Аленку» (для детей разных возрастных групп). В набор входит кукла и различные варианты национальных костюмов. Детям необходимо полностью подобрать костюм, который соответствовал бы определенной национальности. При этом важно подобрать и атрибуты костюма.

«Укрась тарелки» (для детей разных возрастных групп). Детям предлагаются заготовки различной формы тарелок и набор элементов узора, необходимо расположить узор на тарелке.

Игры с игровым полем:

«Путешествие по промыслам» (для детей старшего дошкольного возраста). На игровое поле схематично нанесены пути, ведущие от разных сел, где развит определенный промысел. Игрокам необходимо, преодолев все препятствия, дойти до города и «довезти» свой товар, выполнив различные задания.

«Викторина по промыслам» (для детей старшего дошкольного возраста). Это тип электронной викторины, в набор которой входят цветные карточки с изображением предметов народного искусства и промыслов, к которым они относятся. Детям необходимо сопоставить их. В случае правильного выбора загорается лампочка.

«Что случилось у Маруси» (для детей старшего дошкольного возраста). Дети должны помочь Марусе, которая растеряла все глиняные игрушки. Но это можно сделать в том случае, если пройти все испытания и ответить правильно на все вопросы.

Игры-пазлы.

Игры-конструкторы, которые позволяют из отдельных элементов собрать различные предметы народного искусства.

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусствомДидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством» Фотоотчёт о реализации проекта на тему: «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно – прикладным.

Конспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группе "Мадина в гостях у ребят". Цель:Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно - образовательные:.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 6. 10 ноября. Ненила –льняница, льняные смотрины. Программные задачи: познакомить детей со льном (семена, растение лён, цветение.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть7. «Варвара зимняя» На Руси народный календарь называется месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая».

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 1-ый вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздником.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 2-ой вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздникомВасильев.

Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке»Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке» Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке»». Цель: познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством»
Опубликовано: 29 июня 2020 в 18:54
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД