Получи документы

Консультация «Песочная терапия. Адаптирующие игры»

Татьяна Гавриленко
Консультация «Песочная терапия. Адаптирующие игры»

Консультация на тему "Песочная терапия. Адаптирующие игры".

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, логопедов, психологов к специально организованным занятиям с детьми с использование песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проведения у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а так же для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.

Публикация «Консультация „Песочная терапия, Адаптирующие игры“» размещена в разделах

Что такое песочная терапия?

Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому игры с песком наиболее любимы и близки детям.

Пескотерапию может проводить воспитатель, логопед, психолог.

Цель песочной терапии : развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.

Задачи пескотерапии :

1. Рекласация, снятие мышечной напряженности;

2. Развитие зрительно – пространственной ориентировки;

3. Концентрация внимания, памяти;

4. Развитие речи и логики, расширение словарного запаса;

5. Стабилизация эмоционального состояния, поглощая негативную энергию;

6. Способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребенка;

7. Развитие творческих (креативные) способностей;

8. Формирование позитивной коммуникации.

Общие условия организации песочной терапии

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер 50х70х8 см, (где 50х70 – размер поля, а 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы удобнее использовать песочницу размером 100х140х8 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство, можно экспериментировать с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

Игрушки. Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

- люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных, в динамических и статических позах;

- наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

- летающие животные (домашние, дикие, доисторические);

- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох);

- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

- объекты небесного пространства (солнце, луна, облака, радуга, звезды);

- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского военного назначения, фантастические транспортные средства);

- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

- объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

- естественный природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева и пр.)

- фантастические предметы и персонажи мультфильмов.

Итак, все что встречается в окружающем мире может занять достойное место в коллекции. Коллекция фигурок располагается на полках (могут использоваться и прозрачные коробки).

Чем полезны игры с песком?

• Развивают речь, восприятие, мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение.

• Формируют у ребенка представления об окружающем мире.

• Развивают мелкую моторику, глазомер.

• Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.

• Помогают узнавать внешний и свой внутренний мир.

• Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)

Эффект песочной терапии :

• Позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;

Положительная динамика в развитии:

- образного мышления;

- тактильной чувствительности;

- зрительно – моторной координации;

- ориентировки в пространстве;

- сенсомоторного восприятия.

Все игры в пескотерапии делятся на 3 направления:

1. Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас, развивает внимание и память, развивает восприятие различного темпа речи, развивает фонематический слух, работает над дыханием. Главное идет обучение письму и чтению.

2. Познавательные игры – познать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры – осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.

В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных детей нет в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок – мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить!

Чтоб запомнить и дружить!

Советы по организации занятий

Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно

обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько

правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно

соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей.

В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте.

Итак, некоторые рекомендации:

• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

• Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).

• Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.

• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.

• Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.

• С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.

• Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.

• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.

• Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.

Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.

• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки –таковы гигиенические нормы.

• Периодически лоток нужно пополнять песком.

• Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.

• Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении.

• После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется.

На этапе адаптации можно использовать обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, позволяющие установить контакт с ребенком. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в детском саду.

• Для игры с песком можно использовать такие упражнения и игры :

• - На песке можно рисовать палочкой

• - Отпечатки наших рук. (Песок прохладный, теплый, сухой, мокрый, когда двигаем руками по песку, ощущаем маленькие песчинки) Делаем другие упражнения.

• *отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик);

• *скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползает змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром;

• * «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками одновременно);

• * «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие «вверх – вниз» - движется вся кисть);

• *оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами ( вместе пофантазировать: чьи это следы).

• *отпечатки различными предметами на сыром песке

• Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память.

• - Игра «Чего не стало?»

• Перед детьми стоит 3 игрушки. Дети закрывают глаза, одна игрушка прячется в песок. Затем дети открывают глаза и называют какой игрушки не стало. Ищем предмет в песке. Кто нашел, тот становится водящим.

• - Игра «Найди шарик»

Цель: знакомство с качествами предметов – размером, формой. Содержание. Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребёнка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.

• Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

• - Проводим фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам

• - «Рассказывание сказок с использованием миниатюрных фигурок и различных предметов»

• - Игра-упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу».

• Расставляем на поверхности или в песчаных рельефах разнообразные предметы и фигурки, символизирующие людей, предметы и образы из реальности.

Таким образом, «песочная терапия» является мощным средством успешной адаптации детей к условиям детского сада, снижает психоэмоциональное напряжение, развивает коммуникативные навыки, создает положительный образ детского сада.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке»Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно", — писал К. Г. Юнг. На сегодняшний день песочная терапия очень.

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду»Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия «Педагогическая песочница»Песочная терапия «Педагогическая песочница» Педагоги могут проводить коррекционные и развивающие упражнения в "Педагогической" песочнице с детьми любого возраста. Занятия, проводимые.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Песочная терапия во второй младшей группеПесочная терапия во второй младшей группе Песочная терапия во второй младшей группе. Цель: обогащение эмоционального мира ребенка. Задачи: формировать уверенность в себе, познакомить.

Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей»Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей» Основоположником методики песочной терапии был К. Г. Юнг. Именно благодаря его теории «психического иммунитета» и способности сознания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Песочная терапия. Адаптирующие игры»
Опубликовано: 29 декабря 2020 в 03:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД